Новость из Москвы оказалась настолько шокирующей, что республиканские власти до сих пор предпочитают ее не комментировать. Итак, действует на столичной улице Веселой интересная организация с интригующим названием Центр «Антистихия», а если полностью — Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России.
Именно он должен заранее предупреждать о риске возникновения и развития природных, техногенных и биолого-социальных катастроф.
Апрельское предупреждение «Антистихии» выглядит как ожидаемый кошмар. По утверждению спецов центра, уже в 2018 году обмеление крымских водохранилищ полуострова может привести к проблемам жизнеобеспечения полуострова. То есть, речь даже не о поливе, проблемы с которым начались после того, как бандеровцы на Херсонщине засыпали Северо-Крымский канал. Прямо сказано, что республику ожидают серьезные перебои с питьевой водой.
«Сохраняется риск возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с нарушением водоснабжения населения питьевой водой в результате низких уровней воды на открытых водозаборных сооружениях на территории Южного ФО (Республика Крым)», — говорится в документе, имеющемся в распоряжении федеральных информационных агентств.
Как доказательство, центр «Антистихия» приводит данные середины декабря минувшего года. Утверждается, что тогда с проблемой низкого уровня своих водохранилищ столкнулись в Керчи, Судаке, Феодосии и соседнем Ленинском районе. Например, наполняемость Феодосийского водохранилища составляла 35,9%, Ленинского — 30,4%, Станционного — 24,3%.
Аналитики с улицы Веселой особо отметили, что на аналогичный период 2016 года Феодосийское водохранилище было наполнено на 39%, а Ленинское — на 33%. Вывод ясен: без украинской воды восточный Крым засыхает.
Почему молчит руководство РК? Да хотя бы потому, что буквально на прошлой неделе сам глава республики Сергей Аксенов заявил, что недостатка питьевой воды в Крыму «нет и не предвидится». Более того, завершена разработка единой схемы водоснабжения и водоотведения.
— Общий объём наполнения наливных питьевых водохранилищ достаточен для гарантированного водоснабжения восточной части Крыма. Все населённые пункты республики обеспечены питьевой водой. Дефицита нет, и не будет, — вот прямая аксеновская цитата из отчета республиканского правительства. Хотя он признал, что качество воды в некоторых регионах не соответствует санитарным нормам. Пить с «отклонениями» вынуждены курортная Евпатория, Красноперекопский, Первомайский, Джанкойский, Сакский, Раздольненский и Черноморский районы.
Московская «Антистихия» имеет шестиэтажный комплекс, заполненный всевозможными продвинутыми специалистами, но почему-то делает шокирующий прогноз по Крыму на основании нескольких всем известных цифр. На самом деле, указанные проценты декабрьской «заполняемости» водохранилищ — обычная ситуация. Зимние цифры еще можно выдержать, зачастую к осени главные источники питьевой и технической воды высыхают тут вообще до катастрофических пределов. Например, год за годом под занавес августа от огромного Симферопольского водохранилища оставалась 200-метровая лужа. По потрескавшемуся дну бродили коровы. Нервы горожан не выдерживали, женщины плакали, глядя на жуткую картину. Еще хуже выглядели практически обмелевшие Белогорское и Тайганское водохранилища, питающие восток полуострова.
«Верховья одного из крупнейших водохранилищ Крыма полностью высохли. Осталось лишь русло реки Биюк-Карасу, в долине которой размещается Белогорское водохранилище» — вдохновенно сообщал действующий в Киеве нацистский сайт «Крым.Реалии», который сами крымчане называют «Крым.фекалии».
Обезумевшая соседка-Украина бурно радовалась подобному раскладу. Майдаунам казалось, еще немного — и замученный безводьем Крым приползет на коленях. Но Таврида держалась из последних сил. Армия прокладывала трубопроводы от новых скважин, а по осени наконец-то начинались дожди и на исходе зимы таяли горные снега…
Вспоминается еще одно жуткое фото из тех же «Крым.Реалий». Пересохшее водохранилище «Тайган», Белогорский район, 30 сентября 2016 года. Огромные пространства сухого ила пересекает жалкий ручеек. Однако следующим летом случилось настоящее чудо. С вечера 17 августа 2017-го по всему Крыму начались сильнейшие ливни. От вершин Ай-Петри до заповедного Карадага сверкали грозы, гремели и гулко перекатывались громы. Вскоре в Белогорском водохранилище утонули «Жигули». Народ не успел прочувствовать, что в крымских горах разлились настоящие моря. Уже на следующий день бойцы «Крым-Спаса» были вынуждены вытаскивать из соседнего водохранилища «Тайган» автомобиль Toуota Land Cruiser. Элитный внедорожник умудрился по серьезному утонуть прямо у берега!
Как радостно было глядеть на широкую, выплескивающуюся из берегов гладь водохранилища Эгиз-Оба в Бахчисарае. К осени-2017 Чернореченское водохранилище Севастополя заполнилось на рекордные 80%. Невероятная цифра, которая и к весне достигается редко.
Естественно, при нынешней украинской паранойе нет никаких надежд на возобновление работы Северо-Крымского канала. Но Таврида способна до краев залиться своей водой — и это факт. Привычное осеннее обмеление водохранилищ обязательно компенсируется зимой-весной. Заметим, так было всегда, хотя никто не отрицает, что проблема стратегических водных ресурсов остается достаточно серьезной. Иной вопрос, кому нужны нынешние панически-«стихийные» заявления о грядущей катастрофе с пресной водой? Странные персонажи продолжают попытки получить огромные бюджетные деньги на строительство опреснительной станции, водопровода с Кубани и прочие мега-проекты.
