Оглавление:
Право по-саудовски
Это вполне объяснимо: Саудовская Аравия — теократическая монархия, где вся система правосудия выстроена на религиозном фундаменте. Господствующая религия — ислам, господствующая конфессия — суннизм, господствующее религиозное течение — ваххабизм. Поэтому в Саудовской Аравии, как и в «Исламском государстве», с которым королевство официально воюет, действуют законы шариата.
Неудивительно, что саудовское правосудие заметно отличается от западного: для обвинения или оправдания зачастую достаточно просто клятвы, адвокат нередко считается ненужной роскошью, допускаются казни несовершеннолетних и психически больных, не делается никакой разницы (по крайней мере, формально) между подданным королевства и иностранцем при вынесении приговора.
Согласно шариату, судья может наложить три вида наказаний: хадд (за преступления против нравственности и общественного порядка — пьянство, азартные игры, клевету, разврат), кисас (наказания по принципу «око за око», которые назначают за убийство и тяжкие телесные повреждения) и тазир — наказания в назидание за нарушения общественного порядка, такие как гомосексуализм, прелюбодеяние, кража на базаре, неподчинение властям, несоблюдение поста и тому подобное.
Хадд, как правило, предусматривает публичные удары плетьми, кисас позволяет оплатить нанесенный ущерб деньгами (дия), а вот тазир может варьироваться в самых широких пределах — от назидательной беседы до отрубания головы с последующим распятием.
Исцеляющая плеть
Чаще всего в поле внимания зарубежных СМИ попадает наказание плетьми. Хотя оно распространено почти по всему мусульманскому миру, Саудовская Аравия заметно выделяется на общем фоне. Там бьют чаще и больше. Каких-либо строгих норм не существует: шариатский судья сам решает, сколько плетей заслуживает провинившийся.
Печальный рекорд принадлежит египтянину Мухаммеду Али аль-Сайиду: в 1990 году его приговорили к четырем тысячам ударов. Эр-Рияд объяснил возмущенной мировой общественности, что на самом деле аль-Сайиду была оказана милость: египтянин обвинялся в ограблении, и ему должны были отсечь руку. А ограничились поркой.
Четыре тысячи плетей — много это или мало? Вот что рассказал филиппинец Донато Лама, в 1999 году приговоренный за публичное исповедание христианства к 75 ударам плетью: «Меня привели на место порки и привязали к столбу. Руки заковали в наручники, также сковали и ноги. Я был одет в футболку и брюки для занятий бегом. Кнут — полтора метра длиной, его конец утяжелен куском свинца. Несколько ударов обрушились на мои бедра и спину. Я бы упал, когда кнут хлестнул меня по ногам, но меня держал охранник, и экзекуция продолжалась. Поразительно: я выдержал 70 ударов, но был еще жив. Кровь текла по моей спине, я кричал».
Еще один вид публичного наказания — отсечение головы. Производится при большом стечении народа. Как правило, после казни тело преступника в воспитательных целях выставляется на всеобщее обозрение — чаще всего распятым.
Борьба за трезвость
Самое распространенное преступление, за которое саудовская фемида карает иностранцев, — нарушение строгого шариатского запрета на алкоголь. В позапрошлом году полицейские королевства арестовали в городе Джидда 73-летнего британца Карла Эндри, обнаружив у него бутыль с домашним вином. Хотя Эндри был болен раком и астмой, он отсидел в тюрьме больше года, ожидая назначенного ему наказания — 350 ударов плетью. Лишь после того, как британское правительство под нажимом родственников Эндри и свежеизбранного лидера оппозиционной лейбористской партии Джереми Корбина разорвало с Эр-Риядом контракт на обучение тюремного персонала и пригрозило дальнейшим ухудшением отношений, саудиты пошли на попятный и отпустили осужденного домой.
