Уже несколько дней мы обсуждаем новость о том, что Роскомнадзор уведомил Telegram о необходимости исполнения требований закона о предоставлении информации органам безопасности. Утверждается, что мессенджер должен предоставить ФСБ все необходимые данные в течение 15 дней.
Все сразу напряглись и приготовились перебираться в какой то другой мессенджер при этом обвиняя власти в диктатуре и нарушении прав человека.
Однако, давайте разберемся…
Да действительно, у Telegram нет универсального ключа, который бы дал ФСБ прямой доступ к переписке любых пользователей, ибо, со слов Дурова, во-первых, ключи, шифрующие переписку в Telegram, генерируются заново примерно каждые 10 минут, а использованные ключи не хранятся.
Во-вторых, разные сегменты ключа распределены между серверами, находящимися в разных юрисдикциях, поэтому для их выдачи — даже если бы Telegram хранил постоянно меняющиеся ключи для каждого пользователя, чего он не делает — потребовались бы разрешения от судов нескольких государств. Наконец, есть в мессенджере и секретные чаты, содержимое которых передается непосредственно между пользователями, минуя серверы, и защищено ключами, которые генерируются на устройствах. Поэтому даже сам пользователь, начав секретный чат на смартфоне, не сможет получить к нему доступ с настольного ПК или через веб-приложение. Нет такой возможности и у администрации сервиса.
Если предоставить ключ технически невозможно, чего же требует ФСБ?
В данном судебном разбирательстве речь идет о предоставлении ников 6 пользователей Telegram, их IP-адреса, номера портов, а также «материал, необходимый и достаточный для декодирования сообщений». Из этих 6 пользователей двое являются подозреваемыми в причастности к теракту в метро Санкт-Петербурга в апреле 2017 года., остальные — их возможные сообщники. Запрос ФСБ вполне правомерен и не нарушает ни одну статью конституции, особенно если внимательно прочитать ту самую статью 23, часть 2, где сказано, что каждый имеет право на тайну переписки, но ОГРАНИЧЕНИЕ ЭТОГО ПРАВА ДОПУСКАЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ.
Можно ещё припомнить,как ФБР приказывало Apple взламывать iPhone нужных им людей, А вот например Директор ФБР Джеймс Коми хотел бы, чтобы Apple и Google оставляли в мобильных устройствах «бэкдоры» для доступа спецслужб к данным. Внедренное в последних версиях платформ Android и iOS шифрование по умолчанию он считает излишним и мешающим правосудию. И я уверен, что они уже обо всем договорились.
Британская разведка МИ-6 закупило оборудование для взломов смартфонов, но почему-то только запрос от ФСБ на выдачу информации о 6 подозреваемых в тяжких преступлениях — это нарушение прав.
Так кто же победит? Дуров может утверждать, что передать нечего, а ФСБ не может допустить и признать то, что все (в том числе и террористы) могут переписываться в Телеграм совершенно свободно и не бояться разоблачения.