Как вы думаете зачем? Ответ под катом. Так же и другие любопытные факты о рабстве. Например, о рабстве в России и на Руси.
Раб стоил больших денег, и рабовладелец должен был убедиться, что он здоровый и не заразит остальных рабов при транспортировке.
По одной из версий по вкусу пота раба определялось, не болеет ли он тропической лихорадкой .
По другой версии (книга «Фрикомыслие») по солености пота определялась способность организма раба переносить жажду – большинство рабов умирали в пути от обезвоживания.
22 сентября 1862 года президент США Aвраам Линкольн объявил о том, что все рабы «отныне и навсегда будут свободными». Долгожданной свободе предшествовали века угнетения.
Ной, самый праведный из всех допотопных людей, сделал своего внука Ханаана рабом за то, что Хам (сын Ноя и отец Ханаана) зашёл к пьяному обнажённому отцу, увидел его наготу и рассказал об этом братьям, проявив таким образом неуважение к отцу.
Авраам, библейский праведник, согласно Ветхому Завету, имел множество рабов, большинство из них он приобрел после того, как отдал свою жену фараону Египта.
В Древней Греции рабство было развито очень сильно. Больше всего несвободных трудяг угнетали в Спарте. Причем рабами здесь были не негры и чужестранцы, а такие же эллины-греки, но побежденные спартанцами. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом. Все илоты были собственностью государства, а оно передавало рабов отдельным лицам «в пользование». Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать матерные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере «свободных граждан» Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.
Самым пышным праздником в Древнем Риме был фестиваль в честь бога земледелия Сатурна. В этот день рабы получали много свобод. Они сами готовили еду, но обедали за праздничным столом вместе с хозяевами. По некоторым данным, хозяева даже накрывали им на стол. Также рабы в этот праздник имели право свободно критиковать хозяев без страха наказания.
Слово «педагог» родом из Древней Греции и означает дословно «ведущий ребёнка». Но называли так не учителя, а раба, который уводил ребёнка в школу и приводил обратно. Обычно в педагоги выбирали рабов, непригодных ни для какой другой работы, но отличавшихся верностью дому.
Древние римляне ели руками. У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды.
Римский император Нерон сочетался браком со своим рабом Скорусом на публичной церемонии.
Из своей экспедиции в Америку Христофор Колумб привез в Европу табак, картофель, помидоры, кукурузу, золото, рабов, и… сифилис.
Знаменитый древнегреческий философ Диоген Синопский тоже был рабом. Он направлялся к своим ученикам по морю, его корабль захватили пираты и привезли всех на невольничий рынок на Крите. Когда Диоген увидел среди покупателей состоятельного человека (Ксениада), он сумел уговорить купить его. Когда тот спросил, что он умеет делать, Диоген ответил: «Я умею делать хороших людей». Узнав, что ему предстоит воспитывать трех сыновей хозяина, он потребовал, чтобы Ксениад во всем его слушался: «Если ты покупаешь себе кормчего, который поведет твой корабль, чтобы он не столкнулся с рифами и не сел на мели, ты ведь его слушаешься? И врача ты будешь слушаться. А я поведу тебя и твоих сыновей через рифы и мели жизни, и буду врачевать душу».
Молодых красивых девушек продавали явно не для работы на плантации. Девственница стояла обнаженной и любой из потенциальных покупателей мог шлепать ее по ягодицам. При этом у «качественного товара» должно было заколыхаться все тело. Это свидетельствовало о том, что девушка не занималась тяжелой физической работой, была изнеженной и уготованной для удовлетворения хозяина. Подобный эпизод описывается в романе «Вся королевская рать».
Интересная система рабства была у ацтеков. Дети рабов не попадали автоматически в рабство, и рабам разрешалось обладать чем-либо – даже своими рабами. Если раб попадал в храм – их освобождали, также их освобождали, если им удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Если раб пытался убежать – гнаться за ним мог только его хозяин или его родственники. Рабы могли даже выкупить свою свободу. Продажа своих детей бедными ацтеками не считалось чем-то необычным в их обществе. Причём бедняки иногда продавали в рабство и себя.
В 18 веке, Санкт-Доминик (Гаити) была самой богатой колонией Французской империи, ее называли «Жемчужиной Антильских островов.» Разбогатела Гаити в основном за счет вывоза рабов. В 1801 году бывший раб Туссен Лувертюр во главе полмиллиона гаитянских рабов поднял восстание против французских колонизаторов. После предательства Лувертюр умер во французской тюрьме. После смерти вождя революции его помощник, генерал Жан-Жак Дессалин, провозгласил себя Первым Императором Гаити Гаити и приказал убить большинство белых на острове.
Сегодня рабство запрещено во всех государствах мира, но есть нелегальный рынок по торговле людьми. Сейчас в рабстве находится около 30 миллионов человек, а это больше, чем когда-либо в истории. По данным ООН, ежегодно в рабство попадает 700 тысяч человек. Большинство жертв этой практики составляют женщины и дети. Примерно 75-80% жертв работорговли используются в сексуальной индустрии. Согласно статье 2009 года в Вашингтон Таймс, Талибан покупает детей в возрасте от семи лет для использования в качестве террористов-смертников. Цена детей-смертников колеблется от 7000 до 14000 долларов.
