На фоне все более тревожных сообщений о срывах строительства новых боевых кораблей и вспомогательных судов для нашего Военно-морского флота это, на первый взгляд, выглядит прямо-таки лучом света в темном царстве.
Мало кому известная Сокольская судоверфь в Нижегородской области доложила, что на ней на 95 процентов готов катер связи модифицированного проекта 1388Н3 с заводским номером 403. И практически нет сомнений, утверждает руководство верфи, что к ноябрю нынешнего года «заводской номер 403» уже будет передан Балтийскому флоту.
Тут вот самое, наверное, главное: пусть не вводит вас в заблуждение рутинное название «катер связи» ВМФ. Не знаю, как выглядит внутренняя отделка этого роскошного детища сокольских корабелов, но, по крайней мере, внешне оно, на мой взгляд, практически не отличается от яхт, что качаются у причалов, допустим, где-нибудь в Монако. Желающие — убедитесь сами.
Однако в Монако понятно — там яхты возят по морям и океанам скучающих толстосумов. А что и для кого мы в спешке достраиваем на затерявшемся в приволжских лесах АО «Сокольская судоверфь»?
Официально катер связи проекта 1388Н3 может служить выносным пунктом управления командующего флотом и предназначен «для приема морских парадов, доставки членов командного и инспекторского состава на корабли, стоящие на рейде или находящиеся в районах проведения учений». При длине почти 67 метров, ширине 11 метров и водоизмещении около 500 тонн он способен развивать скорость до 20 узлов и решать «широкий спектр задач» при волнении моря до 5 баллов.
Еще одно любопытное обстоятельство. Возможно, вы удивитесь, но представительского класса катеров связи на Балтике даже и без того их собрата, что торопливо строят в приволжском пгт Сокольское, уже три. Два — в Кронштадте, один — в Балтийске. Это больше, чем ударных боевых кораблей, находящихся нынче в строю БФ.
Все передаваемые балтийцам до сих пор катера связи относятся к проекту 21270 и построены они на «Окской судоверфи» и «Северной верфи». Сокольчанам, таким образом, лакомые заказы до последнего времени не доставались.
Причем, в отличие от большинства боевых кораблей Балтфлота, это вовсе не ржавые, а довольно «свежие» VIP-кораблики. Последний, третий, например, построен для Балтики на «Окской судоверфи» не далее, как в минувшем году.
А уж как хорош проект 21270 для приема именно морских парадов! Его украшение — люксовая VIP-каюта с кабинетом, спальней и санитарным блоком. Рядом пять 2-местных кают для начальства поменьше рангом. Закрытый салон на 20 человек позволяет испить шампанского в свежую погоду. А ежели с погодой больше повезет — такое же количество столов с шампанским можно накрыть и в другом салоне, на верхней палубе. Просторный открытый мостик на 12 человек позволяет гостям с удовольствием любоваться берегами или парадным строем боевых кораблей.
Прошлой весной новости насчет балтийских катеров связи пошли просто косяком. В начале апреля 2017 года, как сообщила пресс-служба 33-го судоремонтного завода в Калининграде, был досрочно завершен доковый ремонт «катера командующего Балтийским флотом „Серафим Саровский“, на борту которого традиционно принимается парад ко дню Военно-морского флота РФ». А в мае минувшего года главный инженер «Окской судоверфи» Олег Сасин заявил интернет-порталу FlotProm, что его подчиненные изо всех сил готовятся побыстрее сдать третий катер связи проекта 21370 в состав 907-го объединенного учебного центра Ленинградской военно-морской базы.
Многие, очевидно, связали столь явную суету вокруг катеров представительского класса с очередной громкой инициативой Министерства обороны РФ. Если помните, примерно в то время министр обороны РФ Сергей Шойгу внезапно выступил за то, чтобы в честь очередного Дня ВМФ провести в Санкт-Петербурге и Кронштадте Главный морской парад. А затем сделать его ежегодным. Потому, дескать, что что-то подобное некогда организовывал в здешних водах сам Петр Первый.
Конечно, великий император не пригонял для тех своих флотских парадов тяжелые атомные ракетные крейсера и гигантские подлодки стратегического назначения из Заполярья — просто не было у Петра, естественно, таких кораблей. А Шойгу пригнал — соответственно ТАРКР «Петр Великий» и ТАРПКСН «Дмитрия Донского».
Но еще задолго до этого, сразу после того, как о столь масштабных планах Шойгу стало широко известно, все, кажется, поняли, что столь редкостное и духоподъемное флотское мероприятие не пропустит и президент России Владимир Путин. Только вот на чем Владимир Владимирович станет принимать Главный морской парад — было загадкой.
Казалось бы, любой из трех имевшихся в наличии у Балтийского флота катеров связи проекта 21370 подойдет для этого идеально. И мест на каждом для главы государства, его свиты, руководства Минобороны и Балтфлота много. И выглядят респектабельно. Даже современная корабельная станция спутниковой связи «Центавр-НМ1» на каждом борту в наличии.
