Да, хронологию пришлось несколько нарушить в показах боевой техники, и после Т-60 должен был стоять Т-46-76, но увы, танк готовили к праздничному мероприятию 9 Мая, потому не получилось пообщаться с ним. Просто заглянули, чтобы сравнить с 85-м, в котором дали возможность поснимать.
Из «тридцатьчетверок», признаюсь, мы вылезали очень задумчивые. Скажем так: максимально задумчивые. В голове между приступами мигрени болталась одна мысль: «И на этом еще и воевали…» Речь шла не о боевых характеристиках, нет. Речь шла о возможности минимально комфортно находиться в танке.
Так вот, в Т-34 ее нет. Совсем.
Наверное, когда в танке был экипаж в три человека, еще можно было как-то… взаимодействовать. С точки зрения освоения пространства. Но когда наконец-то ввели четвертого члена экипажа, все стало совсем печально.
Но к взаимодействию мы вернемся, когда будет снимать видео по танкам с настоящим специалистом танкового дела, пока же можем сказать одно: так неудобно мы себя не чувствовали ни в одном танке ни до, ни после. Даже в Т-26 было как-то более комфортно. Видимо, английские корни давали о себе знать.
Т-34 карает вас на каждом квадратном дециметре. Стоит на десятую долю секунды забыться в тесноте танка, пытаясь впихнуть в кадр хоть что-то, нате… получите и распишитесь.
Т-34-85 в этом плане еще строже. Там пушка побольше, значит, места в башне еще меньше. А на этой технике не просто воевали. А успешно.
О ТТХ в этот раз не будет ни слова. Равно как об истории танка. Смысл повторяться, если и так все все знают?
Танк, как видите, абсолютно рабочий и на ходу.
Сохранен весь инвентарь и ЗИП, и не просто сохранен. Даже пила именно такая, как та, что реально полагалась этому танку.
Собственно, на башню. Там есть небольшой сюрприз.
Сложно сказать, что за парень был этот Вася. Явно молодой, человек в возрасте так бы страдать не стал. А пацану — вполне. Вышкрябать на остывающей отливке башни свое имя… А вот как получилось, танк не сгорел в горниле войны. И стоит в Музее отечественной истории в Падиково. А как сложилась жизнь этого Васи, каким он стал Василием…
Панорама с единственного места, откуда внутри танка можно снимать. С места командира. И тут главное отличие от обычного Т-34 — прицел. Такой пошел уже на Т-34-85.
Боекомплект. Часть его. Вообще снаряды напихивались куда только можно, также как диски к пулеметам. По принципу «много не бывает».
Вид с места командира на его оптику. Если обмотаться вокруг сиденья.
Механизмы ручного управления башней и орудием. В разные цвета — чтобы в бою, в запарке не перепутать. Вообще на удивление, в танке много подсказок и напоминаний.
Вид на казенник 85-мм пушки.
Примерно в этом месте в спокойном состоянии находилась голова стрелка-радиста. Если серьезно, то пулеметчик он. Рация была, как раз с ящика для нее и съемка делалась, но пулемет важнее.
Место механика-водителя. Кажется, что вполне нормально выглядит все. Залезть — можно, а вот назад — цирковая эквилибристика.
В «случае чего» этой паре было весьма непросто выбраться со своих мест. Ладно, нам было непросто, как воевавшим настоящим танкистам — не знаю.
Ну вот как есть: не бит, в родной краске, почти без пробега…
Немного об оптике, которую так всегда критикуют. В следующий раз, когда мы будем работать в этом музее, есть замысел поснимать через оптику. Надо будет только специальный объектив для этого взять, в этот раз не было его. Так что думаю, получится предоставить возможность посмотреть на мир глазами тех, кто в танке.
Собственно, все. Очень просто и весьма по-спартански. Нет английской рациональности, нет американского комфорта. Да ничего нет, если так. Но есть нечто такое, неуловимое, что сделало Т-34 одним из лучших танков мира. Простота оружия, что ли… Просто понимаешь, что «Стюарт» — игрушка, комфортная и несерьезная. А Т-34 — реально машина для боя.