На самом деле в истории автомобилестроения было много автомобилей, которые на момент создания были шедевром или «революцией», а потом просто исчезли и сейчас мы ничего про них не знаем.
А давайте отправимся в 1935 год. На автосалоне в Нью-Йорке один стенд привлёк к себе множество посетителей. Наверное столько, сколько бы привлекла к себе приземлившаяся там инопланетная летающая «тарелка» с «марсианами», и неспроста, автомобиль выставленный на показ бросал вызов своему времени как в техническом плане, так и дизайном. Подумать только, несущий кузов с интегрированным передним подрамником, передний привод, 4-х скоростная коробка передач, управляемая маленьким переключателем – «флажком» на рулевой колонке, еще не автоматическая, но и классической механикой её назвать было нельзя, ваккумный усилитель тормозов, «слепые» фары, спрятанные в выключенном положении в нишах колёсных арок, скрытые петли дверей, радио в стандартной комплектации и тахометр на панели приборов, двухрежимные стеклоочистители.
Что это за авто?
Но по порядку!
В 1934м начался проект по созданию нового автомобиля, первоначально планировалось построить переднеприводный Дюзенберг, и руководителем проекта была Аугуст Дюзенберг. Кстати интересный факт, еще в 1933м году дизайнер автомобиля — Гордон Миллер Бьюриг отправил эскиз будущего автомобиля на конкурс дизайнеров, председательствовал в котором Харли Эрл, работе присудили последнее место, назвав её самой худшей работой, что вообще видели.
Однако Корду дизайн понравился, и решили немного доработать его, так появились закрытые фары, идею которых подсмотрели с фар самолётов фирмы Stinson, которая так же входила в империю Корда. Кстати интересный факт, фары открывались первоначально не вертикально, а горизонтально, но на серийных машинах фары открывались-закрывались вертикально.
Автомобиль не имел решётки радиатора, вместо неё, был ряд широких хромированных полосок, протянувшийся до передних дверей, из-за карахтерного дизайна машина получила прозвища: холодильник и еще хуже — крышка гроба.
Однако на выставке New York Motor Show в ноябре 1935 года, фурор произвёл автомобиль, который носил название вовсе не Duesenberg, а Cord — Cord 810, Это был переднеприводный автомобиль, с мотором фирмы Lycoming так же мощностью в 125 сил, но объёмом не в 4.9л, как предшественник, а 4.7, но главное отличие было в том, это был не рядник, а V8.
Cord 810 Westchester Sedan
Однако передний привод это было всё что роднило L29 и 810. 810й получил независимую подвеску передних колёс, вакуумный усилитель тормозов, передачи в коробке передач управлялись электрически через рычаги, которые были смонированы на рулевой колонке. Кстати название 810 появилось благодаря тому, что начало производства намечалось 10 августа 1935 года, однако к этому сроку не успели запустить производство машин, так что вот только осенью модель была анонсирована.
салон Cord 810/812
Из дизайнерских особенностей кроме необычной морды и скрытых фар были: скрытые петли дверей, капот алигаторного типа, т.е. откидывается назад, задние фары интегрированы в кузов, так же как и лючок бензобака. Серийно имелись радиоприёмник и тахометр, что не было нормой до начала 50х даже на дорогих автомобилях. Дворники были с регулируемой скоростью (2 скорости), в то время не все машины их имели, это раз, а во вторых те которые их имели в большинстве своём имели механический привод.
Фары имели механический, ручной привод, каждая фара — свой, отдельный
Всё это не вызывало бы удивления в автомобиле 70-х годов, но в США в 1935 году это всё казалось немыслимым. Кое-где лишь на американских машинах высшего класса стала появляться независимая передняя подвеска, которая опять-таки была на Корде, ну и V-образный 8 цилиндровый двигатель не был чем-то удивительным для состоятельных американцев. Вот только установлен он был необычно, двигатель находился позади коробки передач, и сам двигатель на Корде тоже был новый, 4,7-литровый Lycoming V8 (механическим нагнетателем Schwitzer-Cummins двигатель комплектовался с 1937 года).
Естественно это был успех, заказов была целая куча, естественно с предоплатой, первоначально планировалось доставить автомобили к рождеству 1935го года, однако заказчики получили не машины, а модельки, т.к. Корд переоценил возможности продемонстрировав автомобиль раньше времени, главной причиной были сложности с кузовами, которые были интегрированы с рамами, т.е. практически несущие кузова.
Во-вторых дорогие кузова потребовали лишних вливаний, которые неоткуда было взять, так решили экономить на всём что можно, внутренние ручки дверей купили на распродаже банкротного имущества.
Но самой главной проблемой было то, на выставке были представлены автомобили без трансмиссии, её просто не довели еще до ума. Надо сказать что 100 автомобилей Корд 810 были построены всего за несколько месяцев к Нью-Йорской выставке, т.к. устроители шоу выставили такое вот условие.
