Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй анонсировала в парламенте реакцию Лондона на отравление Сергея Скрипаля. Она безоговорочно обвинила в случившимся Россию, подчеркнув, что в ответ на требование разъяснений получила лишь «сарказм, неуважение и вызывающее поведение».
В ответ на это из Британии будут высланы 23 российских дипломата. Страна также объявляет частичный бойкот Чемпионата мира по футболу-2018: высокопоставленные лица и члены королевской семьи откажутся от посещения мероприятия.
Двадцати трем российским дипломатам, которых Британия обвиняет в шпионаже, дана одна неделя на то, чтобы покинуть пределы Соединенного Королевства. По словам Терезы Мэй, эта высылка станет крупнейшей за последние 30 лет и «полностью подорвет» деятельность российских спецслужб на территории Великобритании на долгие годы.
Напомним, что в 1971 году британские власти единовременно выслали из страны 105 советских дипломатов, обвинив их в шпионаже. В качестве ответной меры из Советского Союза выдворили 18 британских дипломатов.
Следующая крупномасштабная высылка произошла в 1985 году уже при правительстве Маргарет Тэтчер: Лондон объявил персонами нон грата 31 советского дипломата, в ответ СССР выслал 25 британцев.
Взаимная высылка дипломатов имела место и в 2007 г. в связи с делом Литвиненко. Из России были высланы в качестве «зеркальной меры» 4 британских дипломатических работника.
В дополнение к высылке дипломатов российские госактивы могут быть заморожены, если возникнет подозрение в том, что они используются для создания угрозы жизни и собственности граждан Великобритании. А проверки прибывающих в Соединенное Королевство частных самолетов и грузов на таможне ужесточатся.
Ранее запланированные российско-британские дипломатические встречи на высоком уровне будут отменены. Официальные лица и члены королевской фамилии, как и предполагалось, не посетят Чемпионата мира по футболу в России.
«Есть только два возможных объяснения того, что случилось в Солсбери 4 марта. Это было либо неприкрытое действие российского государства против нашей страны. Либо российское правительство потеряло контроль над чрезвычайно опасным нервно-паралитическим газом и позволило ему попасть в руки посторонних», — заявила Мэй.
«Покушение на убийство с использованием нервно-паралитического газа в британском городе было не просто преступлением против Скрипаля. Это безрассудное и неприемлемое действие поставило под угрозу жизни наших невинных граждан. И мы не потерпим таких бесстыдных попыток убивать невинных людей на нашей земле», — продолжила премьер-министр.
В своей речи глава правительства вспомнила и присоединение Крыма к России, и войну на Донбассе, и отравление Литвиненко, и даже послание Путина Федеральному собранию, в котором было показано видео «моделирующее атаку на США». Все это, по мнению Мэй, говорит об агрессивном поведении Москвы, которому нужно дать достойный ответ, в том числе по линии НАТО и ЕС. Поэтому на 15 марта она запланировала встречу с руководством альянса по поводу дела Скрипаля. На поздний вечер 14 марта Британия также созвала срочное заседание Совета безопасности ООН по этому же вопросу.
В преддверии выступления Мэй в британских СМИ активно обсуждались возможные способы «наказать» Россию за отравление Скрипаля. Первым и самым очевидным вариантом была заморозка активов российских чиновников и олигархов. Как отмечает Financial Times, помимо банковских счетов крупные бизнесмены из России владеют в Лондоне дорогой недвижимостью. Согласно недавно принятому в Британии закону, дома и квартиры, которые были приобретены сомнительным путем, могут быть конфискованы.
В дополнение к уже существующим нормам британский парламент может принять свой аналог американского «акта Магнитского» и закрыть доступ или конфисковать имущество лиц, замешанных в нарушении прав человека.
Второй комплекс мер касается формальной дипломатии. Среди наиболее вероятных вариантов называлась высылка части российских дипломатов, вплоть до посла Александра Яковенко. При этом отмечалось, что такие меры, несомненно, не останутся без российского ответа и могут спровоцировать дипломатическую войну, подобную прошлогоднему противостоянию Москвы и Вашингтона.
На прошлой неделе глава британского МИД Борис Джонсон намекнул, что Лондон может бойкотировать Чемпионат мира по футболу-2018. Впрочем, английская Ассоциация футбола, которая ответственна за отправку местных команд на чемпионаты, поспешила развеять подобные сомнения. По мнению руководства организации, речь может идти только о том, что соревнования не посетят высокопоставленные лица, например, президент Ассоциации принц Уильям.
Высказывались и угрозы запретить вещание российского телеканала RT на территории Великобритании. Об этом заявила местная государственная компания Ofcom, которая выдает лицензии на вещание. Но в этом случае ответных мер со стороны Москвы также не удастся избежать. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что в случае закрытия RT британским СМИ тоже запретят работать в России.
Соединенное Королевство может действовать не только в одиночку. Согласно договору НАТО, нападение на страну-члена альянса считается атакой на весь альянс. Если Лондону удастся доказать, что отравление российского двойного агента создало угрозу его безопасности, НАТО может усилить свое присутствие в Восточной Европе, хотя этот вариант остается маловероятным. Как бы то ни было, генсек альянса Йенс Столтенберг выразил солидарность с Британией в деле Скрипаля и подчеркнул, что оно вызывает у организации «глубокую озабоченность».
Лондон также, вероятно, попытается настоять на введении новых антироссийских санкций со стороны ЕС. Формально Соединенное Королевство все еще состоит в союзе, а глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что Брюссель готов «предложить Великобритании поддержку в случае соответствующего запроса». «Мы не можем позволить кому-либо использовать нервно-паралитический раз в нашем обществе, — добавил вице-президент Европейской комиссии Франс Тиммерманс. — Эту проблему мы должны решать все вместе».
Однако на введение очередных ограничительных мер должны согласиться все европейские страны, а позиция по санкциям в ЕС далеко не однозначна. Германия, например, хотела бы воздержаться от дальнейшей эскалации конфликта с Москвой. И если на введении «крымских» и «украинских» санкций настаивали в том числе США, с которыми ЕС было трудно не согласиться, с Британией, уже одной ногой стоящей вне союза, Брюссель может поспорить.
Тем не менее хотя бы на словах Запад полностью солидарен с Соединенным Королевством. По словам официального представителя Даунинг-стрит в разговоре с Терезой Мэй президент США Дональд Трамп согласился, что Россия несет ответственность за отравление Скрипаля, а Британия должна представить «недвусмысленный ответ» на подобные действия.
Фото АР