Ему повезло куда больше, чем его соотечественнику Джону Келли: в 1985 году того приговорили к двум с половиной годам тюрьмы и 250 ударам плетью — по 50 за раз с двухмесячными перерывами на реабилитацию, а также штрафу в 17 тысяч фунтов стерлингов. Возмущение британского правительства было столь резким, что Эр-Рияд в течение последующих тридцати лет предпочитал закрывать глаза на самогоноварение, которым занимались многие британские экспаты, а в случае неприятных инцидентов просто высылать их — как Питера и Энн Голдсмитов, уличенных в изготовлении домашнего вина и ввозе в страну виски.
Но что позволено Юпитеру, сиречь Британии — одному из ключевых саудовских союзников с момента образования ваххабитского королевства, — то не позволено быку. В сентябре 1999 года в багаже филиппинца Фаустино Салазара обнаружили две плитки шоколада с алкогольным наполнителем. Невзирая на уверения задержанного, что он купил шоколад в магазине duty free в бахрейнском аэропорту, ему присудили 75 ударов плетью и четыре месяца тюрьмы.
Страна одной религии
Впрочем, религиозные преступления считаются куда более серьезными. Самое страшное — вероотступничество, под которым понимается не только переход в другую веру, но и атеизм.
При этом более семи процентов населения Саудовской Аравии составляют немусульмане. Больше всего католиков-гастарбайтеров с Филиппин, но есть и представители других конфессий: протестанты из Европы, православные из Египта, Эфиопии и Эритреи. Публичное исповедание христианства в королевстве запрещено, нельзя также хранить неисламские религиозные предметы, в том числе Библию, распятия, изображения святых. Молиться христиане и представители других религий могут только дома. За соблюдением закона следит специальная религиозная полиция — шариатская гвардия.
Нередко иностранцы-христиане оказываются заложниками международной обстановки. После того как в 2004 году в прессу просочилась информация об осквернении Корана американскими военными на базе Гуантанамо, шариатская гвардия провела целую серию рейдов по квартирам христиан, накрыв в одной из них подпольную католическую церковь и арестовав более 40 пакистанцев-христиан, а также несколько католиков-филиппинцев. Излишне говорить, что ни один американец задержан не был: Вашингтон — тоже ключевой союзник Эр-Рияда, ссориться с которым саудиты не хотят. Куда проще выместить гнев на беззащитных филиппинцах или пакистанских христианах, считающихся париями в родной стране.
Секс и тюрьма
Важное поле деятельности шариатских судов — предотвращение разврата и прелюбодеяния. Причем эти понятия трактуются весьма широко.
В октябре 2009 года сотрудник «Саудовских авиалиний» Мазен Абдул-Джавад неосмотрительно выступил в эфире ливанского телевидения, рассказав о своей сексуальной жизни и знакомствах с девушками. По возвращении на родину его ждали пять лет тюрьмы и тысяча плетей.
Наиболее вопиющим случаем считается дело, получившее известность как «изнасилование в Катифе». В 2006 году семь человек напали на молодую женщину-шиитку и ее спутника, сидевших в автомобиле, похитили и изнасиловали обоих. Преступники получили по нескольку сотен ударов плетью и тюремные сроки, но и жертвы изнасилования были приговорены к полугоду тюрьмы и 200 ударам плетью за то, что находились в машине вместе, не будучи супругами.
Несмотря на огромное давление со стороны консервативной массы населения и шариатской гвардии, муж пострадавшей не отказался от нее, заявив, что женщина ни в чем не виновата. В мире поднялась волна возмущения. Даже будущий президент Барак Обама, тогда еще сенатор, призвал Госдепартамент сделать все возможное, чтобы не допустить наказания жертв. В конце концов, король Абдалла принял соломоново решение: он отменил приговор пострадавшей женщине, объяснив это соображениями общественного блага, но подчеркнул, что судья действовал абсолютно справедливо.
«Рай для геев»
Гомосексуализм в Саудовской Аравии тоже жестоко карается — за однополую связь можно лишиться головы. Однако зачастую судьи назначают достаточно мягкое наказание, особенно если сравнивать с приговорами по другим статьям. Так, один из жителей королевства, имя которого не раскрывается, получил три года тюрьмы и 450 плетей: его обвинили в том, что он назначал свидания другим мужчинам, используя микроблог в Twitter, и осудили за «потакание пороку и гомосексуализм».
