Наука и Техника

Дноуглубительные суда

Дноуглубительное судно (англ. dredger) — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для выемки и удаления грунта со дна водоёмов, углубления фарватеров, каналов, рейдов и других районов моря с целью обеспечения безопасной навигации кораблей. Часто дноуглубительные суда объединяют общим термином «технический флот».

Суда технического флота предназначаются для технического обслуживания различных морских судов, портового хозяйства и водных путей. В эту группу входят подъемно-монтажные и промышленно-хозяйственные суда.

Также к судам технического флота относят: лесопромышленные (сплоточные и лесосплавные суда), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), суда связи (кабелеукладчики и кабелеремонтные суда), а также маломерные суда для очистки акваторий — мусоросборщики.

Дноуглубительные работы производятся для создания необходимых судоходных глубин на подходных каналах и акваториях портов. Грунт извлекается земснарядами и впоследствии транспортируется на место свалки. Тип используемого земснаряда (дноуглубительного судна) зависит от характера грунтов, подлежащих разработке.

Дноуглубительное судно состоит из металлического понтона с надстройкой, в котором размещены энергетическая установка, рабочий орган, устройства транспортировки грунта к месту свалки и служебно-бытовые помещения.

Дноуглубительные снаряды (рабочий орган), которыми оборудовано дноуглубительное судно, по способу выемки грунта делят на:

    • землечерпательные снаряды (одно — и многоковшовые);
    • землесосные снаряды.

 

По способу транспортировки грунта на место укладки дноуглубительные суда делятся на:

    • самоотвозные;
    • шаландовые (сваливающие грунт в грунтоотвозные шаланды);
    • рефулерные (удаляющие грунт в виде пульпы по грунтопроводу).

 

Часто дноуглубительные суда работают вместе со вспомогательными судами (буксировщиками, промерным катером, плавучим грунтопроводом и др.), обеспечивая проведение дноуглубительных работ на определённом участке. Такой комплекс судов называется дноуглубительным караваном.

В зависимости от способа отделения и подъема грунта различают драгеры с механическим (грейферные, одночерпаковые и многочерпаковые), гидравлическим (землесосы без разрыхлителей и с гидравлическими разрыхлителями) и комбинированным (землесосы с механическим разрыхлителем) устройством для отделения грунта.

К дноуглубительным судам относятся: дноуглубительные снаряды (земснаряды), грунтоотвозные шаланды, шаландоразгружатели, скалодробители, карчеподъёмницы и др.

Для сравнительно легких грунтов применяют землесосные снаряды: без разрыхлителей (при легких несвязных грунтах), с гидравлическими разрыхлителями (при легкоразмываемых грунтах), с механическими и комбинированными фрезерно-гидравлическими разрыхлителями (при плотных несвязных и связных грунтах). При тяжелых глинистых и сильно трещиноватых скальных грунтах применяют многочерпаковые земснаряды, при тяжелых скальных грунтах ведут взрывные работы с удалением обломков пород одночерпаковыми снарядами.

Землечерпательные снаряды

Одночерпаковый земснаряд представляет собой судно, на котором устанавливается экскаватор с обратной лопатой на одном конце понтона на папильонажных сваях. Основное преимущество данного типа земснаряда – способность извлекать различные материалы, включая обломочные, пластичные, выветрившиеся или трещиноватые породы.

Многочерпаковые земснаряды — один из самых старых типов земснарядов, функции которого со временем взяли на себя земснаряды других типов. Иногда эти земснаряды по-прежнему используются, например для обеспечения точности прокладки траншей.

Землесосные снаряды бывают нескольких типов:

Землесосный (самоотводный) земснаряд с волочащимся грунтоприёмником

Самоотвозные трюмные землесосы обычно используются для выемки рыхлых материалов, таких как песок, глина и гравий. Для этого одна или две всасывающие трубы оборудуются грунтозаборными устройствами, волочащимися по грунту. С помощью системы насосов смесь воды и песка засасывается в трюм (хоппер) судна. Как только судно загружено, оно отправляется к месту разгрузки, где материал разгружается через днищевые дверцы, или же рефулируется под высоким давлением из сопла дноуглубительного снаряда. Также распространённой практикой является перекачивание песка по плавучему пульпопроводу.

Одной из разновидностей землесосов является эрлифт — дноуглубительное судно, на котором всасывание грунта происходит в результате подачи во всасывающую трубу сжатого воздуха, увлекающего воду с грунтом (пульпу).

Для транспортировки поднятого из воды грунта используют грунтоотвозные баржи (саморазгружающиеся или разгружаемые с помощью шаланд-разгружателей) либо применяют рефулерный способ (пульпа подается насосом от драгера к месту свалки по грунтопроводным трубам — на 200-300 м, иногда до 600 м); иногда дноуглубительные снаряды, приняв поднятый грунт в грунтовые трюмы, самостоятельно отвозят его к месту сброса.

Производительность драгеров составляет 5000 куб. м в час, эрлифтов 7000 куб. м. Глубина всасывания составляет до 60 метров.

Фрезерный свайно-папильонажный земснаряд с роторным разрыхлителем

Свайно-папильонажный фрезерный земснаряд оборудован вращающимся механическим рыхлителем, разбивающим твёрдый грунт на мелкие фрагменты. Разрыхлённый грунт затем всасывается с помощью грунтовых насосов. Фрезерные земснаряды используются в основном в качестве стационарных земснарядов, которые занимаются разрыхлением грунта в соответствии с заранее заданными профилями.

Другими словами, во время проведения дноуглубительных работ судно не ходит по морю. После этого материал перекачивается насосами наберег по плавучему трубопроводу, или же грузится на пришвартованные саморазгружающиеся баржи, которые затем разгружают грунт выемки в отвал. Крупные свайно-папильонажные фрезерные земснаряды —  это самоходные суда, которые могут плавать самостоятельно.
Добытый материал может быть «сброшен» основными путями:

    • Подсоединяется специальная плавучая труба к носу судна, через которую материал рефулируется на берег
    • Многие наверное знают об искусственно созданных островах в виде пальм? Вот это и есть второй путь как выгрузить материал)
    • Ну а третий путь наименее интересный но самый распространенный- днищевые двери ( боттом дорс). Судно заезжая на специально отведенный участок в море, открывает несколько гидравлических дверей, которые расположены на дне трюма, и просто скидывает материал под себя на дно морское.
    • Из интересных способов выгрузки автор забыл упомянуть такой как split-hopper. Шарнирная конструкция судна позволяет «открывать» корпус в продольном срезе и грунт вываливается.

 



Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.