В Госдепе США заявили, что американские компании готовы конкурировать с Россией на рынке поставок газа в Европу.
«США уже конкурируют с Россией как экспортер СПГ (сжиженного природного газа, — ред.) и экспортер нефти на глобальном рынке. Мы готовы конкурировать и на рынке ЕС, поставляя газ. Существуют уже тридцать FSRU (плавучих установок для хранения и регазификации)», — сказала заместитель помощника госсекретаря Сандра Оудкирк в кулуарах энергетической конференции, которая проходила в Атлантическом совете.
Оудкирк признала, что пока объемы, которые США могут продавать на европейском рынке «намного меньше» того, что Россия поставляет по трубопроводам.
«Мы хотим продавать наш газ по всему миру, везде, где цена конкурентоспособна. Для этого нам, безусловно, необходимо будет иметь дело с оптимизацией стоимости регазификации, сжижения газа и хранения», — добавила зампомощника госсекретаря.
Неудивительно, что во время официальной дискуссии в Атлантическом совете Оудкирк в очередной раз высказалась против строительства российского газопровода «Северный поток-2». По мнению чиновника, проект сделает «Газпром» монополистом в Европе и закроет рынок для альтернативных поставок, в том числе американских.
Оудкирк даже признала, что никто в Госдепартаменте не верит, что блокировка «Северного потока-2» может привести к изменению политики России. Но это якобы «поддержит Украину в ее стремлении к европейскому будущему». И, естественно, откроет дорогу для наращивания американских поставок.
Ранее 8 марта исполнительный директор американской энергетической ассоциацииБарри Уортингтон рассказал о планах завоевания мира своим газом. Он сообщил, что в ближайшие пять лет США планируют увеличить экспорт СПГ в четыре раза, для этого вдобавок к двум действующим экспортным терминалам будут построены 5−6 новых.
Как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков,конкурировать с Россией на европейском газовом рынке США могут только в одном случае — если возникнет дефицит газа и цены на него вырастут. Это одна из основных причин, по который Вашингтон так жестко противостоит «Северному потоку-2».
— Статистика поставок американского газа на европейский рынок показывает, что США проигрывают конкуренцию «Газпрому». Стоимость российского газа намного меньше, чем предложение американцев. Им гораздо выгодней продавать на другие рынки.
Нужно понимать, что в Америке нет государственных компаний-экспортеров газа. Поэтому ни госсекретарь, ни президент не могут указывать, на какие рынки им отправлять сжиженный газ. В основном весь СПГ уходит в Азию и Южную Америку, где прибыль выше.
Единственное, что могут сделать власти США — это политическими методами создать такие условия на европейском рынке, когда американским компаниям станет рентабельно поставлять туда газ, они смогут выдерживать конкуренцию и получать хорошую маржу. Судя по тому, что мы видим, Вашингтон именно это пытается сделать.
В августе американские власти приняли новый санкционный пакет, где черным по белому написано, что они могут принять ограничительные меры в отношении «Северного потока-2». Пока что эти ограничения не были реализованы, поэтому работа по проекту продолжается. Но там также прямо написано, что эти меры вводятся для того, чтобы поддержать газовую отрасль Соединенных Штатов.
— То есть запрет «Северного потока-2» — это поддержка американских производителей газа?
— По сути, они хотят ограничить поставки дешевого российского газа на европейский рынок. Это вызовет дефицит сырья, цена возрастет, так как недостающие объемы придется закупать на рынке СПГ, и тогда Европа по стоимости сможет конкурировать с Азией. Сейчас роль американских органов власти в том, чтобы создать дефицит дешевого газа в Европе, подвинув с ее рынка Россию.
Без таких политических инструментов конкурировать с российским газом в Европе они не смогут. Достаточно посмотреть на показатели 2016−2017 годов, когда американцы вышли на экспортный рынок СПГ. Большая часть газа ушли в Азию и Америку. В Европу доходили отдельные партии по оптовым контрактам, которые продавали туда, когда не находили другого покупателя. В 2017 году объем поставок американского СПГ составил 0,5% от всего потребления в Европе. Это незначительные объемы, особенно если учесть, что Россия поставляет более 30% потребления.
За два года мы увидели, что американцы не могут конкурировать с Россией в открытой борьбе. С ним заключались только политизированные контракты, такие, как с Польшей. Это случаи, когда страны готовы намеренно покупать более дорогой СПГ, терять деньги, но зато показывать свою политическую лояльность США.
— А что насчет оптимизации регазификации, о которой говорила представитель Госдепа?
