Завод «Дагдизель» (Каспийск, Дагестан) до 2023 года произведет 73 новые торпеды УЭТ-1. Контракт подписали руководитель департамента по обеспечению гособоронзаказа Министерства обороны России контр-адмирал Андрей Вернигора и генеральный директор «Дагдизеля» Рауль Ильясов. Стоимость контракта — 7,2 млрд. рублей. Серийное производство торпед предстоит запустить в этом году.
После того, как производство УЭТ-1 выйдет на полную мощность, возможен пересмотр положений контракта с целью увеличения количества закупаемых ВМФ торпед, сказал после подписания документа начальник Главного управления вооружения Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев.
УЭТ-1 — универсальная электрическая торпеда калибра 533 мм, предназначенная для использования как на надводных кораблях, так и на подводных лодках. Она создана в результате реализации ОКР «Ихтиозавр». Причем разработчик был выбран в результате бурных дебатов и ожесточенной борьбы с привлечением тяжелой лоббирующей артиллерии.
Казалось бы, тему «Ихтиозавр» надо было передать ЦНИИ «Гидроприбор». На том основании, что предыдущая универсальная электрическая самонаводящаяся торпеда УЭСТ-80, стоящая на вооружении с 1980 года, была разработана именно здесь. Но она уже давно устарела, хоть по-прежнему эксплуатируется. «Гидроприбор» реализовал в этом десятилетии «глубокую» модернизацию УЭСТ-80, создав экспортную модификацию ТЭ2.
По мнению экспертов в области военно-морского флота, ТЭ2 стала позором и дискредитаций ВМФ РФ. И по характеристикам, и по конструкторской идеологии, и по конструктивным решениям она соответствует уровню западных торпед 60-х годов. Систему самонаведения (ССН) «передрали» с американской торпеды начала 60-х годов Mk46 mod.1, батарею — с торпеды конца 50-х годов Mk44, систему телеуправления (по проводу) — с западных торпед середины 60-х годов.
В результате разработка новой торпеды была поручена КБ завода «Дагдизель». Забегая вперед, скажем, что для данного КБ это не первая самостоятельная работа, в Каспийске модернизировали и тепловую торпеду «Физик», причем вполне успешно, заметно повысив ее ТТХ.
Характеристики новой торпеды не раскрываются. Но о них мы можем косвенно судить по ТТХ экспортного варианта торпеды УЭТ-1Э, которые, естественно, ниже, чем у базовой модификации, предназначенной для ВМФ России. Дальность хода УЭТ-1Э, впервые представленной на Военно-морском салоне в прошлом году, — 25 км. У УЭСТ-80 — 18 км. Максимальная скорость — 50 узлов против 45 узлов. Существенно выше дальность обнаружения подводных целей — 3,5 км против 1,5 км. Это по акустическому каналу ССН. Надводные корабли обнаруживаются по кильватерному следу — турбулентным процессам в водной среде, возникающим от работы винтов. Кильватерный след фиксируется во временном промежутке до 500 секунд с момента его возникновения.
Существенное повышение дальности хода удалось получить за счет улучшения электроемкости батареи. В УЭСТ-80 используется серебряно-магниевая батарея, активизируемая морской водой. По новой торпеде такие данные не приводятся. Несомненно, на дальность хода повлияло и использование новых материалов металло-полимерных составов, которые были получены в ходе выполнения ОКР «Ихтиозавр». Увеличению дальности и скорости хода способствовало использование нового электродвигателя с повышенным кпд. Старый двигатель — ДП-31У — не выдерживает никакой критики, поскольку при работе разогревается до 600 градусов.
Еще одним существенным шагом вперед следует признать повышение чувствительности двухканальной головки самонаведения, благодаря чему цель захватывается с большего расстояния.
Необходимо сказать, что между электрическими торпедами и тепловыми, основанными на работе аксикально-поршневого двигателя, уже длительное время существует конкуренция. Причем в России она до последнего времени имела нездоровый характер, зачастую основанный на чисто субъективных моментах.
Спор между электрической и тепловой торпедами наиболее остро разгорелся в середине 60-х годов, когда был проведен конкурс эскизных проектов перспективной универсальной торпеды УСТ, на котором были представлены проекты этих двух типов. Казалось бы, должна была победить тепловая торпеда, имевшая существенные преимущества ТТХ над электрической на глубинах до 600 метров. Однако победила электрическая, которая могла работать на 1000-метровой глубине.
В действительности это была грандиозная победа американских спецслужб, которые вбросили дезинформацию о скором появлении американской атомной подводной лодки, имеющей километровую рабочую глубину. Такой субмарины в ВМС США никогда не было, нет ее и сейчас. Лишь в Советском Союзе построили в единственном экземпляре такую рекордную подводную лодку — К-278 «Комсомолец».
