Всякого ужасного можно припомнить в действиях и результатах деятельности человека. Но не будем забывать, что в обычной природе много такого, от чего волосы дыбом встают.
Но сегодня у нас новый главный герой — Жужелица Epomis. Привлекает лягушку усиками, изображая простого жука-жертву, впрыскивает паралитический яд, начинает жрать лягушку
Собственно вот видео:
Израильские ученые впервые описали, как насекомое охотится на амфибий и поедает их. Агрессивные жужелицы употребляют в пищу пять видов земноводных.
Наблюдение биологов из Тель-Авивского университета переворачивает наше привычное представление о хищнике и жертве. Мы привыкли, что лягушки и жабы поедают насекомых, это их основная пища. Зоологи говорят, что амфибии – специализированные хищники для насекомых.
Но, оказывается, бывает и наоборот. У жужелиц рода Epomis с амфибиями отношения наоборот. Биологам уже было известно, что личинки этих жужелиц питаются лягушками и жабами, и на таком корме быстро набирают вес. Но до сих пор они считали, что взрослые жужелицы едят других беспозвоночных или, в крайнем случае, мертвых позвоночных.
Впервые ученые увидели, что и взрослые жужелицы охотятся на лягушек и жаб, в несколько раз крупнее себя, и вполне успешно. В Израиле живут два вида жужелиц рода Epomis: E. dejeani и E. circumscriptus. Оказалось, днем жужежицы вполне мирно уживаются с лягушками, а ночью нападают на них.
В лаборатории они поместили жужелиц в одну чашку Петри с лягушкой и зарегистрировали на камеру сцену охоты. Маленькая жужелица атакует лягушку, убивает ее, прогрызает кожу и выедает внутренности.
Эксперимент показал, что жужелицы охотятся на амфибий пяти видов: зеленую жабу (Bufo viridis), малоазиатскую квакшу(Hyla savignyi), лягушку Бедряги (Rana bedriagae), малоазиатского тритона (Triturus vittatus) и огненную саламандру (Salamandra salamandra infraimmaculata). На всех амфибий, за исключением тритона, нападают оба вида жужелиц. А тритон по зубам только E. dejeani .
«Мы зафиксировали необычный феномен — позвоночное животное становится жертвой беспозвоночного», — подчеркнул Гил Вайзен (Gil Wizen), первый автор исследования. Теперь у биологов есть все основания считать, что жужелицы Epomis – специализированный хищник для амфибий.
Мы привыкли, что лягушки едят насекомых, змеи — лягушек, птицы и звери — змей и т. д. Но в природе случается так, что хищник и жертва меняются местами. Самые невероятные случаи — когда хищные насекомые берут верх над теми, кому полагается этих насекомых есть. Один из примеров — огромный клоп белостома, нападающий на амфибий и рептилий. А ещё есть жужелицы рода Epomis, наводящие, по словам израильских учёных, настоящий ужас на амфибий. Самое интересное, что не только взрослые жуки, но и их личинки вполне успешно охотятся на жаб.
Крупные взрослые жужелицы нападают на амфибий из засады и парализуют их укусом в спину. Укус приходится либо в хребет, либо в мышцу, без которой жаба не может прыгать, после чего хищный жук съедает добычу. Его личинка использует иную стратегию. Как пишут исследователи из Университета Тель-Авива в сетевом журнале PLoS ONE, личинка тоже как бы сидит в засаде, но при этом активно приманивает добычу. Амфибии, как известно, реагируют на движение, и личинка покачивает из стороны в сторону усиками-антеннами, а также открывает и закрывает свои массивные челюсти.
Когда жаба приближается, привлечённая движением, и пытается атаковать личинку с помощью языка, та прыгает и с помощью челюстей прикрепляется к горлу или нижней челюсти амфибии. Хотя жаба крупнее личинки, ей ничего не остаётся, кроме как смириться перед судьбой. Исследователи наблюдали несколько случаев, когда жаба оказывалась быстрее и проглатывала личинку, но через некоторое время ей приходилось выплёвывать беспокойное насекомое обратно. И вот тут, оказавшись снаружи, личинка во второй раз маху не давала.
Если атаковавшая личинка оказывалась на ранних стадиях развития, у амфибии оставался шанс уйти живой. В этом случае насекомое вело себя как эктопаразит, питаясь соками тела, и к очередной линьке могла отпустить жертву, оставив на той внушительный шрам. Если же личинка была в середине развития или готовилась уже превратиться во взрослое насекомое, она попросту пережёвывала ткани добычи, оставляя от жабы одни кости.
Словом, вот вам пример, когда и взрослая особь, и личинка питаются амфибиями. По словам исследователей, это самый полный и самый удивительный случай обращения привычных нам отношений между хищником и жертвой в дикой природе.