«Совком» сейчас называют всё, что так или иначе связано с советским периодом истории. Все чаще встречаются негативные мнения современников о советском прошлом.
Говорят, что была сплошная уравниловка, не было возможности хорошо заработать, купить квартиру или машину, выехать за рубеж. Человеку непосвящённому может показаться, что люди в те годы влачили жалкое нищенское существование. Но так ли это было на самом деле?
Если сравнить среднестатистического жителя нынешней «капиталистической и демократической» России и того же среднестатистического гражданина Советского Союза, то сравнение явно не в пользу первого. Вот как описывает жизнь молодого специалиста 1960-х годов одна из нынешних пенсионерок:
«Жизнь в те годы была разнообразна и многогранна. Кому-то она была по душе, а кому-то не очень.
Для абитуриентов, поступающих в Вузы и техникумы, в то время были установлены определённые льготы. Например, для тех, кто отслужил в армии или имел стаж работы не менее двух лет.
После восьмого класса я устроилась на работу на судоремонтный завод в конструкторское бюро копировщицей, а по вечерам доучивалась в школе. Те, кто учился и работал, должны были оканчивать не десять, а одиннадцать классов. Для вечерних школ существовала собственная программа обучения, предусматривающая профессиональную ориентацию и более глубокое изучение естественных наук.
При пароходстве был открыт филиал приёмной комиссии института инженеров морского флота. Окончив школу и отработав к тому времени три года, я сдала экзамены в этом филиале и поехала на учёбу в институт.
Таких, как я студентов называли «направленцами», то есть поступившими по направлению предприятия. Мы получали стипендию от своего родного завода. По тем временам это была довольно приличная сумма – сорок рублей в месяц.
По окончанию института «направленцы» должны были отработать на предприятии не менее двух лет. Таким образом, уже к двадцати пяти годам государство получало профессионала со стажем.
Многие из нас оставались работать на предприятии на всю жизнь, но были и те, кто выбирал для себя другой путь.
Молодым специалистам давали квартиры и подъёмные, кроме того на предприятии можно было взять беспроцентную ссуду на длительный период. Те, кто поступал на общих основаниях, по окончании института попадали под распределение, то есть направление в те регионы, где особо нуждались в таких кадрах.
Для многих это самое распределение казалось катастрофой, направляли чуть ли не на край света – в Магадан, Находку, Владивосток. Столичные ребята не очень-то хотели бросать свои родные края и чаще всего устраивались в городе не по специальности. Но из тех, кто всё-таки отправился по распределению, почти никто не пожалел о своём решении. Ведь у них были вполне ощутимые преимущества:
Во-первых, это более высокая заработная плата с учётом районного коэффициента.
Во-вторых, это более ранний выход на пенсию, ведь там год работы считался за полтора.
Благодаря своим сбережениям, почти все они купили машины, а кое-кто к концу 1990-х переехал в тёплые края. Кто не успел, тот потерял всё – дефолт 1998 года обнулил все депозиты.
Реклама авто в СССР
Студентам на время учёбы с сентября по июнь предоставлялась скидка в 50% на все виды транспорта. Особенно выручала эта скидка во время каникул, когда можно было за полцены съездить домой. Те студенты, которые жили недалеко, катались домой почти каждую неделю. Привозили полные сумки с домашними продуктами, после чего общежитие дня четыре объедалось.
Так как я жила очень далеко и мои родители не могли мне высылать много денег, мне было не по карману на зимних каникулах кататься домой. Зато я не отказывалась погостить у подруг, благодаря чему мне удалось побывать во многих крупных городах европейской части Союза – таких, как Рига, Кишинёв, Киев и Ленинград.
Сейчас говорят, что мы тогда жили бедно и выстраивались в очередь за колбасой, но это неправда. Всё началось при Горбачёве с его долбанной перестройкой.
Единственное, что было полезного в период его правления, так это продовольственная программа и частное предпринимательство. Кто-то даже подумал, что Михаил Сергеевич пытается возродить НЭП ленинского периода. Появились предприниматели, которые получили возможность выращивать, перерабатывать сельхозпродукцию и продавать её в кооперативных магазинах.
Но тут, как и тогда, вышла промашка – ушлые дельцы быстро сообразили, что к чему, стали закупать продукты по государственным ценам и перепродавать их уже по коммерческим ценам в три раза дороже.
До перестройки проблем с продуктами не было. Конечно, не было такого разнообразия, как сейчас, но все продукты были натуральные и очень высокого качества. В торговой сфере было немало людей, которые пытались нажиться и искусственно создавали дефицит товаров. Были и фарцовщики, которые переклеивали ярлыки и продавали отечественную продукцию как импортную. Но это были единичные случаи, а не чётко отлаженная система.
Перебои с продуктами, которые время от времени возникали в некоторых населённых пунктах, были исключительно на совести руководителей регионов и силовых структур, за что все они несли ответственность.
Иностранные студенты, которые обучались в советских Вузах, приходили в восторг от вкуса наших продуктов. Они нам очень завидовали и говорили, что мы уже живём при коммунизме. Ведь во многих европейских странах, включая так называемый «социалистический лагерь», цены на продукты питания были очень высокими. В то же время лёгкая промышленность там была развита очень хорошо, в особенности производство мелкой бытовой техники и одежды, которые там стоили значительно ниже, чем в СССР.
На самом деле в то время советским людям завидовал весь мир, ведь только у нас был особый общественный настрой – дух единства и дружбы всех национальностей, взаимопонимание и взаимная поддержка людей.
Фестиваль молодежи и студентов 1985
Руководство страны стремилось ставить и реализовывать цели, направленные на улучшение жизни людей. И если что-то не получалось, то в этом было виновато не правительство, а конкретные люди, плохо выполняющее свою работу.
Плановая система хозяйствования имела свои преимущества и недостатки. При выполнении плана предприятия получали премии, а город наводнялся импортными товарами.
На уборке урожая использовался детский труд, что было неправильно. Однако поездки в колхозы тогдашние школьники чаще всего воспринимали как романтические вылазки на природу, не говоря уже о студентах. В пик уборочной поры учащихся школ и ВУЗовотправляли «в длительную командировку» с ночёвкой и питанием. Кормили сами колхозники очень сытно, как говориться, «на убой». Многие возвращались в душный город посвежевшие и поправившиеся на несколько килограммов. В плохую погоду на поле не выходили, читали газеты, смотрели телевизор и устраивали танцы.
В те годы очень хорошо была развита транспортная система. Это сейчас все междугородние перевозки и поездки осуществляются через Москву, а тогда существовали крупные транспортные узлы, связывающие между собой все направления.
Не удивительно, что сейчас многие предпочитают поездки за рубеж. Ведь объехать родной край гораздо дороже чем, скажем, посетить курорты в Италии или Греции.
Тогда же цены по всем направлениям были низкими и доступными каждому, можно было каждое лето посещать родственников, проживающих в любом регионе страны.
Очень грустно, что многие молодые люди позволяют себе вольности, критически оценивая то время, в котором они не жили… Не правильно это…»
Фото: Семен Осипович Фридлянд