Рынок

Инициатива Минпромторга: в России запретят продавать личные автомобили. Продать свою машину можно будет только на аукционе.

Мин­пром­торг России анон­си­ро­вал со­зда­ние аук­ци­о­нов по про­да­же и по­куп­ке по­дер­жан­ных ав­то­мо­би­лей. Сделки будут про­во­дить ли­цен­зи­ро­ван­ные и ак­кре­ди­то­ван­ные дилеры, а про­да­жа машин из рук в руки будет пол­но­стью за­пре­ще­на. Как вы­яс­ни­ли жур­на­ли­сты, чи­нов­ни­ки уже раз­ра­ба­ты­ва­ют со­от­вет­ству­ю­щий за­ко­но­про­ект и скоро вы­не­сут его на суд об­ще­ствен­но­сти и коллег из ка­б­ми­на. Ини­ци­а­ти­ва на­прав­ле­на на вывод рынка по­дер­жан­ных авто из тени с целью по­пол­не­ния бюд­же­та. Профит, ко­то­рый чи­нов­ни­ки хотят по­лу­чить от своей затеи на старте про­ек­та, оце­ни­ва­ет­ся ми­ни­мум в 20 млрд рублей в год. Откуда же по­явят­ся эти деньги?

Как рас­ска­за­ли жур­на­ли­стам из­да­ния «Из­ве­стия» в НТИ «Ав­то­нет», под кон­тро­лем ко­то­рой Мин­пром­торг со­би­ра­ет­ся ре­а­ли­зо­вы­вать свой проект, любая сделка, про­ве­ден­ная через новую си­сте­му, букдет под­ле­жать ав­то­ма­ти­че­ско­му на­ло­го­об­ло­же­нию. Ком­па­ния оце­ни­ва­ет общий оборот рынка по­дер­жан­ных ав­то­мо­би­лей в России в 3 трлн рублей в год. По­сколь­ку ни­ка­ких дей­ствен­ных ин­стру­мен­тов для кон­тро­ля за упла­той на­ло­гов в этом случае нет, то многие сделки про­хо­дят «всерую» — про­дав­цы не платят налоги.

После пе­ре­во­да всех сделок на ав­то­аук­ци­он­ную плат­фор­му бюджет сможет по­лу­чать все по­ло­жен­ные налоги и от­чис­ле­ния. Ко­неч­но, услуги самих ди­ле­ров также будут для ав­то­вла­дель­цев не бес­плат­ны­ми. Ведь такие спе­ци­а­ли­сты будут иметь го­су­дар­ствен­ный сер­ти­фи­кат для уча­стия в торгах. Фак­ти­че­ски, это будут по­сред­ни­ки между про­дав­ца­ми и по­ку­па­те­ля­ми, и обой­тись без их услуг у ав­то­мо­би­ли­стов не по­лу­чит­ся. Если такой по­ря­док будет утвер­жден, по­ста­вить ав­то­мо­биль на учет в ГИБДД можно будет только при на­ли­чии со­от­вет­ству­ю­щих до­ку­мен­тов от ди­ле­ров.

Бу­ду­щий опе­ра­тор плат­фор­мы ав­то­аук­ци­он­ной ин­ду­стрии НТИ «Ав­то­нет» про­ком­мен­ти­ро­вал си­ту­а­цию так:

«Вся ини­ци­а­ти­ва этого про­ек­та сво­дит­ся к тому, чтобы вы­ве­сти на рынок новые услуги. И ав­то­аук­ци­он­ная де­я­тель­ность в этом кон­тек­сте по­лу­ча­ет­ся прин­ци­пи­аль­но новым про­дук­том, речь идет о вто­рич­ном рынке про­да­жи ав­то­мо­би­лей. Если в 2017 году объем рынка по­дер­жан­ных ав­то­мо­би­лей со­ста­вил около 3 трлн рублей, то ожи­да­е­мые по­тен­ци­аль­ные на­ло­го­вые по­ступ­ле­ния со­ста­вят от 20 млрд рублей в год. В числе плюсов: пе­ре­ход зна­чи­тель­но­го объема продаж по­дер­жан­ных ав­то­мо­би­лей из те­не­вой зоны в про­зрач­ную, улуч­ше­ние эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции бла­го­да­ря кон­тро­лю за тех­со­сто­я­ни­ем про­да­ва­е­мых машин, умень­ше­ние ко­ли­че­ства несчаст­ных и смер­тель­ных слу­ча­ев ДТП за счет кон­тро­ля уровня без­опас­но­сти тех­ни­ки»

