Из 21 столетия многовековая война гвельфов и гибеллинов в Италии выглядит не разумнее, чем вражда между тупоконечниками и остроконечниками в «Путешествии Гулливера». Градус абсурда хорошо показывает кровавая и безрезультатная битва при Запполино.
В 1215 году флорентийский мажор Буондельмонте де Буондельмонти в драке на банкете ранил ножом представителя семьи Арриги. Чтобы загладить вину и избежать мести, он обещал жениться на племяннице пострадавшего, однако нарушил клятву и обручился с другой. В день свадьбы, когда одетый в белое Буондельмонти на белом коне ехал к невесте, его зарезали напавшие на улице Арриги с союзниками.
По версии хрониста Дино Компаньи, симпатизирующие разным сторонам криминальной истории жители Флоренции, а потом и всей Италии поделились на две партии — гвельфов и гибеллинов. Противостояние группировок длилось четыре века и во многом определило историю страны.
Разумеется, на самом деле причины конфликта не были похожи на сюжет мелодрамы.
В 16 веке, когда возник флорентийский кальчо, между собой играли команды из гвельфских и гибеллинских районов города. Фото: Lorenzo Noccioli / Wikipedia
КТО ПОСЛЕ БОГА ГЛАВНЫЙ?
Священная Римская империя возникла через 500 лет после падения Западной Римской империи. В отличии от централизованного государства, созданного Юлием Цезарем, это было гибкое объединение сотен феодальных земель с центром в Германии. К нему присоединились Чехия, Бургундия, отдельные регионы Франции и Италии.
Императоры мечтали о власти над всем христианским миром. Римские папы тоже. Столкновение было неизбежным. В 1155 году императорскую корону надел Фридрих I Барбаросса. Наряду с крестовыми походами, среди главных проектов немецкого монарха было полное подчинение Италии: приведение к порядку вассалов, завоевание независимых городов, усмирение Святого престола.
Антиимперскую оппозицию в Риме возглавил канцлер папского двора Орландо Бандинелли. В 1159 году голосами 25-ти из 29 собравшихся кардиналов его избрали новым папой под именем Александра III. Согласно протоколу, Бандинелли должен был облечься в папскую мантию. В этот момент мантию выхватил и попытался надеть на себя кардинал Оттавиано ди Монтичелли, сторонник императора. После драки Александр с группой поддержки покинул собрание, а три оставшихся кардинала избрали Монтичелли папой Виктором IV.
В борьбе между империей, папами и антипапами свою сторону навсегда или до удобного случая переметнуться выбирали города-государства, торговые и ремесленные гильдии, семейные кланы. Гвельфы поддерживали Святой престол, гибеллины — императора. Независимые города вроде Венеции разжигали войну для ослабления конкурентов. Вернувшиеся из Палестины немецкие и испанские крестоносцы продавали свои услуги всем подряд.
Последние мосты между папой и императором, а значит между гвельфами и гибеллинами, были сожжены в 1227 году. Император Фридрих II преждевременно и самовольно вернулся из Крестового похода, в который его с большим трудом вытолкали для освобождения Иерусалима и Гроба Господня. Папа Григорий IX был в ярости, обвинил Фридриха в нарушении священного обета, отлучил от церкви и назвал антихристом.
ПРЕЛЮДИЯ К ВЕДРУ
Вражду итальянских городов-государств усугубляли небольшие расстояния между ними. Имперскую Модену и папистскую Болонью, к примеру, разделяло меньше полсотни километров. Поэтому территориальные споры не заканчивались, а боевые действия можно было вести без оглядки на логистику.
В 1296 году болонцы атаковали земли Модены, захватили два замка и передвинули пограничные столбы. Приобретения гвельфов немедленно освятил римский папа. Война стала холодной до тех пор, пока власть над Моденой за 20 тысяч флоринов у императора не выкупил Ринальдо Бонакольси из семьи правителей Мантуи. Талантливый военный командир был миниатюрным физически и поэтому носил прозвище Воробей.
Пограничные стычки с этого времени ужесточились, и в 1323 году папа объявил Бонакольси врагом католической церкви. Каждому христианину, который сумел бы убить сеньора Модены или нанести ущерб его собственности, обещалось отпущение грехов. То есть, война с Воробьем приравнивалась к Крестовому походу.
В июне 1325 году болонские ополченцы разграбили несколько ферм в окрестностях Модены, сожгли поля и поглумились, обстреляв город из арбалетов. В отместку моденцы, подкупив коменданта, захватили важный болонский форт Монтевейо. Обычные дела для средневековой Италии, это даже еще не считали войной.
По преданию, война началась из-за дубового ведра.
Однажды ночью гибеллины, чтобы показать свою храбрость, проникли в Болонью и немного пограбили. Добычу сложили в ведро, которым набирали воду из городского колодца, и унесли в Модену. Все украденное было частной собственностью, кроме казенного ведра. Болонья потребовала его вернуть, Модена отказалась.
Такая мелочь привела к одной из крупнейших битв Средневековья и гибели 2 тысяч человек.
Изображение битвы между гвельфами и гибеллинами, хроника Джованни Серкамби, 14 век. Источник: Le Croniche di Giovanni Sercambi lucchese / Wikipedia
ХОРОШИЙ ДЕНЬ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ
Спор о ведре гвельфы и гибеллины восприняли как долгожданный повод для большого сражения. Обе стороны надеялись решительной победой переломить ход утомительного конфликта.
На помощь Болонье прибыли отряды из Флоренции и Романьи. Командовать силами папистов взялся правитель Вероны Малатестино Малатеста. Под его началом оказались 2 тысяч конных и 30 тысяч пеших солдат, большинство из которых были плохо вооруженными ополченцами.
Модену поддержали Мантуя и Феррара. Отряд немецких наемников дал правитель Милана Аццоне Висконти. Привел солдат и правитель Вероны Кан Гранде делла Скала по кличке Большая Собака, вождь императорской фракции в Северной Италии. Гибеллины имели только 5 тысяч пехотинцев, зато все они были крепкими профессионалами. Часть из 2 тысяч всадников под командованием Воробья составляли немецкие рыцари — военная элита того времени.
Днем 15 ноября 1325 года гибеллины начали битву у замка Запполино, последнего укрепления на дороге к Болонье. Историки считают преувеличенными данные хронистов о количестве участников большинства битв того времени. Но в этом случае нет сомнений — при Запполино случилось одно из крупнейших европейских сражений Средневековья.
Оригинал ведра из Болоньи.
По приказу Воробья пешие наемники ударили в центр гвельфов, а перебежчик из Болоньи Гангаландо Бертуччи повел кавалерию во фланговый удар. Спустя два часа ряды болонских солдат дрогнули. Отступающие мешали стрелять арбалетчикам, паника охватывала подходящие свежие отряды.
К ночи отступление папистов превратилось в повальное бегство аж до самой Болоньи. На поле боя остались 2 тысячи убитых. Преследующие захватили по ходу 6 небольших замков и взяли в плен три десятка знатных гвельфов. Ворваться в город всадникам Бертуччи помешала только задержка на грабеж предместий. Устраивать штурм моденцы не стали, но издевательски провели под стенами рыцарский турнир «в честь участников операции и вечного позора Болоньи».
Дубовое ведро, как ценный трофей, моденцы выставили на главной колокольне города. Сейчас там хранится копия, а оригинал перенесли в здание мэрии.
Реплика ведра в колокольне Моденского собора
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ:
— В январе 1326 года было подписано перемирие. Болонцы дали взятку Воробью Бонакольси и получили назад все захваченные моденцами замки и земли. Результаты сражения с 2 тысячами убитых оказались нулевыми. По сути, единственным приобретением гибеллинов стало то самое дубовое ведро.
— В 1328 году клан Гонзага при помощи правителя Вероны Кан Гранде делла Скала организовали переворот в Мантуе. Воробей был убит. Его мумифицированные тело, как сувенир, еще триста лет Гонзага хранили в своем дворце.
— Война гвельфов и гибеллинов с переменным успехом шла до 1529 года. Когда Карл I, король Испании и император Священной Римской империи вторгся в Италию, патриотически настроенные гибеллины не поддержали императора, а объединились с папой и гвельфами.