Американское руководство боится себе представить, что Анкара полностью откажется от сотрудничества с Вашингтоном в военной сфере. Ввиду этого Турция получает не двузначный намек от США – им угрожают санкциями.
Как заявил помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл, одной из приоритетных задач США является предотвращение закупки турецкими военными российских зенитно-ракетных комплексов С-400.
«Наши текущие озабоченности – это добиться освобождения пастора Эндрю Брансона и других несправедливо граждан США и местных сотрудников посольства; предотвратить закупку Турцией российских систем С-400 и разработать modus vivendi применительно к нашим соответствующим силам и партнерам на местах для стабилизации ситуации в северной Сирии и предотвращения возвращения Исламского государства*», – сказал он на слушаниях в сенате.
Стало известно, что в американском конгрессе подготовлено два варианта оборонного бюджета на 2019 год. Один из них предполагает, что США введут в отношении Анкары санкции, в другом речь идет о прекращении поставок в Турцию истребителей пятого поколения F-35.
В свою очередь, Анкара на подобные угрозы среагировала довольно спокойно. После того, как в Турции узнали содержание американских законопроектов, глава внешнеполитического ведомства Мевлют Чавошлглу сказал, что турецкое правительство не намерено отказываться от покупки С-400 даже при таких условиях.
Подобная «перепалка» в отношениях Турции и США может свидетельствовать лишь о том, что эти государства в ближайшее время могут прекратить не только военное, но и любое другое сотрудничество. Аванс за российские комплексы С-400 внесен уже в конце прошлого года. И, кроме того, Анкара и Москва продолжают укреплять двусторонние связи.
Так, например, в энергетическом плане Москва и Анкара планомерно идут к реализации проекта «Турецкий поток», а также строительства АЭС в Аккую.
В данный момент Вашингтон боится потерять своего союзника на Ближнем Востоке, так как влияние в регионе заметно спадет. Кроме того, США отпускают своего партнера России. А это для американских политиков проигрыш в двойне.