Однако к весне 1936 года удалось запустить автомобиль в серию, но тут выяснилось, что мотор имеет склонность к перегреву, последствия которого приводили к трещинам в алюминиевых головках мотора, коробка передач была задумчивой и плюс иногда сама врубала во время хода нейтралку, ШРУСы не надёжны. За машиной закрепляется слава не надёжной, многие начинают отзывать свои заказы.
А оперный певец Беньямино Джильи, который хотел заказать такой автомобиль просить переделать свой надёжный L29 в стиле 810, правда он не очень на него похож, кроме передних дверей.
В 1937м году излечив детские болячки модель 810 получает новый индекс — 812. Некоторые думают, что все 812 компрессорные, но это не так. Отличить 812SC с компрессором от атмосферных моделей 812 можно по трубам, которые выходят из боковин капота, сделаны они были для улучшения охлаждения двигателя, т.к. компрессор из-за нехватки места установили сверху мотора, кстати компрессорные машины имеют чуть высокий капот, но не зная этого разницу трудно заметить.
Автомобили с компрессором имели 2 варианта наддува в 170 и 190 сил, с последним вариантом Корд мог развивать 170 сил и разгоняться до 100 за 13 секунд, одним из самых быстрых американских автомобилей своего времени.
Не смотря на то что, автомобиль покупали богатые, знаменитые и харизматичные люди, как например норвежская конькобежка Соня Хенни (её черный 810 до сих пор сохранился), американская лётчица Амелия Эрхарт, бизнесмены Уильям Ригли и Говард Хьюз, актёры Джонни Весмюллер, он же Тарзан. В СССР как ни странно тоже был один Корд 812, ездил на нём Герой Советского Союза летчик Михаил Громов, который совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку. Его машина сохранилась до сих, и находится в РФ в частной коллекции!
Cord 810 Hardtop
Продажи машины падали, причём катастрофически, в середине 1937 года появилась удлинённая на 18см база, на эти шасси стали строить две модели Custom Beverly и Custom Berline, последний имел дополнительное ребро-полоску на передке, внутри у была стеклянная перегородка, всего была построена 21 машина с 132″ базой из 2907 всего выпущенных. На глазок 132″ модель от 125″ можно отличить по более толстой задней стойке крыши.
Cord 812SC Custom Berline
В авгесте 1937 года Корд продаёт свою автомобильную компанию Далласу Уинслоу. К 1938м году новый дизайнер фирмы Корд — Алекс Тримулис обновляет капот и крышку закрывающий корпус машина получает индекс 814, однако дальше одного прототипа дело не идёт.
Т.к. Уинслоу продаёт готовые кузова фирме Hupmobile, после её банкротства кузова Корда использовали на автомобилях Graham-Page. В 1941м фирму «Корд» признают банкротом.
Однако на складе остаётся куча изготовленных и не используемых кузовов, которые в итоге достались фирме Ниссан, те простояв до начала 60х в контейнерах пошли в итоге на слом, но однако история марки не закончилась!
В 1964 Гленн Прей, который еще в 1954м году купил права на марку Cord у Уинслоу, при помощи Гордона Бьюрига, дизайнера 810/812 серии возобновляет производство автомобилей, автомобиль был воссоздан в немного уменьшенном масштабе и кузова теперь композитные из материала Royalex.
В качестве силового агрегата используется мотор и коробка передач от заднемоторного Шевролет Корвейр. Автомобиль был переднеприводным, как и предшественники, передняя подвеска используется от Ситроена ТА.
Cord 8/10 Sportsman
Однако им удаётся за 3 года продать всего 97 автомобилей.
B 1967м Ховард Уильямс и авиапромышленник Уильям П. Лир выкупают обанкротившийся «Корд», они основывают фирмы SAMCO, которая начинает выпускать автомобили с техникой Крайслер и Форд, дизайн машина переработали и я лично должен признаться не в лучшую сторону. Было 2 модели Уорриор и Роял, первый имел базу длиной 2,74м, второй — 2,87. Кроме того покусились на святая святых — передний привод, автомобиль стал заднеприводным.
Cord Royale
Cord Warrior
Конструктор Гордон Миллер Бьюрик за свою работу над Cord 810 был признан одним из лучших автоконструкторов 20-го века.
Этот автомобиль – доказательство тезиса о том, что имя дизайнера будет жить в веках, а о маркетологах, создающих современные однотипные кузова — «флаконы для геля», никто не вспомнит и при их жизни. Несмотря на столь сложную и не самую удачную судьбу Cord 810/812 стал автомобилем, больше похожим на произведение искусства, а его технические характеристики, были актуальными до конца 20 века.