С вашего позволения, начну немного издалека.
В общем, моя супруга не так давно, около года как начала заниматься вязанием. Вяжет она вот такие примерно игрушки.
Основная их часть пошла на подарки. Но, неожиданно, несколько знакомых захотели ее поделки купить. Желание клиента, как говорится, закон, и на заказ были связаны где-то пять или шесть штук.
Я тогда обрадовался, думаю, оппа, наклевывается дополнительный доход, ведь в семейном бюджете деньги лишними не бывают, и грубо прикинул, что почем.
Результаты расчетов не сильно обрадовали: каждая игрушка ушла за 2 тысячи тенге (примерно 370 рублей), себестоимость получилась (только материалы) – около тысячи.
Затраты времени на одну игрушку – 7-8 часов чистого времени.
В общем, сумасшедшая прибыль тут даже близко не просматривается.
А если еще пробовать расширить рынок – продавать незнакомым людям с улицы, то станет совсем скучно.
Ведь продукт нужно будет как-то продвигать, а это затраты денег и времени. Соответственно, себестоимость вырастет, а прибыль станет еще меньше.
И тогда я задумался: а что еще можно сделать, чтобы вязание игрушек стало доходным бизнесом?
В ходе раздумий ряд ограничений, в первую очередь морально-этического плана я позволил себе считать не железобетонной стеной, а препятствием, которое можно обойти.
Ведь нужен ПЛАН, даже не так — ПЛАНИЩЕ, после реализации которого я стану миллиардером.
В итоге этот план-планище даже для меня самого оказался неприятным сюрпризом.
Ну да не важно, мое собственное отношение к плану – это частности, вернусь к сути.
Если обобщить, чтобы преуспеть в этом бизнесе, как и во многих других, нужно постоянно делать всего две вещи: максимально снижать затраты и максимально же расширять рынок сбыта.
С учетом этих требований, план нарисовался такой:
1. Нужно наловить узбечек, посадить их на цепь в подвале и заставлять по 14-16 часов в сутки вязать игрушки. Просверлить дырку в водопроводной трубе и поить их водой оттуда, кормить только Дошираком, а для его приготовления использовать аналогичную дырку в трубе для горячей воды (так мы экономим на воде и готовке).
Когда от нещадной эксплуатации «персонал» загнется, выгнать и наловить новых узбечек (как вариант – прикопать их там же в подвале, если есть опасения, что узбечки пойдут и заявят в полицию).
А если еще по вечерам и ночам, особенно пока девочки «свеженькие» водить к ним клиентов, то это будет офигенским таким побочным приработком.
Как это можно правильно назвать, если оперировать чисто экономическими терминами? Диверсификация активов?
2. Покупать самое дрянное, дешевое сырье. Если получится, наладить канал его поставки контрабандой из Китая. А кстати, почему оно такое дешевое там? А потому, что там немало таких же вот «узбечек», которые готовы работать за чашку риса. Правда сейчас благосостояние китайского народа малость повысилось, уже не каждый или каждая готовы работать за чашку риса, многим подавай две, а то и три чашки. В этом-то и состоит главная причина того, что производства уже из Китая переносят во Вьетнам, Камбоджу и какие-то совсем неведомые бебеня, где работники не такие зажравшиеся, как в Китае. Ну да ладно, что-то я опять отвлекся.
3. Делать товары максимально быстро изнашивающимися. В принципе, это может быть просто следствием применения пункта 2, но иногда, для верности, нужны специальные исследования и материалы.
В общем, нужно сделать так, чтобы изделия за 2-3 месяца, максимум за 4 -5 приходили в полную негодность, буквально рассыпались в труху. Тогда можно быть уверенным в том, что каждый ноющий и капающий на нервы родителям ребенок обеспечит стабильный спрос в 2-5 изделий в год.
4. Найти места, где продают такие же игрушки (обычно это фойе торгово-развлекательных центров, куда люди приносят на продажу собственноручно изготовленные поделки) и начать выживать конкуренток. Нанять маргиналов, чтобы они подстерегали рукодельниц по дороге домой, избивали их и запугивали. Маргиналы должны ходить возле торговых рядов, устраивать шумные разборки, дышать перегаром на потенциальных покупателей, матерно обхаивать товар конкуренток.
Когда, не выдержав прессинга, конкурентки-рукодельницы уйдут, занять их место.
5. Впаривать товар всевозможными мошенническими способами. Начать шумную рекламную компанию, убедительно вещать, что игрушки изготовлены из уникального, экологически чистого китайского льна, который лечит ветрянку, импотенцию, наступление старости и возвращает неверных мужей.
