Почти три года назад телеведущий Владимир Соловьев снял свой первый документальный фильм о Владимире Путине. Он назывался «Президент» — премьера на телеканале «Россия» состоялась 26 апреля 2015 года. 20 декабря того же года на том же телеканале вышла в эфир «вторая серия» — фильм «Миропорядок». Теперь настало время «третьей серии» под названием «Миропорядок 2018».
«Россию лучше иметь союзником…», «Мы — великая держава…», «Я думаю, вдолгую мы все равно выиграем…», «Мало кто ожидал, что мы будем действовать так быстро, решительно и, я бы сказал, дерзко…», «Есть очень хорошие ориентиры, очень хорошие «маяки». И главный такой «маяк» — интересы Российской Федерации и ее народа…» — такой «нарезкой» путинских цитат, перебиваемых видеорядом вечернего президентского кортежа на пути в Кремль и панорамами российской столицы, начинается эта полуторачасовая лента, которая получилась весьма многослойной и многомерной.
Внешний слой смыслов: «С каким трудом дается каждый новый шаг взаимопонимания…», как в нынешних условиях острого конфликта с «коллективным Западом», возглавляемым Соединенными Штатами Америки, российский лидер ведет «сложный поиск согласия лидеров, народов, государств», — заявлен в самом начале «Миропорядка 2018» и выдерживается его автором до самого конца…
Сирия (и Ближний Восток), Украина (и Донбасс), международный терроризм, «похищение Европы» мигрантами, смена глобального лидера, которому, в силу объективного хода вещей, придется «уступить первую ступеньку пьедестала почета», но делать это «нужно с достоинством, пониманием и без истерик», — все это как раз из «внешнего» смыслового слоя соловьевского фильма…
Но этим «внешним» слоем его смыслы вовсе не исчерпываются. Там есть и более глубинные вещи. В данной статье попытаюсь указать лишь на некоторые из них, особенно — на самые актуальные в ближайшей перспективе.
Россия управляется Господом Богом
Одним из таких смысловых слоев фильма «Миропорядок 2018» является следующая сказанная Путиным фраза: «Иногда мне кажется, что кто-то подвел нас к такой черте, оказавшись на которой, мы будем вынуждены действовать так, как мы действовали…»
Понятно, что российский президент раскрывается перед тем или иным своим визави лишь настолько, насколько считает нужным — касается ли это размеров выловленной им рыбы, о которой он говорил с «первой леди» США Меланией Трамп и супругой премьер-министра Италии на саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге, или же холокоста еврейского народа, удерживающего современную Европу от полной реабилитации нацизма.
Но наличие некоторой «темной материи» или «темной энергии» в современном миропорядке, по отношению к которой его видимая часть вовсе не является определяющей, ощутимо проявлялось и в «нуарном» общем видеоряде, которая сопровождала тему Путина в этой соловьевской ленте, и в контрастных с ним «светлых» появлениях на экране писателя Захара Прилепина, уехавшего сражаться в Донбасс, и дочери погибшего в Аргунском ущелье Героя России Романа Соколова, курсантки Рязанского училища ВДВ Дарьи Соколовой. Впрочем, и документальные кадры с прямо стоящим под ливнем перед Вечным Огнем у Кремлевской стены президентом России впечатляли.
И когда этот же человек говорит о нынешнем конфликте с Западом: «Те, кто куда-то капает яд, сами его, в конце концов, и проглотят, сами этим ядом отравятся… Не этим надо заниматься — надо выстраивать отношения с Россией. И тогда у всех все будет хорошо», — и цитирует слова фельдмаршала Миниха: «Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует», — он свидетельствует о том, что сегодня эта скрытая, невидимая, высшая сила — на стороне России. И ничего подобного на стороне ее «партнеров»-оппонентов сейчас нет.
«Если мы сильно играем слабыми картами, то, значит, они (западные «партнеры» — авт.) вообще не умеют играть! Или на самом деле их карты не настолько сильны, чего-то им не хватает», — говорит Путин. И добавляет: «Я разочарован не в партнерах (Дональде Трампе и других — авт.) — я разочарован в системе. Она неэффективна, она сама себя поедает, и она непредсказуема… Нужно, чтобы новые «центры силы», по мере роста своего могущества, ощущали и рост своей ответственности».
