29 марта чешский портал «ParlamentníListy» сумел взять крайне любопытное интервью у одного из самых успешных разведчиков-нелегалов советского блока. А то, почему слова Карела Кохера имеют настолько весомое значение и для нас, не сложно понять из пары строк его удивительной биографии…
Кохер, рос и учился в гимназии в Праге. В 1949 году подвергся аресту как член подпольной антикоммунистической группы в новообразованной чешской ССР, однако вскоре по возрасту был отпущен. В 1958 окончил физико-математический факультет пражского университета и после получения высшего образования устроился работать учителем. Затем писал сатирические программы, но и оттуда был уволен за антисоветскую критику, после чего смог устроиться на работу лишь ночным сторожем.
Но вдруг, в его судьбе происходить поразительный разворот, и посредством личного знакомства он заинтересовывает чехословацкую внешнюю разведку, а уже в 1965 году проходит курс спецподготовки разведчика и вместе с женой Ганой направляется в США в качестве нелегала Первого управления Службы национальной безопасности МВД ЧССР. Задача — проникнуть в ЦРУ на должность штатного сотрудника.
В 1969 году под личиной диссидента окончил Колумбийский университет в Нью-Йорке, в 1970 году получил учёную степень доктора философии под руководством, кого бы вы думали? Профессора Збигнева Бжезинского. В 1971 году получил гражданство США. С 1972 работал консультантом в отделе СССР оперативного директората ЦРУ. С тех пор, бывший антисоветчик, отстаивал интересы советской России как никто другой, вплоть до декабря 1984 года. Зимой был арестован ФБР США после предательства генерала – перебежчика КГБ Олега Калугина. В 1986 году освобождён и обменян в Берлине на Глиникском мосту на советского диссидента Анатолия Щаранского.
Вот почему мнение этого человека так ценно, и вероятно по этой причине чешские СМИ захотели его узнать.
Ключевые тезисы:
— «Уважаемый Кохер, не могли бы вы рассказать кто по-вашему, совершил это покушение на бывшего двойного агента Сергея Скрипаля?»
Карел Кохер: «Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хотел бы задать вам встречный: а вы уверены что покушение вообще было? Вероятно, вы будете шокированы, но лично у меня есть все основания сомневаться не только в том, что это было покушение связанное с прошлым Скрипаля, но и в том, что это вообще было покушение. Как вариант: что если Скрипаль был не жертвой нервно-паралитического вещества, которым на него воздействовал некто сторонний, а сам являлся его поставщиком в запланированной преступной сделке? Сделке, во время которой произошла утечка, либо из-за неосторожного обращения, либо при намеренно совершенной попытки ликвидировать его дабы не платить обещанное. А возможно, контейнер намеренно повредили третьи силы незадолго до того как это сделка состоялась, дабы спровоцировать всю нынешнюю международную ситуацию. А может никакой сделки вообще не было, и покупателями выступали сотрудники британских спецслужб.
Конечно, все это может показаться вам невероятной спекуляцией, но задумайтесь вот о чем: кем был Скрипаль? Бывший полковник российской военной разведки ГРУ, сотрудники которой прославились решительностью методов, человек без колебаний воспользовавшийся своей разведывательной информацией для финансово обогащения и шпионажа на MI-6. То есть это человек без сомнений. А учитывая, что рискованные нелегальные операции — это единственное ремесло, которым он владеет, то закономерно рассудить, что после освобождения из российской тюрьмы и переезда в Англию у него была сильная мотивация зарабатывать тем, чему его учили.
Поэтому конечно, есть и другие возможные версии произошедшего, помимо официальной британской. Ведь можно например допустить, что в хаосе после распада Советского Союза, когда ликвидировались запасы оружия, большое количество химических веществ попало в руки представителей российских криминальных кругов. И что если у Скрипаля были связи с ними? Ведь хотя сам Скрипаль не мог поехать в Россию, чтобы привезти оттуда вещество в Англию, его дочь Юлия приехала из России за день до произошедшего. Согласно полицейскому докладу, в багаже, с которым она путешествовала, были найдены следы «Новичка». И вот тут начинаются варианты… Возможно кто-то подложил его туда, возможно, она осознанно выступила в роли курьера, возможно в роли заказчика выступали агенты MI-6 знавшие, что Скрипаль сможет достать это вещество или сами были его липовыми поставщиками «из России», а может это вещество попало в сумку уже в Англии, например накануне их выхода к месту совершения сделки. Ведь за четыре часа до этого, они отключили в своих телефонах GPS-навигацию. Почему они хотели скрыть, куда направляются?
Любая версия с местью России, выглядит на этом фоне неправдоподобно. Поскольку слабая ее сторона в сложности выбранной методики, да еще и с помощью такого трудно доступного и очень опасного для исполнителя вещества. Поверьте, существует огромное количество иных, гораздо более надежных методов».
— Как Вы восприняли решение о высылке российских дипломатов из стран-членов Североатлантического альянса?
— «Как очень плохой знак. По-моему, подавляющее большинство высланных, если не все, были агентами под дипломатическим прикрытием. И это нормально, настораживает другое. В этой высылке я вижу целенаправленное намерение значительно ограничить разведывательные возможности российской СВР. А подобные стремления могут вписываться лишь в одно условие: в подготовку какой-то агрессивной акции против России, для успеха которой важен момент неожиданности. То, что британский премьер-министр обвинила Россию сразу же после инцидента и без всяких на то доказательств, заставляет думать, что цель премьер-министра — конфронтация любой ценой. И потому нельзя исключить того, что покушение на Скрипаля было инсценировано британскими спецслужбами. Сейчас, как и тогда в случае Ирака, глава британского правительства мобилизует европейские государства на поддержку конфликта, который должен служить, в первую очередь, интересам правящих кругов США. И я говорю о «правящих кругах» Америки, которые находятся у власти независимо от того, кто является президентом, а не конкретных лидерах. Просто тогда был Ирак, сегодня — Россия. И эта аналогия очевидна».
— Но тогда что может быть конечной целью антироссийской кампании? Чего стоит ждать?
— «Хотя разум и отказывается представлять невообразимое, но все это, к сожалению, выглядит как очередная попытка использовать Европу, в виде тарана для военного конфликта с Москвой…»