Двадцать лет профессор Вирджинского университета путешествовал по Стране Советов – и вот, какие машины он увидел.
Специалист по истории России и СССР доктор Томас Хаммонд (1920-1993) бывал у нас в стране неоднократно, начиная с 1957 года. Фотоархив покойного ученого сотрудники университета недавно оцифровали и выложили в Сеть. Среди тысяч и тысяч цветных (!) снимков, сделанных им в зарубежных командировках, обнаружилось некоторое количество, так или иначе затрагивающее мир автомобилей. Вряд ли американца интересовали отечественные «Волги» и иже с ними – особенно, на фоне того, чем были богаты автострады его родины. Поэтому машины на фотографиях оказались запечатлены в известной мере случайно, фоном, но от этого они не перестают быть менее интересными и значимыми в качестве визуального среза эпохи. Итак, let’s go!
Мимо лакированной красавицы со сверкающим оленем на капоте трудно было пройти мимо даже человеку из насквозь автомобилизированных Штатов. Кстати, обратите внимание на номерную табличку желтого цвета – стандарт, просуществовавший с 1946 по 1959 гг, когда на смену им пришли «черные» номера.
Но вот при встрече со 110-м у иностранца могло возникнуть стойкое чувство дежавю. Наверное, потому Томас и сфотографировал черный представительский ЗиС, чтобы по возврашении домой продемонстрировать семье и знакомым, что есть на свете еще и «русский Паккард».
Пара «Волг» — такси и универсал. Свадебный универсал! На заре семидесятых «двадцатьчетверка» считалась очень свежей и престижной моделью, высоко ценясь у советских граждан с пухлой сберкнижкой.
Брошенный 965-й «Запорожец» без колес. Наши родители «Горбатый» тоже не считали за машину. А ведь тогда, между прочим, чтобы приобрести автомобиль, нужно было ждать своей очереди.
Типичный колхозный автопарк 1960-х – ГАЗ, ЗиС и «Победа», ставшая к тому времени уже совсем немодной в городе.
КрАЗ-автокран прибыл на новостройку. Сзади виднеется знаменитая «книжка» — здание СЭВ.
Ленинский колесно-гусеничный «Роллс-Ройс Кегресс» — этот экспонат определенно жив до сих пор, в отличие от людей в кадре с ним.
Новые мотороллеры. Тогда слово скутер в массах не знали, а если кто и был в курсе – то понимал, что речь идет об исключительно водном средстве передвижения. Стоит отметить, что на снимке прототип «Тула-200», гораздо сильнее походивший на немецкий оригинал фирмы Goggo, нежели стоковая версия.
Очень популярный среди среднего класса «Москвич 407». До появления вазовской продукции легковые модели АЗЛК являлись несомненным (и безальтернативным) хитом продаж. Снимок сделан в где-то в махалле, в пригородах Ташкента.
ЛАЗ-695М – выпускался с 1969 по 1976 годы. На фото туристическая модификация с комфортабельными сиденьями, на которой как раз возили иностранцев, включая Хаммонда.
Троллейбусы МТБ-82 в Москве в конце 1950-х…
… и Škoda 9Tr в Киеве в начале 1970-х.
На заднем плане проезжает будущий ЛиАЗ – а пока ЗиС-158 на узбекских маршрутах и еще один автобус – знатоки, кто назовет его?
Московская зима 1964 года. Холодно!
Брачный кортеж. Лимузин? – Нет, а что это?
Кстати, единственная машина, которая привлекла внимание профессора — причем возбудив настолько, что он посвятил ей целую фотосессию, оказался… снегоуборщик. Видимо, совсем уж экзотическая техника для американцев.
Глядя на городские фотографии тех лет, нельзя не обратить внимания на крайне малое число транспорта на дорогах – даже в столице, даже в будний день на Калининском проспекте. Для современных москвичей это теперь недостижимая мечта…
А коль улицы не загружены, отчего ж не провести локальный марш морячков прямо вдоль разделительной? Водители вроде не против.
Совет, актуальный во все времена!
Явление «Флитвуда 75» народу. Американские автомобили издавна вызывали здоровый интерес у нашего человека, причем длится это до сих пор.
Новинки грузового автопрома на ВДНХ (тогда ВСХВ) 1957 года. С выдвинутым кузовом красуется редкостный МАЗ-530. Всего было построено три десятка этих 40-тонных карьерных самосвалов с колесной формулой 6х4, из которых до нашего времени не сохранился ни один.
Завершают подборку из коллекции Хаммонда виды фаэтона ЗиЛ-111В на первомайском параде 1964 года в Москве. Последнем для Никиты Сергеевича Хрущева в качестве генсека, кстати.
P.S. Вместо послесловия: если вы полагаете, что иностранцу было легко и беспроблемно разгуливать с фотоаппаратом в СССР – то ознакомьтесь с этим документом: