Мы уже с вами рассматривали самый большой в мире корабль-док и вообще про полупогружные транспортные суда. А вот как это приспособили для военных целей.
Корабль американских ВМС Montford Point – это не просто первый корабль в своем классе, он первый в своем роде. Корабль «полностью готов к работе и поставлен Командованию военно-морских перевозок ВМС только в прошлом месяце», — сообщил представитель Командования, капитан 3-го ранга Брайан Тэйг одной из гавайских газет. – От него действительно исходит особый запах нового корабля».
Этот корабль военные называют мобильной десантной платформой Mobile Landing Platform (MLP). Часть судна имеет большую рампу, которая может соединяться с любыми другими кораблями, которые, как правило, выгружают свой груз в док.
Другая часть корабля может после определенных «манипуляций» фактически имитировать береговую линию для амфибийных десантно-высадочных средств также известных в американском флоте как «коннекторы». При совместной работе с этими «коннекторами» MLP позволяет разгружать массивным кораблям свои грузы за несколько миль от берега, не завися при этом от портовой или другой стационарной инфраструктуры.
Давайте узнаем о ней подробнее …
Фото 2.
Очень большое значение имеет способность десантной группы менять места и способы того, как перемещать грузы с моря до берега. Океаны действительно значительно упрощают транспортировку громадных объемов грузов и позволяют перемещать их достаточно быстро. Но получение грузов с воды на сушу в этом процессе является узким бутылочным горлышком, зачастую требующим создания уязвимой стационарной инфраструктуры, которая может стоить сотни миллионов и даже миллиарды долларов. Единственным возможным вариантом является задействование узкоспециализированных судов, дорогих десантных кораблей и десантно-высадочных средств. Корабль ВМС США Montford Point и перспективные MLP созданы для того, чтобы исключить некоторые «узкие места» за счет эмуляции пристани, одновременно также действуя в качестве специального десантного корабля-дока.
Фото 3.
«Эти корабли построены для скорости», – продолжает Тэйг. – Всё оборудование, все инструментальные средства и все детали внимательным образом изучены и установлены со стратегической точки зрения, поскольку каждый дополнительный килограмм на борту влияет на грузоподъемность. Даже корпус не покрашен из-за лишней массы краски».
Корабль имеет четыре двигателя V-20, гигантские турбонагнетатели и все другие системы, которые позволяют ему двигаться быстрее. Когда двигатели работают в режиме малых оборотов, он движется со скоростью 14 узлов. На полных оборотах скорость хода достигает более 40 узлов. Полная загрузка составляет 600 тонн груза и 312 пехотинцев (по сути рота легкобронированных машин). «Само по себе этого недостаточно для взятия приступом хорошо укрепленного берега, но подумайте об этом в терминах поддержания правопорядка: нет необходимости или вы не хотите вызывать группу полицейского спецназа при каждом экстренном звонке на 911, но имеется очень много случаев, когда очень важно вытащить ребят в синей форме на сцену как можно быстрее». В сущности, совместная работа кораблей проекта JHSV (высокоскоростное десантное судно) и MLP, другими словами возможность для корабля JHSV разгрузиться в море, – это то, чего очень хотят добиться военные.
Фото 4.
Первоначальные требования включали возможность посадки вертолетов, возможность принимать и выпускать десантные суда на воздушной подушке, переброску техники и вооружения с корабля на корабль, а именно переброску с заблаговременно развернутых крупных кораблей на другие суда, включая корабли снабжения класса T-AKE. Впоследствии базовый проект корабля MLP подвергся модификациям. Вертолеты были убраны, также была убрана система TAVTS (Test Article Vehicle Transfer System – система перемещения грузов с корабля на корабль). В итоге остался корабль с тремя швартовочными местами для судов на воздушной подушке и возможностью при высоте волн до 1,25 метра перемещать грузы только на другие корабли, имеющие бортовые аппарели.
Фото 5.
Эти менее дорогие универсальные десантно-высадочные средства и «средства взаимодействия с коннекторами» (то есть, лихтерные и плавающие пристани), упомянутые ранее, важны, но по большей части до настоящего времени пренебрегали вопросами обеспечения морских перевозок, особенно при дальних развертываниях, подобных морскому базированию. Максимальная эффективность морского базирования зависит от того, как много «коннекторов», таких как универсальные десантные средства, и «форм и средств взаимодействия с коннекторами», таких как, лихтерная перевозка, краны и варианты переброски с корабля на корабль, имеется во флоте. Проблема состоит в том, что грузоподъемность, отводимая для универсальных средств, судов на воздушной подушке и т.д. всегда ограничена у десантных кораблей.
Это означает, что требуется большое количество дорогих десантных средств для доставки достаточного числа «коннекторов» в оперативную зону, а базирующихся «вне кораблей» десантных средств может быть недостаточно именно том районе, где они необходимы. Аналогичным образом, может быть недостаточно мест на предварительно размещенных крупных кораблях для всех лихтерных перевозок судами INLS (improved Navy lighterage system – улучшенная система лихтерных перевозок флота), необходимых для масштабных десантных операций в заданном районе.
Фото 6.
У берегов Либерии проходят учения по морскому базированию в рамках Западно-Африканского учебного похода West Africa Training Cruise (WATC) 08. Они знаменуют собой первое успешное использование судов INLS в море для транспортировки грузов с корабля на корабль и с корабля на берег.
Фото 7.
Мобильные платформы десанта войдут в состав военно-транспортного Командования ВМС США (MSC), и планируется интеграция кораблей новейшего класса в каждый из флотов.
Технические характеристики мобильной десантной платформы «USNS Montford Point»:
Водоизмещение — 34500 тонн;
Длина — 233 м;
Ширина — 50 м;
Проектная осадка — 12 м;
Скорость хода — 15 узлов;
Дальность плавания — более 9500 миль при скорости 15 узлов;
Силовая установка — четыре дизеля MAN / B&W 6L48/60 общей мощностью 34270 л.с.;
Подруливающее устройство — выдвижная винто-рулевая колонка;
Экипаж судна — 34 гражданских моряка, работающих по контракту с командованием;
Фото 8.
Еще немного из разработки проекта :
Одним из элементов американской военно-морской стратегии является концепция «морского базирования» (Seabasing), предусматривающая превентивное развертывание судов снабжения и плавающих складов с вооружением морской пехоты и сухопутных войск в далеких от берегов Соединенных Штатов морях. И такие плавающие склады на базе судов класса «ро-ро», то есть на которые и с которых танки, другие бронированные машины, а также автомобили загружаются и выгружаются своим ходом, появились в Средиземном море, Индийском и Тихом океанах. Однако агрессия против Ирака показала, что для выгрузки с них техники, снаряжения и амуниции необходимы специально оборудованные порты. А их не оказалось в требуемом количестве и в нужном месте.
MLP John Glenn выходит в море.
Для решения этой проблемы и были созданы мобильные десантные платформы (Mobile Landing Platform – MLP). Они разработаны компанией NASSCO на базе танкеров типа Alaska дедвейтом 185000 т, длиной 287 м и шириной 50 м. Четыре танкера этого проекта, предназначенные для транспортировки сырой нефти с месторождений на Аляске к портам Тихоокеанского побережья США, построены американской фирмой для транснациональной нефтегазовой корпорации BP. Правда, в варианте MLP их корпуса укоротили до 239 м, оставив прежнюю ширину. Соответственно уменьшилось и водоизмещение.
Оно теперь составляет без малого 80000 т. Это объясняется не только уменьшением длины судна, но и тем, что на мобильных десантных платформах полностью «ампутированы» объемы, занятые на танкерах типа Alaska нефтяными емкостями. Внешне получилась, мягко говоря, довольно странная конструкция, поскольку у MLP как бы отсутствует значительная часть корпуса. Но, действительно, в центральной части судна образовалась просторная платформа площадью 7750 м2 с рампой по левому борту, способной «держать» груз до 105 т. Эта рампа предназначена для перевалки своим ходом военной техники, в том числе 68-тонных танков M1A2 Abrams, с борта судов-складов «ро-ро» на мобильные платформы. На них, в свою очередь, эта техника переходит на три десантных катера на воздушной подушке LCAC. Для размещения ДКА в носовой части платформы отведено 2300 м2.
MLP в притопленном положении.
Во время десантной операции в 25 милях от берега мобильная платформа притапливается. Десантные катера сходят на воду и отправляются к месту высадки на необорудованное побережье. Такова технология грузообработки, которую нельзя признать простой, быстрой и экономичной. Но ничего лучшего придумать не смогли.