Среди стран самыми большими источниками людей, продаваемых в рабство, являются Белоруссия, Молдова, Россия, Украина, Албания, Болгария, Литва, Румыния, Китай, Таиланд и Нигерия. Среди стран, принимающих наибольшее количество продаваемых в рабство людей, лидируют Бельгия, Германия, Греция, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Таиланд, Турция и США.
Сюжет клипа Леди Гага Bad Romance посвящен торговле людьми, мужчины пьют русскую водку и прицениваются к певице в качестве сексуальной рабыни.
«Сейчас в рабстве находится около 30 миллионов человек, а это больше, чем когда-либо в истории. По данным ООН, ежегодно в рабство попадает 700 тысяч человек». Это потому что сейчас народу много, потому количество рабов и больше. А в процентном отношении рабов всего 4 десятых процента. И если судить по долям свободных и рабов, сейчас, возможно, их меньше всего. Когда кончится нефть, может их будет больше опять.
Последние полтора века работорговля является уголовным преступлением. Но в прошлом большинство людей в нашей стране, как и во всем мире, имели свою четко определенную рыночную цену. Сколько же стоил русский человек, когда был живым товаром?
У древних славян, как и у всех народов накануне образования государственности, существовало патриархальное рабство. Византийские хроники V—VII веков содержат немало сведений о выплате славянским племенам больших сумм за выкуп уведенных в рабство подданных Восточной Римской империи после удачных набегов славянских соседей. Так император Анастасий Дикор (430—518 годы), первый владыка Византии, который в VI веке начал масштабные войны со славянами, после одного из набегов, разоривших северную Грецию, был вынужден заплатить славянским вождям «тысячу фунтов золота на выкуп пленных» (то есть 327 килограммов золота).
Но первое дошедшее до нас сообщение об индивидуальной стоимости славянского раба появляется только в самом начале X века. В 906 году тринадцатилетний король Людовик, монарх располагавшегося на землях современной Германии и Австрии Восточно-Франкского королевства, утвердил так называемый Раффельштеттенский таможенный устав, который регулировал сбор торговых пошлин на реке Дунай.
Одна из статей этого устава гласила: «Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов или богемов, если расположатся для торговли где-либо на берегу Дуная и пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу, столько же за жеребца, за раба — одну сайгу, столько же за кобылу».
Все мы наслышаны об эпохе западного рабства, когда в течение нескольких веков европейская цивилизация варварским способом выстраивала свое благополучие на костях бесплатной рабской силы. В России были совсем иные порядки, и той жестокости, которая господствовала от Англии до Польши никогда не было.
Что ж, и в нашей стране издревле существовали подневольные люди – холопы. В эту категорию попадали военнопленные, неоплатные должники, осуждённые преступники. Были «закупы», получившие определенную сумму денег и поступившие в услужение, пока её не отработают. Были «рядовичи», служившие на основании заключённого договора. Хозяин имел право наказывать нерадивых, сыскивать беглых. Но, в отличие от европейских стран, не был властен над жизнью даже самого распоследнего из холопов. В Киевской Руси правом смертной казни располагали удельные и великие князья. В Московской Руси – сам государь с боярской думой.
В 1557 – 1558 годах, в то же самое время, когда в Англии обращались в рабство десятки тысяч согнанных с земли крестьян, Иван Васильевич Грозный издал ряд указов, ограничивших холопство. Прижал ростовщиков, принудительно снизил проценты займов до 10 % годовых. Запретил обращать в неволю за долги служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, служилых казаков). Их дети, ставшие холопами за долги родителей, освобождались сразу, а взрослые могли подавать иски о возвращении в свободное состояние. Государь защитил подданных и от насильственного порабощения. Отныне человека можно было считать холопом только на основании «кабалы», особого документа, оформленного в земском учреждении. Царь ограничил неволю даже для пленных. На них тоже требовалось оформить кабалу установленным порядком. Дети «полоняника» считались свободными, а сам он освобождался после смерти хозяина, не передавался по наследству.
Но отметим, что отождествлять термины «холоп» и «раб» в целом было бы некорректно. Холопами являлись не только работники, но и ключники – управляющие княжеским, боярским, царским имением. Были военные холопы, составлявшие личные дружины бояр и князей. Они приносили присягу хозяину и служили ему, но при этом теряли юридическую самостоятельность. То есть, данный термин определял личную зависимость человека.
Кстати, в обращениях к царю «холопями» именовали себя отнюдь не все люди, а только служилые – от рядового стрельца до боярина. Священнослужители писали царю «мы, богомольцы твои». А простонародье, крестьяне и посадские – «мы, сироты твои». Обозначение «холопи» не было самоуничижением, оно выражало реальные отношения между монархом и данной общественной группой. Те, кто находился на службе, и впрямь выступали в отношении государя не свободными: он мог послать их сегодня туда, завтра сюда, дать какой-то приказ. По форме обращения духовных лиц видно, что и царь им обязан помогать: они же поддерживают государя своими молитвами. А обращение «сироты» указывает, что к простонародью монарх стоит «вместо отца», обязанного заботиться о своих чадах.
