На днях без особой огласки из состава Каспийской флотилии в Керчь по Волго-Донскому судоходному каналу переброшено подразделение из трех артиллерийских катеров. А именно — бронекатеров АК-201 и АК-248 проекта 1204 (шифр «Шмель») и катера АК-326 проекта 1400 М (шифр «Гриф»).
Вместе с ними переход по внутренним речным путям совершили рейдовый водолазный катер РВК-933, а также рейдовый буксир РБ-410. И очень похоже, что обратно на Каспий отряд возвращаться не собирается. Тогда можно предположить, что в Москве уже принято решение о воссоздании на этом все более беспокойном театре военных действий если не Азовской флотилии, то, как минимум, отдельной бригады боевых катеров ВМФ России.
Комментаторы уже высказывают предположения, что задачей бывших каспийцев станет, главным образом, охрана и оборона Крымского моста. Однако, на мой взгляд, — это вряд ли. Просто в этом нет необходимости. Потому что безопасность моста с морского направления давно поручена Росгвардии. И там к новому делу отнеслись со всей ответственностью. Поэтому в помощи со стороны ВМФ РФ не особенно и нуждаются.
Так, в октябре минувшего года директор Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Виктор Золотов сообщил, что охраной транспортного перехода через Керченский пролив займется уже формируемая первая в его ведомстве отдельная морская бригада. Состав необычного соединения национальных гвардейцев тоже давно примерно понятен: кроме подразделений береговой охраны это отряд боевых пловцов (предположительно его развернут на острове Тузла), дивизионы быстроходных противодиверсионных катеров типа «Грачонок» и скоростных транспортно-десантных катеров проекта БК-16 (проект 02510).
Кроме того, на вооружении бригады совершенно точно уже стоят автономные подводные аппараты и гидроакустические системы с высокой разрешающей способностью. При этакой-то мощи, зачем еще чья-то подмога? Но если прибывшие с Каспия артиллерийские катера займутся не Крымским мостом, то чем?
Естественно, первым делом в голову приходит продолжающаяся эпопея с захватом украинскими пограничниками в конце марта российского рыболовного сейнера «Норд». Отконвоированный в Бердянск, он по-прежнему стоит там под арестом. А экипаж «Норда» никто в Киеве, несмотря на все дипломатические демарши Москвы, похоже, и не собирается отпускать домой, в Керчь. Под предлогом, что ловлей рыбы в Азовском море крымчане занимались по непризнанным Украиной документам.
Эта унизительная для России канитель обещает оказаться бесконечной. Так что делать с «Нордом» нам действительно что-то нужно. Во всяком случае — точно усиливать на Киев военное давление в Азовском море. Однако обязательно ли было через множество речных шлюзов тащить для этого с Каспия артиллерийские катера? Разве не достаточно пограничных сторожевых кораблей ФСБ РФ, число которых явно в ответ на захват «Норда» с апреля резко увеличено в акватории Азовского моря? Наши погранцы уже, судя по сообщениям украинских СМИ, проводят почти тотальный досмотр всех торговых судов, следующих в Бердянск и Мариуполь. И уже заставили украинских рыбаков почти прекратить выходы на промысел из опасения оказаться в заложниках у России для последующего обмена на моряков «Норда».
Пустые ли эти опасения — только время покажет. Но финансовые убытки население прибрежных сел и городов «незалежной» несет вполне ощутимые. Уже хотя бы поэтому решение проблемы «Норда» Киеву не удастся откладывать бесконечно.
Все это, повторяю, было организовано ФСБ РФ еще до переброски артиллерийских катеров с Каспия. Тогда почему и с какой целью они оказались в Азовском море?
За ответом на этот вопрос предлагаю вернуться в 2016 год. Тогда командующий Военно-Морскими силами Украины вице-адмирал Игорь Воронченко как раз Бердянск и навестил. И в администрации этого города заявил: «Азовская морская оперативная зона у нас остается открытой, поэтому пора прекратить безнаказанность Черноморского флота России на Азове».
Описал вице-адмирал и как именно собирается «прекращать безнаказанность» ЧФ. По его словам, для этого Бердянск требуется как можно скорее превратить в полноценную украинскую военно-морскую базу. Воронченко выразил надежду, что «вскоре эта жемчужина на северном побережье Азовского моря станет местом постоянной дислокации для многих подразделений береговой артиллерии и одного-двух дивизионов артиллерийских катеров».
Чтобы эту сказку хотя бы попытаться сделать былью в Киеве с 2016 года собираются сформировать отдельные Черноморский и Азовский военно-морские районы. Штаб Азовского района именно в Бердянске и предполагается расположить. Пока в его распоряжении только 501-й батальон морской пехоты ВМСУ, стоящий в этом городе.
С бронекатерами типа «Гюрза-М» (проект 58150), как и следовало ожидать, у адмирала Воронченко возникла «напряженка». Все шесть уже построенных таких боевых единиц пока в Одессе. Но учитывая весьма скромные размеры этих корабликов (длина-23 метра, ширина 4,8 метра) могут быть легко переброшены в Азовское море по железной дороге или военно-транспортными самолетами.