Снять рекламные ролики, в которых умирающие от рака дети до последнего вздоха держат в руках игрушки, изготовленные моей фабрикой и тут же без паузы давать информацию о том, где эти игрушки можно купить со скидкой. Торопитесь, покупатели, время ограничено. Естественно, эти ролики вызовут гневное обсуждение в соцсетях, но нам ведь того и надо? Чем больше обсуждений, тем больше народу узнает про мой товар. Хайп – бесплатная реклама – наше всё!
6. Подсадить потребителей на дорогие и быстро приходящие в негодность расходники. Т.е. сама игрушка будет стоить относительно дешево, а комплект разноцветных волос к ней – дороже раза в 2-3. Причем, пока потребитель успеет примерить и поносить весь комплект, волосы в нем выйдут из моды, надо будет покупать следующий, по кусающейся цене.
7. Постараться своим товаром максимально охватить все обособленные группы (отличающиеся друг от друга по признакам пола, возраста, политических взглядов и любым другим), выпуская специальные изделия для них.
Например, можно делать игрушки не только для детей, но и для студентов, распространяя слухи, что это талисманы, которые приносят удачу на экзаменах. Для одиноких взрослых можно придумать модели, годные для использования в качестве секс-игрушек, а для пожилых – эксклюзивные модели с грелками внутри.
Для фашистов можно выпускать вязаного Гитлера, вскинувшего руку в традиционном нацистском приветствии, а для антифашистов – его же, только повешенного и болтающегося на виселице.
Но в целом, выходит, конечно, гемор: выявлять предпочтения отдельных групп, потом их спрос удовлетворять, выпуская специальные модели – это все ведет к удорожанию продукции. А если группы малочисленные, то прибыль можно и вообще не получить.
Поэтому нужно взять курс на то, чтобы эти различия между потребителями стирать, а их самих – оболванивать. Пусть раскупают все, что им впаривают, и даже не пытаются задумываться о том, нужен им мой товар или нет.
Идеал, к которому нужно стремиться – это когда мои фабрики выпустили 7 миллиардов одинаковых игрушек, а 7 миллиардов одинаковых потребителей все игрушки разобрали, невзирая на цену. Ни одной не осталось на складе. А почему разобрали? Потому что они тупые и им внушили мысль, что иметь такую вещь – это круто и статусно.
Вау, да?
И никому не кажется, что что-то такое в этом направлении уже делается?
8. Предположим, все что я себе напланировал по пункту 7, реализовалось. Пока я захватывал мировой рынок, образовались избыточные мощности, но теперь все – у каждого жителя Земли есть минимум по одной игрушке. Больше в таких объемах их продавать некому, куча игрушек не продается, а идет на склад.
В результате у меня убытки нарисовываются: на оборудование, взятое в кредит, капают проценты, рабочие и управленцы требуют зарплат, биржевые показатели валятся. Причина, как я говорил, одна: на столько товара, сколько выпускают мои фабрики, тупо не хватает покупателей.
Такие же проблемы испытывают, скажем производители стиральных машинок (в каждой квартире уже есть по одной) и те, кто строит и продает жилье (у каждого, кто хочет, уже есть квартира или дом).
Так что же делать? Не разоряться же? Спрашивают у меня производители стиралок и строители.
А есть выход, говорю я им. — Чтобы решить наши проблемы, нам нужно устроить небольшую войнушку!
-?!
В ходе этой войнушки, поясняю я, снарядами и бомбами будет разрушено какое-то количество квартир, а под их руинами будет погребено какое-то количество стиральных машинок и моих игрушек.
Тогда, после небольшого периода послевоенного кризиса, люди бросятся удовлетворять реальный, а не внушенный спрос. Потому что у многих РЕАЛЬНО не будет квартир, стиралок и игрушек. Значит, через какое-то время производство, а вместе с ним наша прибыль и биржевые показатели попрут вверх.
Тут мне могут возразить – в ходе войны и сразу после нее спрос сильно просядет из-за того, что люди обнищают. Не на что им будет покупать продукцию.
На это можно ответить, что так и так мы (капиталисты-производители) вползали в кризис. Если устроить войнушку, у нас есть шанс из него выкарабкаться, а если нет – то нет. Поэтому правильнее будет в ожидании лучших времен переждать период боевых действий и послевоенной разрухи, особенно если заранее к этому подготовиться.
Ну и плюс, друзья-банкиры если обеспечат и нас и потребителей дешевыми кредитами, сделают это время послевоенной разрухи максимально коротким, а следующий за ним период роста и восстановления – очень приятным в материальном плане.
Ну вот, приблизительно такой бизнес-план у меня нарисовался.
Уверен, что если я буду в точности ему следовать, я захвачу сначала казахстанский, а затем и мировой рынок вязаных игрушек.
А самый ужас ситуации тут в чем?
