Разное интересное

Бумеранг как оружие

Интересное и необычное оружие. Не удивительно, что мало кто о нем знает на достаточном уровне. Вот например даже Борис Акунин пишет в своем романе:

«Плавным движением немой достал из своей сумки палку — не палку, дощечку — не дощечку, а какую-то плоскую загогулину, заплёлся всем телом в подобие штопора и метнул эту деревяшку вверх. Ай, ловко! Штуковина ударила птицу влёт. Та перекувырнулась, камнем рухнула вниз — прямо в руку метальщика. А второй рукой он успел подхватить свою кривую дубинку и сунул её обратно в сумку.» (Беллона)

Описанный бросок в вертикальном направлении, при котором и падающая добыча, и возвращающийся бумеранг очерчивают одну и ту же траекторию, невозможен. Более того, «точка возврата» не стоит на месте — чтобы поймать бумеранг, недостаточно просто отставить руку в сторону. Это оружие значительно сложнее…

Сразу запомните одну вещь: бумеранг не фрисби и при пуске «а-ля тарелочка» обратно не вернётся. В случае умелого броска на полёт бумеранга влияет целый ряд аэродинамических эффектов, позволяющих ему накапливать энергию, достаточную для возвращения. Благодаря асимметричному профилю бумеранг превращается в аналог самолётного крыла (назовём это «эффектом элерона»). Помимо этого, присутствует гироскопический эффект, стабилизирующий направление полёта. Наконец, авторотация заставляет бумеранг работать подобно тянущему пропеллеру, только тащит он не самолёт, а сам себя.

На верхнем фото времена конеца XIX века, дуэль австралийских аборигенов. Аборигены, щиты и бумеранги настоящие, но кадр постановочный: в реальности воины находились бы друг от друга гораздо дальше и не стояли бы в статичных позах, а «метались» столь стремительно, что фотограф не смог бы поймать их в кадр

Интересно, что бумеранг древнее всех человеческих цивилизаций: первые его образцы появились, судя по косвенным данным, ещё в ранненеандертальскую эпоху. Трудно сказать, насколько они были совершенны и умели ли возвращаться (скорее всего, нет; эта особенность присуща не всем современным бумерангам), но скоростной полёт с вращением по труднопредсказуемой криволинейной дуге, высокая дальность броска, большые точность и сила удара — всё это, похоже, имело место. Поэтому можно смело заявить, что бумеранг — первый образец дальнобойного метательного оружия! Скорее всего, он стал результатом эволюции уплощённой метательной палицы. Медленное и весьма длительное совершенствование прототипов стремилось к улучшению востребованных в дикарской среде показателей: высокой силе броска, точности и — особенно в случае боевого бумеранга — необходимости обмануть глазомер противника, не дать шанса уклониться. А вот способность бумеранга возвращаться, видимо, первоначально была браком: просто дуга полёта получилась чересчур уж криволинейной, что и начало проявляться при определённом типе бросков. Позже эту особенность сумели «приручить».


Постановочная дуэль с большими бумерангами мурравири, которые на близком расстоянии используются как двуручные палицы

«Разрушающая способность» боевого бумеранга при встрече с человеческим телом овольно велика. При попадании в голову массивный бумеранг «сносит крышу» без малейших намёков на переносный смысл. Почти так же легко ломаются кости рук, рёбра, позвоночник. Бедренная кость обычно выдерживает, если удар пришелся не прямо по суставу, но, когда бумеранг попадает в ногу от лодыжки до колена включительно, перелом практически обеспечен. Де-факто чуть ли не половина боевых попаданий приходится именно на эту нижнюю зону: противник маневрирует, уклоняется, пытается уйти прыжком — что, конечно, не всегда удаётся, ведь скорость подлёта деревянного «пропеллера» превышает 70 км/ч. Бумеранг чаще работает как «травматик», чем как заведомо смертоносное оружие, — но тому, кто попал под удар, от этого не легче: победитель стремительно подбегает, чтобы нанести сoup de grace. Последний могли осуществить даже другим бумерангом — в боекомплект входит иногда до пяти штук, а при «перестрелке» в воздухе одновременно находится три-четыре. И это только в случае поединка. Если же в бою сходятся два отряда, воздух буквально гудит от бумерангов, а уклониться от удара в таких условиях может лишь самый опытный воин.