В Мин­пром­тор­ге жур­на­ли­стам со­об­щи­ли, что пока окон­ча­тель­ной ре­дак­ции за­ко­но­про­ек­та нет, про­ра­ба­ты­ва­ет­ся общая схема ав­то­аук­ци­он­ной ин­ду­стрии. Чи­нов­ни­ки хотят обя­зать граж­дан ис­поль­зо­вать спе­ци­аль­ную элек­трон­ную аук­ци­он­ную плат­фор­му (или несколь­ко таких плат­форм), с по­мо­щью ко­то­рой будет про­ис­хо­дить ре­а­ли­за­ция ав­то­мо­би­лей ди­ле­рам. После чего купить по­дер­жан­ную машину любой же­ла­ю­щий также сможет только у дилера. Прямых сделок между соб­ствен­ни­ка­ми и по­ку­па­те­ля­ми не будет. Правда, чи­нов­ни­ки уве­ре­ны, что они стоят на страже ин­те­ре­сов граж­дан, а не только хотят за­ра­бо­тать на авто с про­бе­гом. Среди пре­иму­ществ, в част­но­сти, на­зва­ны: про­зрач­ная ры­ноч­ная цена для по­ку­па­те­ля; спра­вед­ли­вая оценка оста­точ­ной сто­и­мо­сти для про­дав­ца; удоб­ная и без­опас­ная сделка с офи­ци­аль­ным ди­ле­ром вместо рис­ко­ван­ной про­да­жи или по­куп­ки с неиз­вест­ным граж­да­ни­ном. Ну а за все хо­ро­шее, как из­вест­но, надо пла­тить. Правда, экс­пер­ты уже опа­са­ют­ся, что но­во­вве­де­ние убьет кон­ку­рен­цию и со­здаст на рынке машин с про­бе­гом мо­но­по­лию го­су­дар­ства.

Назад в про­шлое или япон­ский опыт

Ока­зы­ва­ет­ся, на идею чи­нов­ни­ков на­толк­ну­ла Япония. В марте зам­ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли Алек­сандр Мо­ро­зов вместе с рос­сий­ской де­ле­га­ци­ей по­се­тил Страну вос­хо­дя­ще­го солнца, где озна­ко­мил­ся с опытом ор­га­ни­за­ции ав­то­мо­биль­ных аук­ци­о­нов. В ре­зуль­та­те сто­ро­ны до­го­во­ри­лись о даль­ней­шем со­труд­ни­че­стве с целью «по­сле­ду­ю­ще­го за­им­ство­ва­ния лучших за­ру­беж­ных прак­тик в этой об­ла­сти». В Японии про­дать машину с про­бе­гом можно только через спе­ци­аль­ный аук­ци­он. Хозяин машины имеет право уста­но­вить в начале торгов пре­дель­ную цену, со­от­вет­ству­ю­щую ры­ноч­ной цене. Но торги на­чи­на­ют­ся с ми­ни­маль­ной суммы. Купить машину могут только япон­ские дилеры, упла­тив­шие еже­год­ный аук­ци­он­ный взнос. Дилеры по­вы­ша­ют цену до тех пор, пока не по­бе­дит один из них. Если хо­зя­и­ну цена не по­нра­вит­ся, он имеет право от­ка­зать­ся от сделки. При­ме­ча­тель­но, что для России эта си­сте­ма также не в но­вин­ку. В СССР машины по­ку­па­ли и про­да­ва­ли через спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ко­мис­си­он­ные ма­га­зи­ны, ко­то­рые также вы­сту­па­ли по­сред­ни­ка­ми. Без справ­ки из такого ма­га­зи­на машину нельзя было за­ре­ги­стри­ро­вать. Пред­при­им­чи­вые тор­гов­цы устро­и­ли на этом на­сто­я­щий бизнес. По­сколь­ку оформ­ле­ние через ма­га­зин за­ни­ма­ло много вре­ме­ни и в день было раз­ре­ше­но про­во­дить только опре­де­лен­ное число сделок, справ­ки по­про­сту про­да­ва­ли. Сто­и­мость ис­чис­ля­лась в про­цен­тах от цены машины и была до­воль­но су­ще­ствен­ной.

Экс­пер­ты от­ме­ча­ют, что го­сре­гу­ли­ро­ва­ние вто­рич­но­го ав­то­рын­ка уже давно на­зре­ло, но необ­хо­ди­мо со­здать про­зрач­ные усло­вия для всех сторон. А также раз­ра­бо­тать такой ме­ха­низм, ко­то­рый даст граж­да­нам право выбора и су­ще­ствен­но не по­вли­я­ет на сто­и­мость ав­то­мо­би­лей.

Комментарий автора:

«Японский опыт»

Чтобы работал «японский опыт», надо иметь в соседях «банановую» Россию образца 90-х — 2000-х, в которую можно было сбагривать (вместо более дорогой утилизации) весь свой б/у-шный праворульный автотранспорт (пока им не насытится половина Сибири и весь Дальний Восток), которым под завязку забивалось каждое отечественное «корыто», заходившее в какой-либо японский порт (даже если оно для этого совершенно не приспособлено).

Ну а для внедрения «японского опыта» нужна еще «самая малость» — собственное машиностроение и автомобильная промышленность японского уровня, позволяющая производить и экспортировать автомобилей в разы больше, чем импортировать.

Говорить же об «опыте СССР» (с совершенно иными общественно-экономическими взаимоотношениями и принципиально другим законодательством по отношению к спекулянтам и «предприимчивым торговцам») — вообще какая-то шизофрения.

А так, ждем новых «инициатив» Минпромторга по поводу б/у колясок, велосипедов и т.д. …

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.