Самый ужас в том, что будь я каким-то социопатом, мерзким скотом-человоконенавистником – такое поведение было бы для меня естественным, главное для меня мучить людей, делать им пакости, а эксплуатация – это инструмент и побочный эффект.
НО ВЕДЬ НЕТ!
Я могу быть примерным семьянином, заботливым сыном, любящим мужем. У меня могут быть нормальные друзья, я могу быть начитанным интеллектуалом, изысканным театралом, уметь вести вежливые беседы. Я даже могу заниматься благотворительностью и регулярно помогать старикам и детдомовским малышам.
Но все мои перечисленные достоинства даже близко не отменяют того, что для выживания и развития бизнеса вышеприведенный план – это единственная успешная стратегия.
Если я меньший урод, чем мой конкурент – он меня сожрет. Если что-то ограничивает мой бизнес, я разорюсь, не смогу кормить семью, мои партнеры и подчиненные (ловцы узбечек, коррумпированные сотрудники полиции и таможни, рекламщики и продажники) пойдут по миру.
Чтобы не голодала моя семья, нужно, чтобы голодала чья-то.
И вот это вот самое жуткое, что можно себе представить. Потому что таких вот социопатов и маньяков – единицы. А нормальные изначально люди в условиях жестокой конкуренции чтобы добиться успеха и заработать много денег, должны заниматься неприглядными, мерзкими делами и в итоге становиться уродами. Иначе – никак.
И вот за это я, мягко говоря, и не люблю капитализм.
А что вообще может помешать воплощать мой и аналогичные ему бизнес-планы в жизнь?
Это, во-первых, традиционные религии, которые такой образ действий скажем так, не совсем одобряют. Обходится довольно легко.
Создаем секту, в которой любой, достигший успеха, неважно каким способом, объявляется угодным богу. И всё. Идем по головам, и чувствуем, что находимся под Его покровительством.
Еще может помешать общественная мораль.
Тоже не такое уж препятствие. Подкручиваем, подстраиваем и вуаля – прошаренные бизнесмены как я – эталон успешности и образец для подражания, а традиционные рукодельники, продающие свой товар, как моя жена – лузеры, неудачники, которых нужно чморить и избегать.
Еще есть государство с минимальными требованиями к оплате и условиям труда, качеству продукции, недобросовестной конкуренции и рекламе.
На все это ответ один – коррумпированные сотрудники госорганов: это те, кто может закрыть на все требования глаза и помочь не повышать мне в итоге себестоимость товара.
Ну или лоббизм среди тех, кто пишет законы и правила – это вариант для акул бизнеса покрупнее, но суть та же: получить за счет коррупции конкурентное преимущество.
Другие какие-то существенные препятствия я и затрудняюсь назвать.
А вы можете?
И еще повод для грусти – не вижу я достойной альтернативы этому непотребству. Социалистические государства в массе своей загнулись, а то, что имеется в Китае – это какой-то сумасшедший гибрид, причем капиталистического там, на мой взгляд, намного больше чем социалистического.
Да, там сажают коррупционеров и даже их расстреливают, но это ни разу не отменяет ни чудовищного расслоения, когда на одном полюсе долларовые миллиардеры, а на другом – работающие за чашку риса бедолаги, ни чудовищной эксплуатации, при которой эти бедолаги умирают из-за жутких условий труда за пару-тройку лет работы.
В общем, китайский путь как-то не вдохновляет и не кажется такой прям уж намного более прогрессивной альтернативой капитализму.
Тогда что? Есть люди, которые утверждают, что такой альтернативой был сталинский социализм, при котором тяжелая промышленность в собственности государства сосуществовала с частными артелями, которые производили большой ассортимент товаров народного потребления, и были жесткие требования по условиям труда и концентрации капитала, недопущению крупной частной собственности.
Может быть так оно и есть, я не специалист. Но, как мне кажется, слишком уж недолго он, сталинский социализм, просуществовал, и очень уж в специфических условиях, чтобы делать какие-то глобальные выводы.
Да, экономика росла невиданными в наше время темпами, десятками процентов в год, но это мог быть эффект низкой базы. Китайская ведь тоже в первые годы реформ Дэн Сяопина рванула неслабо, а сейчас замедлилась до примерно 7 % в год, что тем не менее, тоже очень неплохо.
В общем, тупик какой-то наблюдаю я. Но, уверен, что оставаться в этом гадюшнике – это просирать ресурсы на бессмысленную толкотню локтями.
Поколениями жить по принципу: «человек человеку волк» и «умри ты сегодня, а я завтра».
Так что остается только надежда на то, что человечество из этой ямы, которую оно само себе выкопало, выберется.
Найдет путь развития менее бестолковый и ресурсозатратный.
И вырвется-таки из своей колыбели, начнет заселять ближний, а потом и дальний космос.
Надеюсь, так будет…