Подумать только, как все меняется. А ведь было же время, когда за словом «английский футбольный фанат» что-то стояло. Стоял тот, кому не слабо надраться до чертиков уже к обеду и провести весь вечер, блюя в фонтан в чужом городе.
Тот, кто может часами без устали дудеть первые аккорды темы из «Большого побега» (популярный триллер-боевик о Второй мировой войне 1963 года, о бегстве солдат-союзников из немецкого лагеря; звуковая дорожка к нему стала неофициальным гимном английских фанатов — прим. перев.). Тот, кто железно наводит страх и ужас на местных жителей — при любом своем появлении. Тот, кто с радостью выдирает сидения на любом стадионе — а потом, довольный, едет в аэропорт под конвоем полиции. В общем, — того, кем гордится вся страна.
Теперь же есть риск, что нас на этом поле полностью переиграют русские. Во время беспорядков после матча Англия-Россия на чемпионате Европы 2016 в Марселе они добавили в свое резюме грабеж и попытку убийства. Так извечные правонарушители сами превратились в жертв, и МИД даже создал комитет, чья задача — позаботиться, что английские болельщики на грядущем чемпионате мира в России будут в полной безопасности.
Лейборист Крис Брайант (Chris Bryant), член парламента от округа Рондда в Уэльсе, отметил, что действует сугубо из альтруизма, поскольку команда Уэльса мудро решила не связываться с чемпионатом вообще — и вылетела еще на стадии квалификации. Итак, какие же меры предприняты, чтобы британские фанаты остались живы-здоров.
Что ждет английских фанатов в России?
«Мы получили надлежащие уверения с российской стороны», — заявил Роберт Салливан (Robert Sullivan) из Английской футбольной ассоциации. Заместитель начальника полиции Марк Робертс (Mark Roberts), координирующий деятельность полиции во время мероприятия, подтвердил: гарантии получены. Да, пара угроз существует — но нешто хорошо подготовленному фанату они окажутся не по зубам? Конечно, нет. Пусть англичане и в меньшинстве, постоять за себя они смогут завсегда. Вспомните Битву за Британию (авиационное сражение в ходе Второй мировой, когда британские ВВС отбили штурм Третьего рейха — несмотря на численное превосходство нацистской Германии — прим. перев.).
Брайант полюбопытствовал, а не обольщаемся ли мы на фоне напряжения между Россией и Великобритании — ведь еще следует учитывать то обстоятельство, что Владимир Путин лично науськивает российских фанатов, внушая им про национальную гордость. Вовсе нет, ответствовал Кевин Майлз (Kevin Miles), глава Федерации футбольных болельщиков. В конце концов, несмотря на зловещие россказни о фанатах, убитых в гетто Южной Африки в 2010 году и фавеллах Бразилии в 2014, все ведь прошло благополучно — не так ли?
Ну да, у русских есть свои недостатки. Ну да, их полиция обожает наряжаться как вооруженные формирования и не больно-то переживает, если вдруг случайно вырубит парочку мирных зрителей. Ну да, их фанаты питают слабость к ножам и арматурам, но вообще-то у них золотое сердце. Как бы то ни было, они настроены все сделать по высшему классу, да и, в любом случае, тамошние полицейские и фанаты будут скорее сцепятся друг с дружкой, чем с английскими гостями.
«Разумеется, ничего обещать мы не можем», — признался Майлз в итоге. Заранее, мол, лучше, не загадывать. И все же он заверил, что английские фанаты предпочтут скорее прогуляться по Эрмитажу или полюбоваться балетом, чем толпиться на стадионе.
Тогда Брайант поинтересовался, следует ли предпринимать особые меры предосторожности представителям ЛГБТ-сообщества. Смогут ли они, например, безо всяких рисков снять номер для двоих для уединения? Или вдоволь помахать радужным флажком?
«Пожалуй, лучше им будет перестраховаться», — заявил Майлз. Очевидно, до этого момента он об этой теме не думал.
«Что это значит — перестраховаться?» — осведомился глава комитета Том Тугендхат (Tom Tugendhat), почуяв слабину.
«Ну, э-э-э, — замешкался Робертс, — мы бы не хотели давать конкретных инструкций, это ведь закон о гомиках…». Тут он умолк, и все осознали, что последнее предложение можно было сформулировать и получше.
Тогда комитет перешел к другим темам, вызывающим беспокойство. Какими полномочиями располагает британская полиция в России? «Вообще никакими» — радостно откликнулся Робертс. В общем, всем давно пора расслабиться. Все будет в порядке. Поверьте ему на слово. Ну, разве что произойдет пара-другая несчастных случаев — но они погоды не сделают.
Под занавес Тугендхат поинтересовался, какие меры предосторожности были предприняты на тот случай, если английская команда выйдет из группы в следующую турнирную стадию. Салливан, Майлз и Робертс переглянулись в недоумении. Это еще что за дурацкий вопрос? Разумеется, никаких. Мы ж тут про английскую команду толкуем, а не про какую-нибудь.