Но доля холопов в русском населении и в экономике была крайне незначительной. Обычно их использовали только в домашнем хозяйстве. А крепостного права в нашей стране долгое время вообще не существовало. Крестьяне были свободными. Если не нравится, могли уйти от землевладельца в другое место, уплатив «пожилое» (определённую плату за пользование избой, инвентарём, участком земли – в зависимости от местности и срока проживания). Великий князь Иван III определил единый срок для таких переходов – за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня (с 19 ноября по 3 декабря).
И только в конце XVI века ситуацию изменил Борис Годунов. Он был по натуре «западником», силился копировать зарубежные порядки и в 1593 году подтолкнул царя Федора Иоанновича принять указ об отмене Юрьева дня. А в 1597 году Борис издал закон, установивший 5-летний сыск беглых крестьян. Мало того, по этому закону любой человек, прослуживший по найму полгода, становился вместе с семьёй пожизненными и потомственными холопами хозяина. Это ударило и по городской бедноте, мелким ремесленникам, породило массу злоупотреблений и стало одной из причин грянувшей Смуты.
Закон Бориса о холопстве вскоре был отменён, но крепостное право сохранилось после Смуты, было подтверждено Соборным Уложением Алексея Михайловича в 1649 году. Сыск беглых установили уже не в 5 лет, а бессрочный. Но стоит подчеркнуть, сам принцип крепостничества на Руси очень отличался от западного. Определённым статусом обладал не человек, а земля! Были волости «черносошные». Живущие здесь крестьяне считались свободными и платили подати государству. Были боярские или церковные вотчины. А были поместья. Они давались дворянам не насовсем, а за службу, вместо оплаты. Через каждые 2–3 года поместья перевёрстывались, могли отойти к другому владельцу.
Соответственно, крестьяне обеспечивали помещика, вотчинника или трудились для церкви. Они «прикреплялись» к земле. Но при этом могли полностью распоряжаться собственным хозяйством. Могли завещать его по наследству, подарить, продать. И тогда уже новый владелец вместе с хозяйством приобретал «тягло» по уплате податей государству или содержанию помещика. А прежний освобождался от «тягла», мог идти куда угодно. Мало того, даже если человек убежал, но успел нажить хозяйство или вступить в брак, русские законы защищали его права, категорически запрещали разлучать его с семьёй и лишать собственности.
В XVII веке в России были закрепощены не более половины крестьян. Вся Сибирь, Север, значительные области на юге считались «государевыми вотчинами», крепостного права там не было. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович признавали и самоуправление казачьих областей, закон «с Дона выдачи нет». Любой беглый, попавший туда, автоматически становился свободным. Права крепостных и холопов защищали сельская община, Церковь, они могли найти защиту у самого царя. Во дворце существовало «челобитное окно» для подачи жалоб лично государю. Например, крепостные князя Оболенского пожаловались, что хозяин заставлял их работать в воскресенье и «матерно лаял». Алексей Михайлович за это посадил Оболенского в тюрьму, а деревню отобрал.
В Европе, кстати, взаимоотношения между слоями общества куда как отличались, из-за этого случались недоразумения. Датским высокородным послам, возвращавшимся из Москвы, показалось, что русские мужики их медленно везут, их принялись подгонять пинками. Ямщики искренне удивились такому обращению, выпрягли возле Нахабино лошадей и заявили: они едут жаловаться царю. Датчанам пришлось просить прощения, задабривать русских деньгами и водкой. А жена английского генерала, поступившего на службу в Москву, возненавидела служанку, решила зверски расправиться с ней. Виноватой себя не считала – мало ли, знатная дама попыталась убить свою холопку! Но в России подобное не допускалось. Приговор царя гласил: учитывая, что жертва осталась жива, преступнице «всего лишь» отсечь руку, вырвать ноздри и сослать в Сибирь.
Положение крепостных стало ухудшаться при Петре I. Прекратились переделы поместий между дворянами, они превращались в постоянную собственность. А вместо «подворного» налогообложения было введено «подушное». Причём каждый помещик начал платить налоги за своих крепостных. Соответственно, выступал владельцем этих «душ». Правда, именно Пётр одним из первых в Европе, в 1723 году, запретил в России рабство. Но крепостных его указ не коснулся. Мало того, Пётр начал приписывать целые деревни к заводам, и заводским крепостным приходилось куда тяжелее, чем помещичьим.
Беда пришла при Анне Иоанновне и Бироне, когда в России распространились законы о крепостных из Курляндии – те самые, где крестьян приравнивали к рабам. Вот тогда-то и началась печально известная розничная торговля крестьянами.
Что было, то было. Известны и бесчинства Дарьи Салтыковой. Были уже не времена Алексея Михайловича, и барыне 7 лет удавалось скрывать преступления. Хотя можно отметить и другое: ведь двое крепостных все-таки сумели подать жалобу Екатерине II, началось следствие, и маньячка была осуждена на пожизненное заключение в «покаянной» камере Ивановского монастыря. Вполне адекватная мера для психически ненормальной.