Рынок

Египет может отказаться от грязного русского хлеба

Крупнейший ближневосточный рынок может оказаться закрытым для нашей пшеницы

Судьба российского зерна, 6 млн. тонн которого ежегодно закупает Египет, оказалась предметом политического торга властей двух стран. Тем временем египетская прокуратура начала расследование по фактам коррупции, связанной с выдачей разрешений на импорт «грязной» пшеницы.

Застряли 250 тысяч тонн зерна

Египет — крупнейший импортер пшеницы в мире, поэтому внимание к ее зерновому рынку приковано во многих странах. Особенно в России, которая отправляет в Египет треть всей экспортируемой пшеницы (примерно 6 млн. тонн в торговом году).

За последние недели власти Египта отбраковали уже четыре российских партии пшеницы массой 250 тысяч тонн. Две партии завернули на фоне платежных споров с дубайским трейдером AOS Trading DMCC, еще одну — из-за пропущенного времени доставки.

Министр снабжения Египта Али аль-Моселхи заявил, что власти страны рассматривают возможность «обхода» трейдера, чтобы выкупить стратегически важный груз непосредственно у первоначального поставщика.

Куда интереснее оказалась судьба еще одной партии, массой 63 тысячи тонн: якобы в ней обнаружили 0,06% спорыньи (вредоносного плесневого грибка), что немного выше 0,05%-ного предела, разрешенного в соответствии с «Правилами государственных торгов» в Египте.

Впрочем, египетское правительство хранит показное спокойствие — нехватки зерна в стране не будет! Правительство уже закупило 3 млн. тонн зерна из прогнозируемых 3,5 миллионов — стратегические запасы позволят кормить Египет в течение пяти месяцев.

Судьба груза, который сейчас находится в порту Сафага, выяснилась сегодня, после того, как египетские инспекторы взяли второй образец и провели повторные испытания в лабораториях в Каире, прежде чем принять окончательное решение. И вот, о чудо! Повторный анализ пшеницы выявил только 0,01% спорыньи. Если так, то почему до этого был наложен запрет?

Решение египетских властей вызвало возмущение и у продавца зерна — дубайского трейдера GTCS Trading DMCC, и у Россельхознадзора. И продавцы, и чиновники заявили, что зерно полностью соответствует египетским государственным спецификациям. Россельхознадзор тем временем уже направил в Каир группу специалистов, которые изучат ситуацию, заявила журналистам пресс-секретарь федерального агентства Юлия Мелано.

Судьба российского зерна стала предметом политического торга, в котором у Москвы тоже есть козырь. Сейчас две страны приняли решение о возобновлении с 6 июня импорта египетского картофеля. Напомним, что Россельхознадзор запретил его в 2015 году после того, как в партиях была обнаружена картофельная гниль и вот проблема решена.

Карантинная служба Египта уже отчиталась, что российское зерно почти не содержит спорыньи — ее концентрация якобы в шесть раз ниже, чем было установлено во время замеров в порту. Ну не чудно ли?!

Бомба замедленного действия

«Свободная пресса» уже подробно рассказывала, какие судебные и политические баталии в прошлом году разворачивались в Египте по поводу качества российского зерна. До 2016 года египетское Министерство сельского хозяйства разрешало импортировать в страну пшеницу, содержание спорыньи в которой составляло не более 0,05% (это международный признанный стандарт).

Однако в августе 2016 года это решение было отменено: карантинная инспекция египетского Минсельхоза ввела политику «нулевой терпимости» по отношению к импортируемому зерну. Фактически, все импортные поставки зерна в Египет были поставлены под удар.

Естественно, это решение ударило по египетской экономике: резко снизилось число тендеров, проводимых GASC, и начался рост цен на пшеницу внутри страны. В египетских портах оказались заморожены партии зерна крупнейших аграрных трейдеров. Именно под их давлением правительство Египта было вынуждено в ноябре 2016 года передать карантинные полномочия от Минсельхоза к Министерству снабжения и внутренней торговли. После чего эмбарго на зерно, загрязненное спорыньей, было отменено.

Однако в ноябре прошлого года административный суд в Каире потребовал вернуть ранее действовавший запрет на импорт российского зерна, загрязненного спорыньей. Уже тогда эксперты прогнозировали, что тяжелейшие экономические последствия этого решения еще предстоит оценить. И вот сейчас, как видно, бомба замедленного действия разорвалась!