Кроме того, с декабря 2016 года в Киеве строятся первые два быстроходных бронированных десантно-штурмовых катера типа «Кентавр» (проект 58181). Каждый, как планируется, будет способен со скоростью 35 узлов доставлять к побережью взвод спецназа численностью в 28−32 человека. И прикрывать высадку из реактивной системы залпового огня, а также крупнокалиберными пулеметами или 30-мм (40-мм по стандартам НАТО) автоматическими артустановками.
Исходя из этих тактико-технических характеристик, будущие «Кентавры» тоже, скорее всего, свою службу начнут не в Черном, а в Азовском море. Потому что как раз к подготовке к проведению десантных операций боевая служба Азовского морского района ВМСУ, вероятно, и окажется сведена. Ведь ровно тем же самым сегодня занимаются и противники украинских военных моряков в этих широтах — созданный в феврале 2016 года 9-й отдельный Мариупольско-Хинганский особый штурмовой полк морской пехоты и Азовская флотилия армии Донецкой народной республики.
Флотилия ополченцев, по сведениям украинских СМИ, это семь вооруженных крупнокалиберными пулеметами катеров, переделанных их гражданских суденышек. Базируются они у рыбацких причалов населенных пунктов Новоазовск, Безыменное и Седово. И, как считают в Киеве, предназначены для удара по Мариуполю с моря. О том, что такая угроза рассматривается всерьез, свидетельствуют перерытые под этим городом пустынные ныне пляжи и минные поля, затаившиеся среди их песков.
По данным тех же источников, два года назад ополченцы безуспешно пытались договориться с Москвой о резком усилении своей флотилии. Просили три пограничных сторожевых катера «Мангуст» (проект 12150) и один «Соболь» (12200). Но что-то на переговорах пошло не так и флотилия защитников Донбасса все так же походит на достижения воинственных «самоделкиных».
Не исключено, что Россия по внешнеполитическим соображениям решила не передавать ополченцам патрульные катера, а воссоздать собственное корабельное соединение Военно-Морского флота на Азовском море. Уж этого-то нам никто запретить не может. На этих берегах идет война. Какие еще нужны объяснения?
Артиллерийские катера с Каспия подходят для этой цели как нельзя лучше. Те, что относятся к проекту 1204, предназначены для дозорной службы на реках и озёрах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнём, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей.
Главный калибр — 76-мм пушка Д-56ТС, а также 7,62-мм пулемет СГМТ и пусковая установка БМ-14−17 для 34 неуправляемых реактивных снарядов. Кроме того, каждый наш катер способен брать на борт до 4 морских мин ИГДМ. Этого более чем достаточно, чтобы противостоять украинским бронекатерам «Гюрза-М» и «Кентавр», если те и в самом деле вскоре окажутся в Азовском море. Потому что самое грозное, чем располагает та же «Гюрза-М» — 30-мм автоматическая пушка 2А42 и 14,5-мм пулемет КПВТ.
В 1967—1972 годах в СССР «Шмели» строились большой серией. Всего за пять лет было спущено на воду 118 бронекатеров этого проекта. Но к сегодняшнему дню в боевом составе флота осталось лишь четыре. Все — в 327-м гвардейском Белградском дивизионе артиллерийских кораблей Каспийской флотилии. Поэтому и пришлось тащить оттуда в Керчь по рекам АК-201 и АК-248.
Подозреваю, что только неважное техническое состояние не позволило проделать тот же путь оставшимся в 327-м гвардейском дивизионе АК-223 и АК-209. Но починят — в тот же путь, скорее всего, двинутся и они.
Российская оборона на Каспии от этого сильно не пострадает. Каспийскую флотилию с 2006 года пополняют куда более мощные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»). Пока их построено три — «Астрахань», «Волгодонск» и «Махачкала». Теперь они составляют красу и гордость 327-го гвардейского Белградского дивизиона. Но если припечет в Азовском море — по Волго-Донскому каналу в Керчь способна двинуться и эта троица. Дорога через речные шлюзы теперь каспийцам знакома.
А в это время
Бывший первый заместитель начальника Генерального штаба ВСУ адмирал запаса Игорь Кабаненко обвинил Россию в создании «гибридной угрозы вторжения» на территорию Украины со стороны Азовского моря. Он заявил: в ответ «должны быть ходы на политическом уровне, в информационном и военном доменах. Первым делом — патрулирование прибрежной зоны, территориального моря — 12 миль от побережья. Постоянное патрулирование силами морской охраны Госпогранслужбы Украины. Это сдерживающий фактор.
Должны создаваться эффективные мобильные группировки Военно-Морских сил. Поверьте, их можно создать очень быстро, за несколько месяцев. Да, они не будут суперсовременными, но они смогут сдерживать худшие сценарии в прибрежных водах».
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).