Азербайджан крайне недоволен качеством оружия, поставляемого Москвой. Об этом сообщил белорусский оппозиционный ресурс «Беларуская Праўда», базирующийся в Польше. Как отмечают аналитики российского военного блога bmpd, «несмотря на откровенно пропагандистский и тенденциозный характер текста», ряд фактов в нем заслуживает внимания.
Как утверждает «Беларуская Праўда», в конце 2017 года, во время закрытого заседания российско-азербайджанской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, Баку высказал множество претензий к развитию и состоянию российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества.
Так, было якобы высказано недовольство к выполнению условий контрактов на поставку Т-90С, БМП-3, БТР-82, САУ «Мста-С», РСЗО «Смерч», ЗРК «Тор-М2». Претензии заключались в несоответствии техники определенным в контрактах комплектациям, выходу из строя некоторых образцов из-за явного заводского брака, а также в отсутствии комплектующих для проведения текущего ремонта.
Азербайджанская сторона якобы отметила, что ракеты для РСЗО «Смерч» не взрываются при стрельбе, боеприпасы к пулеметам БТР-82А вообще не долетают к цели, а на вертолетах Ми-35 постоянно фиксируются поломки термопар, которые не дают возможности запустить двигатель. Кроме того, не работают надлежащим образом системы автоматического огня и стрельбы ракетами «Атака-М» и «Штурм-В».
Белорусский ресурс приводит и другой интересный факт. Якобы Баку настаивает на устранении всех возникших проблем в течение 2018 года, но российская сторона предлагает решения вопроса до 2021 года — из-за текущего недофинансирования своего военно-промышленного комплекса.
Как отмечают эксперты, в случае с Азербайджаном такие проблемы могут иметь и умышленный характер. Москва может таким способом балансировать между получением валютной прибыли от экспортных контрактов с Баку, и сдерживанием военного потенциала последнего в противостоянии с Арменией. Ереван, напомним, является союзником Москвы на Кавказе, и находится в состоянии вооруженного противостояния с Азербайджаном.
По мнению белорусов, Минск в такой ситуации может перехватить инициативу у России, и предложить Азербайджану альтернативу.
9 октября 2017 года министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов посетил Белоруссию, где встретился с президентом страны Александром Лукашенко, а также побывал на оборонном предприятии и военном полигоне. Лукашенко на встрече заявил, что «если мы что-то можем сделать для Азербайджана, готовы это сделать для того, чтобы ваш народ жил в безопасности». Гасанов же подчеркнул, что Баку высоко оценивает военно-техническое сотрудничество с Минском.
«Белорусское качество — качество отменное. Вооруженные Силы Азербайджана пользуются вооружением и техникой производства Республики Беларусь, и я с полной ответственностью заявляю, что это высококачественное вооружение с успехом применяется в азербайджанской армии. В этом вопросе мы считаем, что у нас есть еще возможности расширить это сотрудничество», — заявил Гасанов.
Что стоит за недовольством Баку, может ли Минск смешать Москве карты в Закавказье?
— Минск хотел бы расширить собственное военно-техническое сотрудничество с Баку, и подобные публикации — проявление недобросовестной конкуренции со стороны белорусских партнеров по отношению к Москве, — считает военный эксперт Виктор Литовкин. — Вместе с тем, надо понимать: Белоруссия не производит той номенклатуры вооружений и боевой техники, которую Россия поставляет Азербайджану.
Да, какие-то виды вооружений белорусы могут Баку продать. Например, РСЗО «Полонез», которые они называют чуть ли не альтернативой российским «Искандерам» (что, замечу, не соответствует действительности).
Но на практике, все, что Минск может поставлять Азербайджану — это беспилотные летательные аппараты, а также слегка переделанная старая советская техника, которая в Белоруссии еще осталась. Минск, напомню, не производит своих танков, самолетов, артиллерийских орудий. Это значит, в реальности у него нет возможности заменить Россию на азербайджанском рынке.
— Брак российских вооружений, о котором пишет «Беларуская Праўда», имеет место в действительности?
— Некоторые недостатки у военной техники, которая поставляется в Азербайджан, могут присутствовать. Впрочем, как у любой другой техники. Если, скажем, вы купили новый автомобиль, и у него обнаружилась неисправность, дилер вам либо устранит ее, либо заберет автомобиль назад и выдаст новый. С военной техникой та же история.
Но это не значит, что вся российская техника, которая поставляется в Азербайджан — некачественная. Это просто нелепость.
— Белорусское издание утверждает, что ракеты для РСЗО «Смерч» не взрываются при стрельбе. Это похоже на правду?
— Это говорит либо о том, что в Азербайджане боеприпасы хранят с нарушение правил, либо о некачественном обслуживании российской боевой техники.
Повторюсь: подобные заявления — прежде всего, проявление борьбы за рынок вооружений.
— Какое отношение к этой истории имеет армянский фактор?
— Статья на белорусском ресурсе появилась как раз в момент, когда Россия объявила о выделении $ 100 млн. на поставку Армении современных вооружений. Поэтому такие публикации — еще и попытка вбить дополнительный клин между Арменией и Азербайджаном. Помимо прочего, этот клин позволяет принизить роль России как посредника в мирном урегулировании карабахского конфликта.
— Маловероятно, чтобы к российским вооружениям могли возникнуть серьезные претензии, — отмечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — Как правило, деньги по контрактам в области военно-технического сотрудничества выплачиваются только после поставок вооружений, их приемки и проверки покупателем. Если бы какие-то недочеты были обнаружены, они всплыли бы на начальном этапе, и Баку не стал бы рассчитываться с Москвой до устранения всех замечаний.
Думаю, подобные публикации запускаются специально. Белорусы действительно выпускают неплохие вооружения, в том числе РСЗО. Я вполне допускаю, что Минск хочет больше заработать, и пытается укрепить собственное военно-техническое сотрудничество с Баку. Но вряд ли на этом направлении он сможет тягаться с Москвой.
Фото ТАСС