MLP оснащена интегрированной дизель-электрической энергетической установкой в составе четырех дизель-генераторов MAN/B&W, электромоторов суммарной мощностью 24 МВт и двух движителей, способных обеспечивать максимальный 20-узловый ход. В носовой части днища имеется подруливающее устройство. На скорости 15 узлов дальность плавания составляет 9500 миль (17600 км). Экипаж состоит из 34 гражданских моряков, которые служат по контракту с Командованием морских перевозок (КМП) ВМС США. Вооружение отсутствует, хотя зарезервированы места для установки легких автоматических артиллерийских систем и крупнокалиберных пулеметов.
Мобильная десантная платформа Montford Point готова к приему техники с судна «ро-ро» Bob Hope.
Головную мобильную десантную платформу – Montford Point (T-MLP-1), названную так в честь лагеря морских пехотинцев, где в годы Второй мировой войны готовили к боям чернокожих рекрутов, – спустили на воду в 2012 году. А вошла она в состав КМП ВМС США в прошлом году. В будущем году судно должно быть готово к оперативному использованию. Сейчас проходит испытания вторая платформа – John Glenn (T-MLP-2), получившая свое имя в честь одного из первых американских астронавтов и летчика-ветерана Корпуса морской пехоты Джона Гленна.
А вот в конструкцию двух следующих MLP были внесены существенные изменения. И предназначение их изменилось. Названное в честь генерал-лейтенанта морской пехоты Льюиса Пуллера, прославившегося в годы Второй мировой войны и во время войны в Корее, судно T-MLP-3/T-AFSB-1, спущенное на воду 30 октября, призвано служить передовой базой снабжения ВМС и Корпуса морской пехоты США в «горячих точках».
Концепцию AFSB американский флот отработал на находящемся в Персидском заливе и базирующемся на Бахрейн судне Ponce (AFSB(I)-15) – бывшем десантном корабле-доке типа Austin. В 2011 г. ВМС США намеревались его списать, поскольку ДКД к тому времени прослужил уже более 40 лет. Но неожиданно корабль направили на филадельфийскую военно-морскую верфь, где поставили на переоборудование во временную передовую плавучую базу снабжения. Впрочем, радикальных переделок не потребовалось. Доковую камеру приспособили для обслуживания средств сил специального назначения, а на верхнюю палубу стали базироваться два тяжелых вертолета-тральщика MH-53E Sea Dragon. Уже в этом году Ponce первым в американском флоте получил в качестве штатного вооружения твердотельную лазерную пушку LaWS, предназначенную для уничтожения маломерных судов и небольших летательных аппаратов на расстоянии до 1,5-2 км. Ее разместили над мостиком на крыше ходовой рубки.
Десантный катер на воздушной подушке типа LCAC идет к месту высадки.
Но как показал опыт эксплуатации Ponce, судно полным водоизмещением около 16590 т оказалось маловатым и тесноватым для обслуживания авиатехники и средств спецназа. Вот почему на верфи NASSCO 5 ноября 2013 г. состоялась закладка AFSB Lewis B. Puller. Параметры его корпуса точно такие же, как у MLP Montford Point. Но архитектура претерпела заметные изменения. От высокого бака в корму до ходовой рубки протянулась сплошная палуба, предназначенная для размещения и взлета/посадки вертолетов MH-53E Sea Dragon. В носу появилась надстройка, где находятся ангар на два вертолета и службы по их обслуживанию и ремонту.
Всего Lewis B. Puller может нести до шести вертолетов (два в ангаре, два, «запаркованные» на полетной палубе, и еще два, которые имеют возможность осуществлять взлет или посадку). Кроме вертолетов суда AFSB могут в случае необходимости принимать конвертопланы MV-22 Osprey и беспилотные летательные аппараты вертолетного типа. На нижней палубе находятся места и помещения для хранения средств и вооружения спецназа, а также четырех буксируемых вертолетами тралов на подводных крыльях Mk-105. Там же оборудованы причалы для небольших катеров. Внедрение всех этих элементов привело к увеличению полного водоизмещения судна до 90000 тонн.
Передовую плавучую базу снабжения Ponce переоборудовали из десантного корабля-дока.
В 2016 г. Lewis B. Puller заменит в Персидском заливе Ponce. Сейчас NASSCO ведет строительство второго судна этого типа, название которому еще не присвоено. Каким оно будет, пока не известно. Ведь передовые плавучие базы снабжения могут комплектоваться совсем не так, как Lewis B. Puller. В зависимости от выполняемых задач они будут оснащаться соответствующим снаряжением. Например, они могут нести сменные боевые модули, если таковые в конце концов будут созданы, для литоральных боевых кораблей.
Вертолет MH-53E Sea Dragon буксирует трал Mk-105.