Что это за «центры силы»?
Европа — от Лиссабона до Токио?
Практически весь фильм сопровождается «прямой речью» видных представителей западной элиты. Но это, как правило, представители Евросоюза, а также премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Случайность ли это? Или следствие того, что никто в США или, например, в Китае не дал добро на включение себя в «ткань» данного фильма?
Разумеется, ни то и ни другое. Слово было дано тем, кто своим присутствием обозначал, на мой взгляд, одну из самых главных идей этого фильма, которую можно обозначить так: «Европа — от Лиссабона до Токио». Или, если угодно, «Ось Берлин–Москва–Токио».
Вот что говорит в фильме бывший глава МВФ Доминик Стросс-Кан (Франция): «Сейчас меняются правила игры. Мы стоим на пороге новой эры».
Ему вторит экс-прокурор Международного трибунала ООН по бывшей Югославии и Международного трибунала ООН по Руанде Карла дель Понте (Швейцария): «Для России сейчас — великий момент».
В фильме российский президент рассказывает о том, что идея интеграции России с Европой («Европа от Лиссабона до Владивостока») принадлежит не ему, а бывшему канцлеру ФРГ Гельмуту Колю, который, оценивая грядущие изменения всемирного политического «пейзажа», утверждал: близок момент, когда США вернутся к классической «доктрине Монро» («Америка для американцев»), а Европа останется «один на один» с поднимающимися азиатскими гигантами (Индия и Китай), но не сможет ответить на этот исторический вызов вне союза с Россией.
Читайте также: Послание Владимира Путина: Третья мировая закончилась, не успев начаться
Соловьев: «Вы меняетесь. У вас все меньше иллюзий и все меньше надежд на то, что Запад нас услышит…» Путин в ответ: «Это не так… Сейчас все происходит так, как говорил канцлер ФРГ Гельмут Коль в 1992 году. Я не мог тогда ссылаться на его авторство, но я полностью разделял и разделяю его позицию».
Судя по этому фильму, возможность выстраивания геополитической оси «Берлин–Москва–Токио» вместо оси «Берлин–Москва–Пекин» выглядит все более вероятной, поскольку исключает безусловное финансово-экономическое доминирование одного «звена», а будет представлять собой союз более-менее равноценных, а потому и более-менее равноправных партнеров. Да и формирование такого союза будет менее болезненно восприниматься в Вашингтоне, поскольку создаст блок, уравновешивающий американо-китайское соперничество и не направленный против США.
Слушайте Россию
Этот момент подчеркивается и теми принципиально важными фрагментами фильма, в которых российский президент касается вещей экзистенциальных, связанных с существованием самого рода людского на планете Земля. Ведь углубляющиеся противоречия между Россией и США, доведенные до своего предела, будут означать глобальную катастрофу для всего человечества.
Похоже, на возможности улучшения отношений с Соединенными Штатами Путин поставил крест. И даже не по причине каких-то разногласий, а из-за банальной утраты доверия к позиции этой страны.
Читайте также: Владимир Путин о русском чудо-оружии: Нас никто не слушал — послушайте сейчас
Соловьев: «А они в первый раз нас так обманули?» (речь идет о государственном перевороте февраля 2014 года на Украине — авт.)
Путин: «Так грубо и нагло — пожалуй, что в первый…»
В данном случае — хватило и одного-единственного, первого раза…
…Уже ближе к концу фильма из уст президента России прозвучала ключевая фраза во всем фильме. Владимир Путин ставит, по сути, важнейший вопрос XXI века и сам же исчерпывающе отвечает на него. В этом ответе заключено свидетельство того, что Россия «вернулась в Историю» и вновь обрела субъектность одного из мировых игроков в Большой игре:
«Я, как гражданин России и глава российского государства, хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если там не будет России?»
Действительно, такой мир нам не нужен, и теперь, после федерального послания от 1 марта 2018 года, всему миру придется это услышать и с этим считаться…