— Невероятно дорогие и энергозатратные опреснительные заводы Крыму не нужны, — утверждают ветераны мелиоративной отрасли РК. Требовать 50 миллиардов рублей для опреснения морской воды могут только откровенные воры и махинаторы. Собственных запасов на полуострове действительно очень много — речки, которые летом пересыхают, в межсезонье зачастую срывают мосты и размывают плотины. Зимой и осенью вода идет потоками, и достаточно собрать ее в мини-водохранилища. Подобные проекты на порядок дешевле строительства опреснительных заводов и гораздо экологичнее.
Что говорить о зимних горных снегах и весенних ливнях, когда в разгар солнечного июня-2017 медиа буквально взорвалась заголовками: «Такого ливня в Симферополе не было три года!». Пролистаем страницы обратно, на начало мая: «В Крыму снова переизбыток воды! В ближайшие сутки ожидаются сильные ливни и грозы. МЧС предупредило о подъёме рек!».
А вот сообщение за 26 апреля прошлого года. «Половодье грозит сбить графики рейсовых автобусов Севастополя. Река Альма вышла из берегов и затопила автомобильную дорогу самого большого крымского села Вилино, где проходит целый ряд междугородних рейсов на Евпаторию, Саки, Новоозёрное, Армянск, Раздольное»…
Автомобилистам приходилось объезжать половодный участок через Бахчисарай. Народ не роптал, наоборот, в сети было множество комментов типа:
— Жаль что на реке нет дамбы. Могли бы много воды сохранить на лето. Лишний раз видим, что воды в Тавриде много. Но нет грамотного хозяина. Надо учиться у евреев, как рачительно воду использовать. В Израиле ни одна капля попусту в море не уходит.
— Наше начальство думает, не где воду брать, а как на дефиците воды заработать. Как придумать проект подороже, и как этот проект самим реализовать.
Вся Россия видела кадры бушующего Салгира. Эта мелкая речушка, протекающая через столицу республики, превратилась в неудержимый, невероятно мощный поток. Так бывает каждый год, и только сейчас власти Крыма сообщили, что «планируют построить водозабор на реке Салгир, воды которой пойдут для орошения 2,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий».
Почему до сих пор не реализована такая простая и невероятно эффективная идея? Похоже, ответ в сравнительно небольшой стоимости проекта. Смешные 7,7 млн. рублей — проектная документация, плюс строительные работы в 66 миллионов. «Дерибанить» практически нечего…
Между тем, опыт честных и рачительных хозяев буквально колет глаза. Еще весной 2015-го был построен первый пруд-накопитель мелиоративной системы агрохолдинга «Скворцово». Уникальная геомембрана удерживает 100 тысяч кубометров по настоящему животворящей влаги. Вода, которая раньше сбрасывалась в море и реки, теперь по трубам капельного орошения отправляется в яблоневые сады. Второй пруд тоже выглядит масштабно. Хозяева планируют запустить суда малой навигации, ведь глубина первого — шесть метров, второго — девять.
Казалось, предельно ясна огромная важность массового строительства накопителей крымской воды. В республике много пустующих и заброшенных земель, чьи собственники потеряли всякую надежду на получение дохода. Пруды и капельное орошение вернут на их земли жизнь. Особый интерес проявляют садоводческие и виноградарские хозяйства Севастопольской зоны, Бахчисарайского, Белогорского, Кировского и Нижнегорского районов.
На сегодняшний день никто не придумал ничего лучше подобной программы мудрого сбережения и эффективного использования водных ресурсов Крыма. Тому подтверждение — опыт предков, от древних греков до екатерининских немцев-колонистов. Только вот новые накопители можно пересчитать по пальцам. В справочнике поверхностных водных объектов Крыма зафиксировано 129 «советских» прудов, но хорошо, если используется хотя бы треть. Остальные в жалком состоянии, стоят с разрушенными дамбами. Весенние воды бесполезно уходят прочь.
Анатолий Васильевич Грущенко, один из самых авторитетных производственников Симферополя, возглавляет фирму по проектировке и строительству супер-прудов. Делают под ключ, от гигантских котлованов до запуска и эксплуатации систем капельного полива. «Наши партнеры-аграрии полностью обеспечены водой до завершения нынешнего сезона, накопили на все хозяйственные и бытовые потребности. Урожай гарантирован, плюс они получают государственную компенсацию затрат по итогу этих работ, — утверждает Грущенко. — Признаться, я не читал прогнозы центра „Антистихия“. Отлично знаю, что вода на полуострове есть, причем как питьевая, так и техническая. Важно ее сберечь».
Вернемся в нынешнюю зиму. 12 февраля МЧС создает оперативные группы по обследованию крымских рек из-за угрозы подтоплений населенных пунктов. Сильные дожди, с мокрым снегом, в горах снег, местами очень сильные осадки. Тем же вечером в связи с критическим наполнением Симферопольского водохранилища оттуда начался технологический сброс. Расход яростный, 5 кубометров в секунду. Поток долго буйствовал и опять ушел в море.
Апрель-2018, Керчь действительно готовится к жизни без воды. На следующей неделе отключают по всему городу-герою. «Населению, предприятиям, социальным объектам необходимо иметь запас воды на период до пяти суток», — говорится в экстренном сообщении горадминистрации. Однако никто не паникует. Реконструкция и перенос водопроводных коммуникаций осуществляется в рамках строительства автоподходов к Крымскому мосту.
Фото ТАСС