В кроманьонскую пору возвращающийся бумеранг уже существует: изготовленные из дерева экземпляры, разумеется, не сохранились, но один, вырезанный из мамонтового бивня, дошёл до наших дней. Однако вскоре область применения бумеранга резко сокращается. Причина проста: триумфальное шествие по планете начинают лук и стрелы. Некоторые культуры, правда, остались на стадии бумеранга и копьеметалки. Причём с уровнем развития это соотносится не вполне однозначно: например, австралийская культура действительно «неандерталоидна» по многим параметрам, но о классических майя этого никак не скажешь, а ведь они тоже не знали лука…

Бумеранги в египетских захоронениях явно имели символическое значение: слоновая кость с золотом на обеих концах, электрон с наконечником из синего фаянса, чисто фаянсовый бумеранг… Если верхний теоретически еще может считаться парадно-боевым оружием, то нижний — явно нет, да и мелковат он. Вероятно, полный боевой размер ему предстояло обрести уже по ту сторону жизни, сделавшись оружием мёртвых, способным противостоять демонам загробного мира


Бумеранги из гробницы Тутанхамона


Фотография 1927 года: сокровища Тутанхамона всё ещё не вынесены из гробницы. В ларе под номером 370 — загробный боезапас: луки и бумеранги

Для охоты на мелкую дичь (от кролика до гуся) бумерангоподобные палицы надолго сохранились и во многих «лучных» районах. Они могли использоваться и против человека, но в современном мире эта область применения почти утрачена. А вот традиции народных игрищ способны «законсервировать» в классическом виде нечто близкое к настоящему бумерангу. Вот, например, описание VII века, сделанное наблюдательным и грамотным человеком, епископом Севильи: «Это называется clava (латинский термин, обозначающий булаву — прим. авт.), и сделана она с двумя железными клубами с обеих сторон. Другое оружие — cateia, «кельтское веретено»: оно летит не очень хорошо, если брошено неумело, но, запущенное правильно и сильной рукой, возвращается к тому, кто бросает». Судя по контексту, речь идет об «оружии состязаний», которое было в ходу у иберийских крестьян.

Древние египтяне, носители передовых для своего времени знаний и отличные лучники, тоже сохранили бумеранги. Отчасти, наверное, потому, что с ними было очень удобно охотиться в тростниковых зарослях, где для стрелы слишком много препятствий. Но существовали в Египте и боевые бумеранги. Согласно египетской военной доктрине, наиболее эффективный «огонь» должен вестись на дистанции не более полутора сотен метров, когда лучников могут поддерживать мастера других видов метательного оружия. Для дротиков это расстояние великовато, а вот для пращи и бумеранга — самое то.


Редкий, но реально существовавший у аборигенов четырёхлопастной бумеранг для игр и состязаний; массивный, круто изогнутый боевой бумеранг типа «лоангаль» (внизу) – и два лёгких бумеранга для выпугивания птиц из древесной кроны

В гробнице Тутанхамона обнаружено тридцать три бумеранга самых разных типов. Некоторые из них близки к «прямолетящим» палицам линзовидного сечения, другие в полёте очерчивали сложную дугу невозвратного типа, а несколько экземпляров (правда, самые небольшие, охотничьи) явно способны к возвращающемуся полёту.

«Рабочие» бумеранги большей частью вырезаны из плотного дерева. Иногда в качестве материала использовалась слоновая кость; считается, что такие бумеранги имели только церемониальное значение, однако это лишь предположение. Два самых парадных бумеранга — электронные (в древности «электроном» называли сплав золота и серебра); они невелики, асимметричны и довольно плохо пригодны для броска, к тому же слишком дороги для простого оружия. Фаянсовые же копии бумерангов — ещё меньшего размера, слабо изогнутые и почти не уплощённые — явно призваны исполнять некую символическую роль.