Коррупция пронизала всё

Поставки российского зерна в Египет осуществляются через Главное управление поставок сырья (General Authority For Supply Commodities). Это одна из самых всесильных структур на мировом рынке пшеницы, которая ежегодно тратит $ 1,5 млрд на закупки зерна.

Скандал с ограничениями поставок пшеницы происходит на фоне еще одного — на сей раз коррупционного. Административная прокуратура Египта (это главный антикоррупционный орган) обвинила заместителя председателя управления госзакупок Ахмеда Юсефа и еще семерых чиновников в финансовых и административных нарушениях при осуществлении сырьевых поставок.

Информация о расследовании в отношении Юсефа просочилась в египетскую прессу случайно. Оказывается, расследование началось еще в 2016 году, и с тех пор прокуратурой почему-то не афишировалось: дескать, нарушения слишком малозначительны: несанкционированная выплата бонусов и разрешение финансовому контролеру присутствовать на тендерах без необходимого одобрения правительства.

Одновременно с этим антикоррупционный орган арестовал главу холдинговой компании пищевой промышленности Алаа Фахми и трех должностных лиц Министерства снабжения (министр является руководителем Главного управления поставок сырья), в том числе его пресс-секретаря и советника министра, ответственного за связи с парламентом.

В деле фигурируют обвинения во взяточничестве, злоупотреблении служебным положением, спекуляции и растрате государственных средств. Подробности дела прокуратурой не раскрываются: известно лишь, что Фахми с подельниками «помогали» получать прямые госзаказы конкретным фирмам. Кстати, не исключено, что в этом деле возникнет и «российский след».

Коррупционные скандалы в Египте вспыхивают ничуть не реже, чем в России. Два года назад после парламентского запроса обнаружилось, что два миллиона тонн пшеницы, якобы импортированной Египтом, существовали лишь на бумаге — после этого тогдашний министр снабжения Халед Ханафи был вынужден уйти в отставку. Хотя и избежал уголовного дела. Тогда же, кстати, заместителем председателя управления госзакупок стал Ахмед Юсеф, ранее возглавлявший центральную администрацию закупок.

А в прошлом году американское агентство Reuters, проведя собственное расследование, выявило в Египте сложную систему взяточничества: зерновые трейдеры фактически «кормили» чиновников, гарантирующих прохождение закупаемой пшеницы через жесткие карантинные «фильтры».

Павел Сигал, первый вице президент «Опоры России», прокомментировал для «Свободной прессы» успехи и неудачи России в экспорте всего сельскохозяйственного сырья, а не только зерна, на которое мы делаем ставку:

— В целом экспорт сельхозпродукции активно рос год назад: объем в итоге превысил $ 20 млрд. В этом году динамика должна быть немного слабее, если оправдаются прогнозы по хорошему урожаю зерновых в мире. Хотя впереди еще довольно много времени для неожиданностей.

Помимо зерновых, по остальным направлениям (рыба, масло, мясо, мясо птицы) динамика также позитивная, с учетом роста инвестиций в создание новых комплексов и расширение усилий на китайском направлении. Но тут наши объемы в мировом масштабе пока очень незначительны! Вместе с тем, это означает и наличие потенциала.

«СП»: — Китайский рынок, например, сможем завоевать? В нынешнем торговом году Россия активно наращивает поставки подсолнечного масла в эту страну, а также мы вышли и на новые рынки, такие как Катар, Того и Танзания.

— Китайский рынок огромен, и только Россия не сможет удовлетворить весь его спрос. Но зато как раз такой размер и постоянная игра некоторых контрагентов США за него с помощью санкций по другим товарным позициям, из других отраслей (сталь в обмен на сою и т. д.) дают возможность постараться расширить свое присутствие, используя недовольство китайцев.

Вместе с тем, такие кросс-санкции создают и дополнительные риски, однако шанс на устойчивый рост продаж есть — важно выдержать четкую дисциплину по объемам поставок, для Китая это очень важно. С начала года начались активные поставки подсолнечного масла из России в Китай. Но при этом подсолнечник занимает только 5−6% от общего рынка масла в Китае (около 900 тысяч тонн), то есть очень хорошая есть перспектива по росту от низкой базы — потенциал удвоения есть в течение 4−5 лет.

СвободнаяПресса

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.