Однако в последнее воскресенье июля Главный морской парад грянул, и что мы увидели? Путин принимал его в Питере с борта специально выкрашенного по такому случаю в белый цвет крохотного быстроходного патрульного катера прибрежной зоны «Раптер» (проект 03160).
Где салоны с шампанским на «Рапоторе»? Где VIP-каюты? Ничего это на том ослепительно белоснежном патрульном катере не было. И быть не могло — слишком мал.
Чем не угодили организаторам парада представительские катера побольше — свежеотремонтированный «Серафим Саровский» и два других? Неизвестно. Но только ясно, что для ежегодных теперь Главных морских парадов в Минобороны РФ решили заранее приготовить кое-что пошикарней. Полагаю, именно так и возник заказ для АО «Сокольская верфь» на модернизированный проект 1388НЗ.
Почему для столь ответственного дела было выбрано именно это малоизвестное и не особо мощное предприятие? Прежде оно строило для флота скромные катера-торпедоловы, спасательные шлюпки и буксируемые щиты-мишени. Но к концу 90-х всеобщее государственное безденежье повсюду ножом обрезало гособоронзаказ. Встала и Сокольская судоверфь.
Помог случай. Бывший местный житель, давно переселившийся в Норвегию, помог сокольчанам найти совершенно неожиданное занятие. С новой родины он привез на Волгу богатого заказчика, который решил обзавестись шикарной парусной яхтой. Но необычной — копией той, что в далеком 1893 году выстроил знаменитый норвежский кораблестроитель Колин Арчер. В историю он вошел как создатель легендарного корабля «Фрам», на котором в конце XIX века Фритьоф Нансен предпринял попытку покорения Северного полюса, а в 1911 году Руаль Амундсен на этом же судне высадился в Антарктиде и покорил Южный полюс. Яхта так и называлась — «Колин Арчер».
Сокольчане над яхтой работали больше года. Корпус изготовили из ангарской сосны. На отделку помещений пошла дорогущая ангарская лиственница. Но и при этом судно получилось намного дешевле, чем если бы ее делали в Норвегии.
С той поры Сокольское главным образом созданием суперяхт и знаменито. Сегодня там даже работает местная Школа малого судостроения. Очевидно, в знак благодарности далеким норвежцам так и названная — «Колин Арчер».
Мне кажется, эта история многое объясняет в выборе Министерством обороны РФ именно этой верфи для заказа представительских катеров связи 1388НЗ. Изначально такие катера решено было строить на базе торпедоловов проекта 1388 (шифр «Баклан») и катеров радиационной и химической разведки проекта 1388Р. Но понятно, что чем дальше, тем в новой продукции все меньше оставалось общих черт с теми торпедоловами.
Первым в 2006 году в Сокольском по проекту 1388Н был сдан Военно-Морскому флота катер связи КСВ-67 (заводской номер 482). Он ушел в Новороссийск, где служит для разного рода торжественных мероприятий, проводимых на уровне командира тамошней военно-морской базы.
Следом проект был еще улучшен и получил название 1388Н3. По некоторым сведениям, главное отличие было в широком на новом катере использовании импортного оборудования. Таковых успели построить два — катер связи КСВ-872 (он в 2011 году убыл на Северный флот) и КСВ-2155. Последний в 2013 году тоже отправился в Новороссийскую военно-морскую базу.
Зачем в Новороссийске сразу два VIP-катера? Полагаю, дело в том, что Крым тогда был еще украинским, российская элита частенько вынуждена была отдыхать на Краснодарском побережье. Поближе к Сочи, которое так любит наш президент. Видимо, поэтому даже два катера представительского класса в тех краях показались кому-то нелишними.
Но в 2015 году проект катера связи проекта 1388Н3 решено было модернизировать до неузнаваемости. Будущий катер связи, который ускоренно готовит сегодня к сдаче АО «Сокольская судоверфь», приобрел абсолютно новый, куда более современный архитектурный облик. Который как раз ассоциации с яхтами в Монако и навевает. Значительно увеличились размеры катера: длина почти в полтора раза, ширина — с 9 до 11 метров. А, следовательно, как можно легко догадаться, — сильно возрастет и комфортность размещения высоких гостей военного ведомства.
Словом, судя по этим сведениям, подготовка к Главному морскому параду идет полным ходом. Хотя к нынешнему лету новый VIP-катер ни за что не поспеет добраться до Санкт-Петербурга, Однако его можно ожидать увидеть там на День ВМФ в 2019 году.
Вот только одно тревожно — каким предстанет на том Главном морском параде строй боевых кораблей России? Не будет ли он слишком куцым, если сегодняшние тревожные тенденции в нашем кораблестроении решительно не изменятся?
Фото flotprom.ru