Технологии каменного века не позволили коренным австралийцам создать трёхлопастные бумеранги, так что они возникли буквально сто лет назад, причём сразу как спортивные снаряды, наиболее удобные для скоростных бросков на малую дистанцию. Сегодняшний рекорд скоростного броска установлен в 1996 году американцем Адамом Руфом: пять циклов «бросок-поимка» за 14,6 секунды. Рекорд по количеству безошибочных циклов составляет 2251 раз и был достигнут в 2009 году японцем Харуки Такетоми. Интересно, что испытания показали: бумеранги этого типа в принципе могли бы неплохо работать как охотничье и боевое оружие. Сейчас существуют клубы энтузиастов, которые используют при лицензионной охоте в австралийском буше утяжелённые образцы таких бумерангов (около 0,5 кг, что нормально для рабочего бумеранга; для спортивного же в зависимости от типа состязаний нормальным весом считается 20–80 граммов). Сведения об эффективности такой охоты, правда, не публикуются: наверное, современным любителям не хочется выглядеть смешно перед аборигенами.


Спортивные трёхлопастные бумеранги


Основные виды австралийских бумерангов. Все они, кроме четырёхлопастного, пригодны для охоты и боя, – но лишь у двух боевые функции преобладают. Это тяжёлый Г-образный бумеранг с заострёнными концами («акулий зуб», второй слева) и «крюковой» бумеранг (второй справа), способный достать противника через щит

Какую именно? Мы не всё знаем о том, как египтяне представляли загробные будни, — но, кажется, бумеранг становился там главным оружием. Во время путешествия по реке мёртвых фараону (и, надо думать, не только ему) регулярно приходилось отбиваться от демонов, таящихся в зарослях папируса, а ведь именно в такой чаще охотничий бумеранг превосходит лук. К загробной охоте готовились всю жизнь; для отработки меткости у египтян даже была особого рода игра вроде городков, в которой вместо бит использовались разного типа бумерангоподобные палицы — их-то и брали с собой на тот свет. «Электронный» вариант такой игры мог позволить себе только фараон, а вот фаянсовые копии встречаются даже в гробницах среднего класса. Напоследок стоит заметить, что, помимо церемониальных, в могилу клались и самые что ни на есть настоящие бумеранги.

Традиционный материал для изготовления австралийских бумерангов — казуарина, известная также как железное дерево. Причём рабочие бумеранги предпочитали вырезать не из свежих сучьев, а из морёных, вылежавших в воде по два-три года. Иногда в дело шла и мангровая древесина, имеющая схожие характеристики. В результате, как ни парадоксально, бумеранг получается сравнительно лёгким: достаточной для дела прочностью обладает даже тонкая пластина дерева. Вес дальнобойных, но при этом сохраняющих боевые параметры бумерангов — 400–600 граммов, длина их рабочей поверхности (в пересчёте на «выпрямленное» состояние) — около полуметра, редко под 70 сантиметров. Большие «бумеранги-мечи» бывают длиннее человеческого роста (хотя обычно в пределах 90–130 сантиметров), а массой порой зашкаливают за 1,5 кг. При этом прочная древесина позволяет сделать ударный край линзовидным, почти режущим, так что по остроте он сопоставим с бронзовыми мечами времен Тутанхамона. Надо заметить, что по принципу бумеранга работают не только древнейшие швырковые палицы, но и другие виды метательного оружия Азии и Африки, включая стальные клинковые конструкции. Но это тема для другой статьи.


А вот этот тип крюка боевые функции бумеранга не повышает. Такие бумеранги (их рабочая кромка обычно не несёт следов износа) использовались в основном для магических церемоний


«Каили», бумеранг для подводной охоты, пробивающий водную толщу на полметра

Об убойной силе бумеранга мы уже говорили. А какова его практическая дальнобойность? Изготовленный по традиционной технологии возвращающийся бумеранг при очень хорошем броске улетает почти на 200 метров, но такой длинный бросок может понадобиться лишь в спортивном состязании или при охоте на мелкую птицу вроде попугая. Боевой невозвратный бумеранг теоретически сохраняет достаточную точность, чтобы на расстоянии около 250 метров попасть в человеческую фигуру, и достаточную силу, чтобы нанести как минимум серьёзный ушиб. Оптимальное же расстояние перестрелки составляет 80– 120 метров, возможны схождения до 20–40 метров и даже ближе, но это при переходе от метательной схватки к рукопашному бою.

