Называя Россию «чудовищем из морских глубин», Госдепартамент США прибегает к низким пропагандистским приемам, обесчеловечивающим противника и даже вызывающим ассоциации с библейским монстром – Левиафаном. Подобная демонизация напоминает антисоветские плакаты и листовки, распространявшиеся фашистской Германией. И это не единственное сходство в работе пропагандистских машин США и Третьего рейха.
Представитель Госдепа США Хизер Науэрт в своей антироссийской риторике дошла до того, что назвала Россию «чудовищем из морских глубин». Так она ответила на вопрос журналистов о целесообразности высылки российских дипломатов из США.
«Мы не можем сказать, что в результате выборы в США останутся в безопасности. У России длинные руки, у России много щупалец. Полагаем, что они будут и впредь проявлять интерес к нашим выборам, а также к выборам в других странах», – подчеркнула она.
Напомним, США присоединились к ряду других стран и решили выслать 60 российских дипломатов, поддержав таким образом Великобританию, обвиняющую Россию в отравлении британского агента Сергея Скрипаля. В Кремле заявили, что Россия ответит на высылку дипломатов по принципу взаимности.
Посольство России в США в ответ на такое высказывание Науэрт в своем Twitter подчеркнуло: «Сегодня мы стали свидетелями «Большого антибольшевистского шоу» в исполнении официального представителя Госдепартамента». Дипломаты напомнили, что подобными эпитетами пользовалась нацистская пропаганда Третьего рейха, и в качестве примера опубликовали антибольшевистский плакат времен нацистской Германии. На нем изображен паук в каске красноармейца, «оседлавший» земной шар, и две надписи: «Большевизм» и «Большое антибольшевистское шоу».
Действительно, в своем растущем антироссийском порыве Соединенные Штаты уже сами не замечают, как прибегают к старым проверенным приемам рейхсминистра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса.
Антисоветская пропаганда фашистов одним плакатом с пауком, естественно, не ограничивалась. Вообще еще в 1930-е годы фашистская Германия строила свою пропаганду против Советского Союза на трех основных посылах.
Первый, рассчитанный на внутреннее потребление, – это создание из СССР образа врага. Заявлялось, что Москва жаждет напасть на немцев. Более того, рейхсминистр оккупированных территорий Альфред Розенберг даже заявлял, что нападение на Советский Союз – это превентивный удар, а никак не агрессия.
Другой посыл, также для внутренней аудитории – это демонизация ситуации внутри СССР, так называемого советского рая. В данном контексте распространялась информация о массовых репрессиях, бедственном положении граждан и невыносимых условиях труда, голоде и голодоморе и прочих ужасах жизни в Советском Союзе. А во время Великой Отечественной войны, например, немцами распространялась листовка следующего содержания: «Не проливай свою кровь за Сталина! Он уже убежал в Самару! Его собственный сын сдался в плен! Если сын Сталина спасся, ты также не должен жертвовать собой!». Не правда ли, очень знакомый посыл?
И третий посыл был внешнеполитическим. Фашистская Германия создавала образ СССР как абсолютного зла. Да, как ни странно, фашисты заявляли о том, что Москва угрожает всему миру. Они утверждали, ни больше, ни меньше, что это вселенская чума, которая хочет уничтожить европейскую цивилизацию. А вот Германия, напротив, по их словам, занималась именно спасением той самой европейской цивилизации.Что же сегодня говорят о России американские политики и СМИ? Они заявляют, что Россия вмешивается во внутренние дела США и угрожает их национальной безопасности. Также они регулярно говорят о якобы тоталитарном режиме в России, постоянных нарушениях прав человека и прочей «людоедской политике» Кремля.
Кроме того, в Вашингтоне подчеркивают, что Россия создает угрозу для своих соседей, для Европы и для всего мира. В частности, экс-министр иностранных дел США Рекс Тиллерсон заявлял: «От Украины до Сирии, а теперь и до Великобритании, Россия продолжает быть безответственной силой, несущей нестабильность миру, действующей с открытым пренебрежением к суверенитету других стран и жизни собственных граждан». А министр обороны США Джеймс Мэттис в среду высказался, что Москва отравила Скрипаля, чтобы расколоть НАТО.
То есть фактически Вашингтон сегодня делает упор абсолютно на те же посылы в своей пропаганде, что и доктор Геббельс десятки лет назад. И даже тезисы очень напоминают те, что использовали фашисты. «Так или иначе они используют одни и те же образы. Это говорит, что их восприятие России аналогично восприятию СССР Третьим рейхом и руководством нацистов», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог-американист Виктор Олевич.Да и образы, которые американцы выбирают для своих аллегорий и эпитетов – морские чудовища, медведи и прочие – не слишком отличаются от немецких пауков, волков и осьминогов. Только теперь вместо плакатов – обложки газет и журналов, карикатуры и мемы, публикуемые в интернете. Например, в 2016 году на обложку майского-июньского номера одного из наиболее авторитетных в вопросах внешней политики США американского журнала Foreign Affairs поместили медведя, изображающего Россию с лозунгом «Побеждены, но не сломлены». А перед Олимпиадой в Сочи в 2014 году американский деловой журнал Bloomberg Business Week выразил свое отношение к событию обложкой с вооруженным озлобленным медведем на лыжах в хоккейном свитере российской сборной с заголовком «Россия готова?».
Прибегая к таким образам, американцы обесчеловечивают Россию в глазах других людей. А нынешний эпитет про морское чудовище и вовсе можно воспринимать как аллюзию на библейский сюжет о чудище из морских глубин – Левиафане. Как подчеркнул Олевич, американцы намеренно «передают России те образы, которые вызывают наибольший страх, отвращение и неприятие среди американской общественности», так как видят в ней одного из основных геополитических противников.
Однако теперь такие сомнительные пропагандистские методы используются не только американскими СМИ, но и дипломатами.
«Госдеп достиг края: Россия – уже не просто противник, а «чудовище из морских глубин». На таком уровне интеллекта полемика с США лишена смысла»,
– отреагировал на это глава комиссии Совфеда по информационной политике Алексей Пушков в своем Twitter.
Как отметила в комментарии газете ВЗГЛЯД политолог, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова: «Пропаганда изобиловала такими клише в разные этапы истории. Но чаще этим занимались журналисты. Пресс-секретари Белого дома обычно не прибегали к таким странным образам. США вместе с Великобританией вошли в активную фазу нагнетания давления против России и повышают градус своей риторики. Дело доходит до образов, которые совершенно не принадлежат внешнеполитическому полю либо имеют очень странные коннотации», – подчеркнула она.
По ее мнению, новые приемы Госдепа могут быть связаны с назначением на пост советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, который известен своими методами: его агрессия, стилистика и задачи вполне укладываются в нынешнюю риторику Белого дома.
Риторика США по отношению к России раньше и так была жесткой, теперь она становится «более брутальной и скандальной, более стилистически вызывающей», заявил газете ВЗГЛЯД политолог-американист Борис Межуев. «Разумеется, это новый стиль руководства», – подчеркнул он, но подразумевая не Болтона, а возглавившего Госдеп бывшего главу ЦРУ Майка Помпео. Он, судя по всему, не хочет быть скучным, а желает быть «оригинальным, веселым, задорным, как сам президент. А президент – шоумен, ему нравятся шоу, яркие образы», так что стоит ожидать похожие «стилистически» заявления от Госдепа и в дальнейшем, добавил собеседник.
httИсточник
Фото общественное достояние