— Совершенно непонятно, как американцы собираются это делать. В Европе и так уже очень много СПГ-терминалов. Дефицита в них нет. Но они загружены в среднем на 17−20% в год. СПГ не приходит туда не из-за России, а из-за того, что поставщики сжиженного газа хотят получать большую прибыль и отправляют свою продукцию на более маржинальные рынки. Россия предлагает газ дешевле, и американцы не могут с ним конкурировать.
Но такие заявления представителя Госдепа, безусловно, тревожный знак для России. Они означают, что американцы будут принимать дальнейшие меры для того, чтобы политически выбить Россию с газового рынка Евросоюза. Они могут начать имплементировать те санкции, которые прописаны в августовском законе, и заставить европейцев принять меры против «Северного потока-2».
Проблема в том, что запретив «Северный поток-2», они не предлагают никакой альтернативы. Украинская труба стареет и через несколько лет не сможет прокачивать требуемые объемы. Вот и пожалуйста, уже тогда возникнет ситуация, когда в Европу не будет попадать достаточное количество дешевого российского газа. Цены на СПГ возрастут, и американцам будет рентабельно его поставлять.
— А европейцев такая картина устраивает?
— У европейцев пока довольно разнородная позиция. Главные антироссийские силы в Европе в газовом вопросе — это Польша и Литва, не считая Украины. Они пытаются продвинуть идею, что «Северный поток-2» — это очень плохо. Хотя их аргументы совершенно противоположны тому, что говорят американцы.
В Вашингтоне утверждают, что если «Северный поток-2» построят, Европа еще больше увеличит свою зависимость от России, возникнет монополия. А Украина и Польша утверждают, что как только построят новый газопровод, Россия перекинет на него объемы с украинского маршрута. Киев останется без транзита, усугубится экономической кризис. Более того, якобы именно газовый вопрос сдерживает Россию от того, чтобы она не захватила всю Украину, а когда будет построен «Северный поток-2» Москва, по мнению поляков, сразу пойдет в наступление.
Получается, американцы предполагают, что по «Северному потоку-2» пойдет некий новый объем газа по новым контрактам, который увеличит зависимость Европы от России. Поляки же утверждают, что по нему пойдет тот же газ, что и сейчас, только он поменяет маршрут. То есть они противоречат друг другу и можно ловить их на этом и указывать на нелогичность позиции.
Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецовполагает, что в газовом вопросе все зависит от политики, а не от экономики, и можно ждать всего вплоть до откровенных провокаций.
— Для Соединенных Штатов важно обеспечить себе лидирующие позиции на европейском рынке. Речь идет не о конкуренции, а о создании выгодных для себя условий путем нарушения правил игры. США давно показывают всему миру, что свободная торговля — это не их приоритет. А с приходом Трампа это обнажилось во всей красе. Американцы могут активно использовать риторику о свободном рынке и торговле, но когда дело доходит до их собственных интересов, они быстро об этом забывают.
— Могут ли европейцы защитить собственные интересы?
— В ЕС есть разные группы влияния. Существуют страны, которые традиционно плохо относятся к России, например, Польша и некоторые другие государства. Для их политических элит часто приемлемы любые убытки, лишь бы насолить России. Из-за этого нередко ситуация с нашими проектами в ЕС заходит в тупик. Хотя они абсолютно всем выгодны, руководство таких стран действует по логике: «Выколю соседу два глаза даже ценой собственного».
Германия, напротив, заинтересована в развитии «Северного потока-2». Но и предыдущие газопроводы были интересны ей и ее соседям, а не той же Польше.
— Можно ли сказать, какая из группировок возьмет верх в этом споре?
— Как показали последние несколько лет, очень тяжело прогнозировать развитие санкций. Мы до сих пор так и не знаем, кто сбил малайзийский «Боинг», который стал спусковым крючком санкций против России. Европейские страны не хотели вводить санкции против РФ, но затем странным образом сбили самолет, и Запад совершенно беспардонным образом в духе югославского конфликта, когда все вешали на Сербию, повесил эту катастрофу на Россию.
Предсказывать что-то в таких далеких от нормального развития политических и экономических условиях достаточно тяжело. То в одной стране к власти приходит антироссийский политик, то в другой. Не исключены и провокации. Произойти может все, что угодно. Объективно американцы пока не могут составить реальной конкуренции России на европейском газовом рынке, хотя давление со стороны американского СПГ растет и достаточно ощутимо, не столько прямыми поставками, сколько тем, что высвобождаются прямые поставки из других регионов, того же Катара.
Фото ТАСС