На оптимальной дистанции хороший метатель бумеранга, обученный этому искусству с детства, может всё что угодно. Сразить наповал или набить шишку в назидание, переломить копье или вышибить из рук винтовку, при противостоянии лицом к лицу попасть в бок или в затылок, послать бумеранг в землю так, чтобы он отскочил и поразил вставшего за укрытие противника (длина рикошетного удара — до восьми метров). Правда, не забудем: в таких боях силы противников обычно равны, и они уклоняются от бросков с не меньшим мастерством, чем посылают оружие в цель.

Раз уж мы упомянули спортсменов, поговорим ещё немного о рекордах и результатах. В современных состязаниях используются углепластиковые бумеранги массой не более 110 граммов. Состязания на попадание в цель или тем более на силу удара не проводятся как класс. Рекорд по дальности броска держится с 1999 года (Мануэль Шульц, 238 метров), по максимальному времени в полёте без учёта дистанции — с 2010-го (Билли Бразелтон, 380,59 секунды), по максимальной дистанции безвозвратного броска — с 2005-го (Дэвид Шамми, 427,2 метра). Причём последняя могла быть чуть больше, если бы в конце полета бумеранг, снижаясь, не задел крону дерева. Так или иначе, коренных австралийцев эти сотни метров и секунд оставили бы равнодушными: какое им дело до того, что бумеранг весом с карандаш неприцельно ползёт по воздуху с силой, едва достаточной, чтобы контузить стрекозу. На охоте важен результат, а не показатели углепластиковых суррогатов.


Нетрадиционный изгиб этих бумерангов даёт некоторый выигрыш на открытых равнинах при сильном ветре. Самый крупный «бумеранг-меч» использовался и для броска, и для удара, но основная его функция – отбивать метательные копья

Кстати, среди традиционных австралийских бумерангов есть намеренно недальнобойные. Таков меч мурравири, который используют не только для удара, но и для броска, однако лишь в пределах 10–40 метров. Таков каили, предназначенный для убоя крупной рыбы, водяных черепах и небольших крокодильчиков — короткий, очень массивный, напоминающий обрубок клюшки или метательный топорик. На морском или речном мелководье это до сих пор распространённое орудие промысла, хотя сейчас каили часто делают даже не из железного дерева, а просто из железа. Конечно, оба упомянутых меча-бумеранга невозвратные, а последний в любом случае приходится поднимать с поверхности воды или даже со дна.

Не очень далеко, но всё же на несколько десятков метров с хорошей прицельностью посылают самые мощные из метательных бумерангов, крюковые: большая длина, слабо выраженный основной изгиб, на обухе короткой лопасти — перпендикулярный «клюв». В терминологии за ними закрепилось центральноавстралийское название «вирики», то есть «челюсть», а поперечный выступ у аборигенов зовется «ланга» («ухо»). Крюковой бумеранг практически невозможно парировать щитом: благодаря «уху» он обходит преграду и наносит сильнейший удар прямо за ней. Интересно, что один из бумерангов-палиц Тутанхамона очень похож на вирики и сделан из столь же прочного дерева. В том пространстве-времени тоже были достаточно распространены узкие щиты, предполагавшие активное парирование, а не «отсиживание» за щитовой плоскостью.

Очень может быть, что до пришествия европейцев австралийцы пользовались и другими специализированными бумерангами, например, для работы с местными фантастическими монстрами, ныне вымершими австралийскими эндемиками. Так или иначе, европейцы эту в высшей степени фэнтезийную фауну (и, соответственно, оружие) уже не застали. Но писателю-фантасту грех не воспользоваться столь широким полем для воображения при создании нового мира и его оружейной системы.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.