В результате советские конструкторы последовательно разработали три электрических торпеды, которые массово шли на вооружение надводных кораблей и подводных лодок. Две первых имели крайне низкую дальность в 8 км. И лишь в последней — УЭСТ-80 — натянули ее до 18 км. Все упиралось в низкую емкость батарей. По этой части существовало и еще одно, можно сказать, совершенно позорное ограничение. Электроэнергия в батареях начинает вырабатываться при взаимодействии с морской водой. Но советские торпеды не способны работать в Балтийском море, где недостаточная концентрация солей в воде. К недостаткам следует отнести и низкий кпд электродвигателя, а также сильно искрящие щетки, которые создают сильные помехи для работы электроники. Именно поэтому у УЭСТ-80 малая дальность захвата цели головкой самонаведения.
А в это время хитроумные американцы выпускали тепловые торпеды, рядом с которыми наши электрические и рядом не стояли.
Ситуация могла перемениться к лучшему в 90-е годы. В 1986 году НИИ «Гидроприбор» начал разработку тепловой Универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды (УГСТ) «Физик» калибра 533 мм. Несмотря на разруху 90-х, в начале нулевых годов торпеда была практически готова. На Петербургском международном морском салоне ее показали в 2003 году. После чего начали всячески тормозить ее принятие на вооружение. И лишь в 2015 году торпеду «Физик» начали серийно выпускать на «Дагдизеле».
Этому торможению в значительной степени способствовал серьезный репутационный момент. На «Курске» в присутствии двух специалистов «Дагдизеля» проводились модернизационные испытания тепловой «толстой торпеды» калибра 650 мм — «Кит» 65−76А, которая появилась на флоте в 90-е годы. Ее разработка стала возможной благодаря тому, что эскизный проект созрел до «исторического конкурса» середины шестидесятых годов, в котором победу одержало электрическое направление.
Торпеда уникальная. На максимальной скорости в 50 узлов имела дальность в 50 км, на 35 узлах — 100 км. По некоторым данным, скорость могла достигать 70 узлов. Боевая часть имела мощность, эквивалентную 765 кг тротила. «Толстую торпеду» совершенно справедливо называли «убийцей авианосцев».
По одной из версий, именно торпеда «Кит» стала причиной гибели в 2000 году подводной лодки «Курск». Произошло это якобы из-за утечки окислителя — перекиси водорода, что стало причиной пожара и взрыва. Правда, эта версия отвергается целым рядом экспертов. Тем не менее, у моряков сформировалось недоверие к торпедам с тепловыми двигателями. Несмотря на то, что в то время во всем мире уже был сделан упор именно на торпеды этого типа. При этом сейчас используется безопасное однокомпонентное топливо Otto-2.
Торпеду «Физик» тормозили, несмотря на то, что она имеет существенные преимущества перед УЭСТ-80. Ее максимальная скорость — 50 узлов. Дальность — 50 км. Вес БЧ — 300 кг. Длина кабеля телеуправления — 25 км. Дальность захвата цели ССН — 2,5 км. Длина — 7,2 м, масса — 1980 кг. Калибр — 533 мм.
А совсем недавно «Дагдизель» модернизировал эту торпеду. Новая торпеда — «Футляр» — обладает характеристиками, которые превышают характеристики лучших в мире торпед. Скорость удалось повысить до 65 узлов, дальность — до 60 км. Этими торпедами предполагается в первую очередь вооружить подводные лодки четвертого поколения «Борей» и «Ясень».
У тепловых торпед есть еще и эксплуатационные достоинства, а также экономические. Срок службы аккумуляторных батарей не превышает 10 лет, после чего торпеды списывают. И это очень дорогое удовольствие, поскольку электрические торпеды в несколько раз дороже тепловых. Как было сказано выше, одна УЭТ-1 стоит 100 млн. рублей. Это дороже серийного танка.
В тоже время электрические торпеды одноразовые. То есть их невозможно использовать для многократных учебных стрельб. Именно поэтому на флоте с подготовкой экипажей по части торпедных стрельб дела обстоят отнюдь не благополучно. «Терять танк», пустив одну торпеду, — это слишком накладно. Но в Советском Союзе, где денег особо не считали, это было нормальной практикой.
Тепловые торпеды можно использовать многократно. Для чего их конструкция должна предоставлять возможность технологичной перезарядки. Американцы уделяют этому вопросу громадное внимание. Стоимость «отлавливания» и перезарядки малогабаритной торпеды калибра 324 мм Mark 50 составляла 53 тыс. долларов. Но от нее отказались, сняв с вооружения, в пользу более слабой Mark 46, потому что для нее аналогичные расходы составляли 12 тыс. долларов.
Данных по количеству учебных пусков торпед российскими моряками не существует. Но, разумеется, они катастрофически меньше пусков, совершаемых американскими моряками. Так, в 2011—2012 годах торпеды Mark 48 mod 7 запускали более трехсот раз. Если бы на учениях российского флота запускали бы столько одноразовых электрических торпед, то в финансовом отношении это было бы равносильно уничтожению всех танков в трех танковых бригадах.
Фото ТАСС