Возможно, одна из причин состоит в том, что гомосексуализм в Саудовской Аравии широко распространен. В королевстве сложилась парадоксальная ситуация: борьбе с внебрачным сексом, отношениям между мужчиной и женщиной уделяется куда больше внимания, чем борьбе с сексом однополым. Между геями и саудовскими властями существует негласный пакт: ЛГБТ-сообщество демонстрирует почтительное отношение к нормам ваххабизма, в обмен на это власти закрывают глаза на «частную жизнь» этих подданных. Порой случаются эксцессы, но в целом договор соблюдается. Как признавался в интервью изданию The Atlantic один из саудовских геев — 42-летний американский экспат Радван, в крупных городах типа Джидды и Эр-Рияда существует большое ЛГБТ-сообщество, и многие из геев открыто встречаются в кафе, назначают свидания на улицах и в интернете. Еще один гомосексуалист — сириец Таляль, живущий в королевстве уже 15 лет, — и вовсе назвал Эр-Рияд «раем для геев».
В целом саудовский гомосексуализм мало похож на гомосексуализм европейский. Отношение к однополым связям в королевстве чем-то смахивает на отношение к этому в российских тюрьмах. Считается, что страдает репутация только пассивного партнера, а активный, наоборот, подчеркивает свою мужественность и гомосексуалистом как бы не является.
Строгие законы шариата, воспрещающие сексуальный контакт между не состоящими в браке мужчиной и женщиной, буквально подталкивают юношей к поискам партнера среди товарищей. Это приводит к тому, что гомосексуализм по взаимному согласию или в форме изнасилования превратился в давнюю проблему саудовских учебных заведений, сегрегированных по половому признаку.
Война с колдунами
Если на гомосексуализм саудовские власти закрывают глаза, то с колдовством борются решительно и бескомпромиссно. За него приговор, как правило, один: отсечение головы и последующее распятие — в назидание другим.
Как правило, о том, что тот или иной гражданин королевства занимается запрещенной магией, доносят бдительные соседи или подчиненные. Для этих целей организована специальная горячая линия: любой может сообщить о магическом преступлении в службу по борьбе с колдовством. При аресте принимаются дополнительные меры безопасности: ведь достоверно известно, что некоторые колдуны заключают договор с джиннами, поэтому могут летать по воздуху.
В 2007 году в Эр-Рияде был обезглавлен египетский аптекарь Мустафа Ибрагим, изобличенный в том, что он «практиковал магию и колдовство, прелюбодействовал и осквернял Коран». Соседи донесли, что он держит Коран в туалетной комнате. В ходе следственных действий выяснилось, что Ибрагим при помощи черного колдовства расстроил чужой брак, а в квартире у него обнаружили книги по черной магии, свечи с таинственными надписями — явно заклинаниями для призыва бесов, а также дурно пахнущие травы. Этого хватило, чтобы отправить аптекаря на плаху.
Пределами королевства борьба с колдунами не ограничивается. В 2010-м головы лишился ливанский предсказатель Али Хусейн Сибат: в ходе выступления на телешоу он предсказывал желающим будущее и давал зрителям советы. Саудовские спецслужбы следили за ним несколько лет и арестовали, когда Сибат неосмотрительно решил совершить хадж.
Чаще всего, однако, жертвами бдительных борцов с магией становятся гастарбайтеры, статус которых заведомо ниже положения коренных саудовцев и которые не могут защитить себя. Так, в мае 2013 года две горничные из Юго-Восточной Азии были приговорены к тысяче плетей и десяти годам тюрьмы за магический вред, нанесенный хозяевам. Учитывая обычный приговор за колдовство, можно считать, что женщины легко отделались.
Вся эта саудовская специфика вызывает закономерные протесты на Западе. Граждане Европы и других цивилизованных стран нередко задаются вопросом: почему Вашингтон и Лондон, упирая на соображения морального характера, причисляют Тегеран к «оси зла» из-за того, что там массово практикуется смертная казнь, но закрывают глаза на куда более суровые приговоры, которые выносят шариатские суды ваххабитского королевства?
По материалам Источник