Статьи

Прибалтика в Евросоюзе: неутешительные итоги

Ровно 14 лет назад, 1 мая 2004 года, Литва, Латвия и Эстония вступили в Евросоюз.

Европейская интеграция представлялась руководству стран Балтии вершиной исторического развития, вхождением в Царствие Небесное, где Литву, Латвию и Эстонию ждет лишь благоденствие и процветание. Реальность оказалась не такой радужной: в составе ЕС Прибалтика превратилась в деградирующую периферию Европы с умирающей экономикой и разъезжающимся населением.

1. Население

Прогнозы о том, что членство в ЕС приведет к оттоку трудоспособного населения из Литвы, Латвии и Эстонии в Западную Европу, не просто сбылись, а оказались излишне «оптимистичными».

Европейская интеграция привела не просто к оттоку, а к настоящему бегству людей из Прибалтики.

После вступления в Евросоюз и получения права свободного перемещения по Европе страны Балтии покинул каждый пятый житель. В годы кризиса Литву за несколько лет оставили более 150 тысяч, Латвию — более 100 тысяч человек. Но и после частичного посткризисного восстановления экономики эмиграция продолжается. Население Литвы сокращается на 1,5%, Латвии — на 1% в год.

Титульные нации стран Прибалтики, ради сохранения которых провозглашались Литва, Латвия и Эстония, являются умирающими.

Носителей эстонского языка в мире осталось менее миллиона человек. Количество латышей в Латвии — немногим более миллиона. Молодые эстонцы, латыши и литовцы массово покидают свои страны, создают семьи за рубежом, отказываются возвращаться в Прибалтику, а их потомки уже не знают языка предков и не чувствуют своей принадлежности к балтийским народам.

2. Экономика

Европейская интеграция обернулась сворачиванием целых отраслей национальных экономик Литвы, Латвии и Эстонии, причем понесенные убытки не были компенсированы странам Балтии из Брюсселя.

Вступление в ЕС завершило процесс деиндустриализации Прибалтики: те крупные промышленные объекты балтийских стран, которые выжили после рыночных реформ 1990‑х и сознательной политики правящих националистов по ликвидации заводов и фабрик, закрылись из-за невозможности выдержать конкуренцию дешевого европейского импорта.

Евросоюз заставил Литву закрыть крупнейшую на момент постройки атомную станцию в мире — Игналинскую АЭС.

Латвия под давлением Брюсселя была вынуждена отказаться от производства сахара и закрыть все сахарные заводы.

Европейские квоты на рыболовство и ограничение рыболовецкого промысла в Балтийском море привели к тому, что рыболовный флот в странах Балтии был распилен на металлолом.

Прибалтийским фермерам Евросоюз платил дотации не на развитие своего производства — деньги давались за отказ от выращивания продукции, чтобы сельхозпроизводители Эстонии, Латвии и Литвы не создавали конкуренции западноевропейским агрохолдингам даже на отечественном рынке.

В результате членство в ЕС обернулось для стран Прибалтики утратой нормальной экономики как таковой. Страны Балтии в Евросоюзе не являются экономически самодостаточными и живут на «искусственном дыхании» фондов ЕС.

3. Еврофонды

В обмен на сворачивание производства и уничтожение реальной экономики Евросоюз направил в Прибалтику финансовый поток дотаций из структурных фондов ЕС. Дотации должны были обеспечить «выравнивание» прибалтийских экономик и подтянуть Литву, Латвию и Эстонию до среднего уровня экономического развития Евросоюза.

Сегодня еврофонды дают странам Балтии 3% прироста ВВП — без дотаций в Литве, Латвии и Эстонии было бы падение экономики. За счет структурных фондов ЕС выживают сельское хозяйство и строительный сектор Прибалтики — с прекращением брюссельского денежного потока эти отрасли ожидает кризис, который перекинется на всю экономику Прибалтийских республик.

Между тем, дело идет именно к уменьшению европейского финансирования: после 2020 года европейский бюджет станет меньше и от этого может сократиться доля средств для дотационных стран, получающих «пособия для малоимущих».

Прибалтика уже сейчас сталкивается с перебоями в финансировании. Еврокомиссия отказалась софинансировать литовский СПГ‑терминал, не дала денег на эстонский СПГ‑терминал и Висагинскую АЭС.

Но через два-три года политика выравнивания в Евросоюзе может или вовсе прекратиться, или измениться не в пользу стран Балтии. Financial Times, например, сообщает, что в результате реформы системы выделения финансовой помощи европейские деньги будут перенаправлены из Восточной Европы в Грецию, Италию и Испанию.

4. Демократия и права человека

Когда Литва, Латвия и Эстония вступали в Евросоюз, оптимисты надеялись, что европейская интеграция улучшит удручающую ситуацию с демократией и правами человека в этих странах.

Пессимисты скептически отвечали, что если Европа готова принять в свои ряды страны с позорным институтом неграждан, то на проблемы с демократией и правами человека в Прибалтике там будут закрывать глаза.

Последние оказались правы.

Демократия в странах Балтии так и осталась ущербной, всеобщего избирательного права в Латвии и Эстонии не появилось, дискриминация национальных меньшинств продолжается, а в общественно-политической жизни балтийских стран после вступления в ЕС появились такие уродливые явления, о которых в «просвещенной Европе» в последние десятилетия успели забыть.

У Прибалтики теперь есть свои политзаключенные. Инакомыслящие там превращаются в «узников совести». Спецслужбы поименно перечисляют «врагов народа». За отрицание «единственно правильной» версии исторических событий можно сесть в тюрьму на пять лет.

Неугодных общественников и журналистов сажают. Неугодные телеканалы отключают. Школы национальных меньшинств закрывают. Русский язык, на котором говорит треть населения Латвии и каждый четвертый житель Эстонии, не имеет никакого официального статуса.

И вся эта «демократия» творится под флагом Евросоюза.

5. Уровень жизни

От вступления в Евросоюз в Литве, Латвии и Эстонии ожидали, что они наконец-то заживут как Швеция, Дания и Финляндия. Догонят страны «Старой Европы» по уровню жизни.

После 14 лет в Евросоюзе разрыв в основных показателях социального благополучия между Прибалтикой и Скандинавией со странами Западной Европы стал только более ощутимым.

Литва, Латвия и Эстония делят с Румынией и Болгарией звание самых бедных и убогих стран ЕС.

Страны Прибалтики — антилидеры по расходам на социальную защиту населения в Евросоюзе. В Латвии расходы на соцзащиту составляют 14,5% ВВП — последнее место в Евросоюзе. Практически столько же у Литвы (14,7%) и Эстонии (15,1%) — предпоследние места. Для сравнения, во Франции на социальную защиту тратят 34% ВВП, в Дании — ровно треть валового внутреннего продукта.

Итак, страны Балтии замыкают практически все рейтинги социального благополучия в странах ЕС. Они на последних местах по расходам на здравоохранение, по инвестициям в социальную инфраструктуру, по финансированию социальных программ.

В них одни из самых низких в Евросоюзе зарплат, пенсий, стипендий, пособий по безработице, инвалидности, уходу за ребенком.

Зато Литва, Латвия и Эстония лидеры в других европейских рейтингах. В рейтингах количества населения, находящегося за чертой бедности, в рейтингах числа жителей, которым грозит материальное и социальное отчуждение. Прибалтийские страны — лидеры по убийствам, по самоубийствам, по потреблению алкоголя. Это печальное лидерство — самый наглядный итог их членства в ЕС.

Александр Носович, Фото: Dmitrijs Kaminskis / shutterstock.com

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.