Американский истребитель пятого поколения F-35 лишний раз представлять не нужно. Слава, созданная стараниями PR-специалистов, летит быстрее самого самолета, одаривая потенциальных покупателей иллюзией неуязвимости и технологичности приобретаемого летательного аппарата. Создается впечатление, что F-35 это некий «гром с небес», «непобедимый боец» и вообще «царь неба».
Но на деле это не так, и у летательного аппарата со временем обнаружили множество проблем, о которых всем известно. Однако англоязычное издание NI обнаружило еще один недостаток. В переводе статьи вы сможете узнать о генеральной слабости F-35.
Сегодня основное внимание приковано к высокотехнологичным ракетным системам, которыми поражают воздушные цели, в том числе самолеты, пишет NI. Однако военные ВВС США уверены, что старомодные зенитные орудия до сих пор представляют опасность даже современным летательный аппаратам. В связи с этим, в Америке начали работу над проектом по созданию специализированного авиационного локатора, который смог бы обнаруживать наземные зенитные батареи по аналогии с определением местоположения снайперов или минометных расчетов. Новая авионика даст возможность отслеживать траекторию полета выпущенного снаряда до источника.
Автор статьи в англоязычном журнале National Interest Майкл Пек отмечает, что новые радары в будущем могут быть поставлены на американские истребители пятого поколения – F-35 и F-22. Ситуацию NI прокомментировал военный аналитик и обозреватель Дэн Гразье. По мнению эксперта, разработка нового локатора и упоминание американских истребителей — не случайно. Тот же F-35 имеет генеральную слабость: при всей своей технологичности и большом количестве электроники и современных систем, он уязвим для обстрела старомодными зенитными батареями с земли. Причем это актуально не только для F-35, но и для всех летательных аппаратов в ВВС США.
Западное СМИ отмечает, что будущее фронтовой авиации Америки выглядит не очень обнадеживающим. Дело в том, что зенитные артиллерийские установки сегодня способны эффективно поражать цели на высоте до 35 000 футов, а в будущем они станут еще опаснее за счет внедрения передовых цифровых технологий, новых боеприпасов и радаров.
Майкл Пек обратил внимание, что пилоты истребителей узнают о применении против них зенитных орудий только в момент разрыва боеприпасов около самолета. И даже в такие моменты найти замаскированные наземные батареи очень проблематично. С высоты их не различить.
Однако способ обнаружить зенитки все-таки есть. Разрабатывая новый локатор, в ВВС США надеются использовать специфические характеристики орудий. Обычно батареи размещают в определенных типах местности для эффективной стрельбы. Важно и то, что большинство зениток имеют множество стволов в непосредственной близости друг от друга, которые обеспечивают плотность огня. Но в таком случае оружейная система демаскируется, и ее возможно найти по радарному сечению стволов, которые имеют разные радиорезонансные сигнатуры при сканировании на нескольких частотах. Более того, у стволов будут отличительные сцинтилляционные характеристики, которые будут особо заметны при наличии у зенитки бронепластин или радаров рядом с пушками.
Автор статьи в NI отметил, что для разработки нового авиационного радара будут использоваться наработки по конструированию систем, отслеживающих наземные артиллерии, минометные системы, пуски ракет наземного базирования. То есть технология в принципе существует, но надо лишь адаптировать ее под зенитные орудия и авианоситель.
Проект будет реализоваться в несколько этапов. На данный момент известно, что в рамках первого этапа произведут съемку стандартных зенитных орудий для фиксации их поперечного радарного сечения. Информация будет сопоставляться с различными бортовыми радарами США. В качестве базовых потенциальных средств обнаружения зениток могут выступить локаторы АС-130, а также метеорадары X-диапазона.
В США не все позитивно относятся к идее оснащения истребителей радарами для поиска зенитных батарей, так как проще использовать дальнобойное оружие и не подвергать самолеты опасности. Однако Майкл Пек отмечает, что не всегда есть возможность применить те же ракеты большого радиуса действтия. Например, в Афганистане из-за гористой местности часто приходилось низко опускаться и использовать авиапушки. Кроме того, есть еще десантные вертолеты, которые вынуждены работать на низкой высоте. В итоге потенциальная опасность зениток — на лицо и необходимы средства их обнаружения и подавления.