Перевоплощение танкеров типа Alaska в мобильные десантные платформы обходится недешево. Если цена строительства одного танкера составляет $210 млн., то в случае Montford Point она выросла до $496 млн., а Lewis B. Puller взял уже планку в $623 млн. Но денег не жалеют. Ведь, по словам заместителя командующего КМП контр-адмирала Лоуренса Джексона, MLP и AFSB являются «ключевыми элементами глобальных военно-морских сил».
Однако эффективность MLP и AFSB в реальных боевых условиях вызывает сомнения. Их использование возможно лишь при абсолютном превосходстве Вооруженных Сил США в воздухе и на море. А таких районов в мире осталось очень немного. Может быть, только у берегов некоторых африканских государств и в Антарктиде.
Ponce – первым из американских кораблей получил лазерную пушку в качестве штатного оружия.
Вообще нельзя сказать, что MLP и AFSB являются идеальными средствами для обеспечения высадки десанта или поддержки других сил ВМС. Достаточно обратить внимание на то, что перегрузка колесной и гусеничной техники с судов «ро-ро» на MLP возможна лишь при волнении не более трех баллов. Максимальная грузоподъемность катеров типа LCAC – 75 т, а нормальная – около 60 тонн. При этом они развивают 40-узловую скорость. В задачке спрашивается, сколько времени потребуется трем ДКА, чтобы разгрузить с помощью MLP большое транспортное судно и переправить технику на берег? При самых благоприятных условиях – более суток, а то и двух. На AFSB в штормовую погоду обслуживание вертолетов и их боевая деятельность станут проблематичными.
Lewis B. Puller после спуска на воду.
Кроме того, MLP и AFSB – прекрасные цели для противокорабельных ракет, авиации и подводных лодок. Другими словами, «ключевые элементы» – чрезвычайно уязвимы и во время войны могут подвести.
Фото 9.
11 февраля 2015. МО США объявило о состоявшейся 7 февраля на предприятии компании «Нэшнл стил энд шипбилдинг» (NASSCO) в Сан-Диего (шт.Калифорния) церемонии крещения третьей мобильной десантной платформы MLP (Mobile Landing Platform) «Льюис Б.Пуллер».
Закладка киля третьей платформы, предназначенной для ВМС США, состоялась 5 ноября 2013 года.
Как ранее сообщал ЦАМТО, в мае 2011 года с NASSCO был подписан контракт стоимостью 744,1 млн дол на создание рабочего проекта и строительство первых двух платформ MLP. В июне 2011 года NASSCO объявила о подписании с Командованием систем вооружения ВМС США контракта на закупку материалов с длительными сроками изготовления для строительства третьей платформы.
Церемония закладки киля головной платформы, «Монфор Пойнт» (MLP-1), состоялась 19 января 2012 года. В мае 2013 года она была передана ВМС США. Платформа MLP-2 «Джон Гленн» была передана американскому флоту в марте 2014 года.
Третью платформу MLP ВМС США намерены использовать в качестве передовой плавучей базы (AFSB) на позиции, предназначенной для размещения войск и оснащенной авиационным модулем, включающим ангар для двух вертолетов. Поставка «Льюис Б.Пуллер» запланирована на второй квартал 2015 года.
В июне 2014 года ВМС США подписали с NASSCO контракт на закупку материалов с длительными сроками изготовления для строительства четвертой мобильной десантной платформы (MLP-4), которая также будет построена в версии AFSB.
Фото 10.
Предполагается, что платформы MLP значительно снизят зависимость ВС США от иностранных портов и обеспечат поддержку боевых и гуманитарных операций в их отсутствии.
Проект версии AFSB предусматривает наличие летной площадки, причала, склада топлива, склада экипировка и помещений для ремонтных работ. При регулярной ротации гражданского персонала и военнослужащих платформа может находиться в назначенном районе фактически непрерывно.
Длина MLP составляет 233 м (765 футов), ширина – 50 м (164 фута), осадка – 12 м (29 футов), полное водоизмещение – более 78 тыс. т. Мобильная десантная платформа имеет транспортную палубу площадью 25 тыс.кв. футов и может транспортировать 380 тыс. галлонов авиационного топлива JP-5. Силовая установка, в состав которой входит носовое подруливающее устройство, позволяет развить максимальную скорость 15 узлов. Дальность хода – 9500 морских миль на скорости 15 узлов. Экипаж – 34 человека.
На платформе MLP могут быть размещены три десантных катера на воздушной подушке (LCAC).
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.