Культура

Прощание с Эдуардом Успенским — последние новости, прямая трансляция

Российский писатель Эдуард Успенский скончался в возрасте 80 лет, сообщает РЕН ТВ.

Успенский скончался в доме в деревне Пучково, входящей в Троицкий административный округ Москвы.

Автор книг «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» и других знаменитых произведений в последние годы жизни страдал от тяжелого заболевания.

Писателю стало плохо 9 августа — он потерял сознание, его супруга вызвала скорую.

 

Прощание с Эдуардом Успенским: прямая онлайн-трансляция

После церемонии прощания Эдуард Успенский будет похоронен на Троекуровском кладбище [видеотрансляция с 11.00]

В субботу, 18 августа, в Центральном доме литераторов пройдет церемония прощания с известным детским писателем, драматургом и сценаристом Эдуардом Успенским, подарившим нам истории о Чебурашке с крокодилом Геной, Дяде Федоре с котом Матроскиным и множество других замечательных рассказов. Он написал более 70 сказочных повестей.

Эдуард Николаевич Успенский умер ночью 14 августа в своем доме в Москве. Ему было 80 лет, и последние годы жизни писатель страдал онкологическим заболеванием желудка. Его лечили в России, в Европе, он успешно перенес операцию в Германии, но IV стадия рака стала для него приговором.

Ранее сайт kp.ru писал, что в память об Эдуарде Успенском в московских дворах появятся граффити с Чебурашкой, крокодилом Геной и героями «Каникул в Простоквашино». Кроме того, его именем могут назвать одну из столичных улиц. Источник

 

Биография писателя

Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Стихи и рассказы он начал писать еще в школьные годы. При этом известность впервые приобрел как юморист. В 1966 году он, Аркадий Арканов, Григорий Горин и Феликс Камов выпустили книгу «Четверо под одной обложкой», которая и принесла авторам популярность.

Первая книга Успенского «Дядя Федор, пес и кот», была опубликована в 1974 году. Именно по ее мотивам были сняты знаменитые мультфильмы про Простоквашино. Всего по сценариям и произведениям писателя было снято около 60 мультипликационных фильмов.

Кроме того, Успенский был автором сценариев к мультфильмам про Крокодила Гену и Чебурашку, приключения друзей из Простоквашино, цикла «Следствие ведут Колобки», «Пластилиновая ворона» и многих других.

Он известен как автор детских книжек «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке». Невероятно популярными стали его пьесы «Чебурашка и его друзья» и «Отпуск крокодила Гены».

В 1980-х и 1990-х годах вышли очередные книжные детские хиты Успенского «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу».

Эдуард Успенский также известен как один из создателей передач для детей «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка» и «Радионяня». В 2010 году писателя наградили премией имени Корнея Чуковского в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».

Произведения писателя переведены на более чем 25 языков.

Источник

 

Успенского похоронят рядом с режиссером Брусникиным

Писателя Эдуарда Успенского, скончавшегося 14 августа, похоронят на Троекуровском кладбище, рядом с режиссером Дмитрием Брусникиным.

Похороны пройдут 18 августа, сообщил ТАСС источник, близкий к семье писателя. «Эдуарда Николаевича планируется похоронить на 21-м участке рядом с режиссером Дмитрием Брусникиным. Сам участок именуется „аллей актеров“. Там также похоронены актер Георгий Тараторкин, кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Наталья Крачковская и другие», — сказал собеседник агентства.

Легендарный писатель умер от рака у себя дома в Новой Москве. Эдуард Успенский — автор Чебурашки, крокодила Гены, троих из Простоквашино и ведущих следствие Колобков — персонажей, на которых выросли миллионы россиян. Его шутливые стихи разошлись на цитаты.

Источник

 

Дачи и права: что Успенский оставил наследникам

Имя Эдуарда Успенского известно в России (и не только) почти каждому — на его произведениях выросло не одно поколение детей, которые, уже будучи серьезными и взрослыми дядями и тетями, с не меньшим удовольствием возвращались к полюбившимся когда-то историям и героям. Пожалуй, настолько успешных в творческом плане детских писателей, подаривших миру по-настоящему культовых персонажей, можно пересчитать на пальцах. Не зря еще при жизни значимость достояния Эдуарда Николаевича без всякой патетики стали сравнивать с наследием Ханса Кристиана Андерсена, Астрид Линдгрен и Корнея Чуковского, ведь все эти люди творили, что называется, на века.

Говоря об Успенском, не так просто выделить его абсолютно главный труд — дети из разных уголков страны и поныне с примерно одинаковой вероятностью (оторвавшись от смартфонов) могут подразнить рыжеволосого друга «убийством дедушки лопатой» или объяснить отцу, что тот «неправильно бутерброд ест».

Однако в сугубо коммерческом плане определенные фавориты все-таки существуют: речь, конечно, о Чебурашке и героях из Простоквашино.

Очаровательное существо с огромными ушами так и вовсе стало едва ли не мировым хитом — что уж говорить, если даже в Японии, стране, являющейся явным лидером в плане производства той мультипликации, которую и при большом желании нельзя назвать «пластиковой», открыто восторгаются товарищем Крокодила Гены, посвящая ему целые сериалы, а также с охотой перенося героя на разного рода мерч. Сами японцы, объясняя свое теплое отношение и заинтересованность в персонаже, отмечают, что он очень живой и настоящий, а наибольшую популярность герой получил среди девушек и женщин старше 30 лет, зачастую видящих в грустном зверьке себя — таких же одиноких и в чем-то несчастных.

Успенский когда-то признавался, что в Стране восходящего солнца средств на франшизные права не пожалели — по некоторым данным, писатель получил за вымышленного зверька и его друзей несколько миллионов долларов, включая последующие отчисления. Кроме того, определенные суммы за Чебурашку поступали на счет автора и благодаря российскому рынку.

То же самое касается и его Простоквашино — по словам Эдуарда Николаевича, лишь за одно производство мороженого по мотивам произведения он получил от одной компаний деньги на загородный дом

(в другом интервью Успенский рассказывал, что у него таковых четыре без учета двух квартир в Москве — в Троицке, Переделкине, Рузе и под Анапой, причем последний из них обошелся в 15 млн рублей). А ведь в продаже уже не первый год популярны и другие продукты этой франшизы.

Коммерческий успех писателя при этом не совсем верно связывать исключительно с его творческими талантами: будучи «технарем» по образованию, Успенский в отличие от многих коллег сумел отлично приспособиться к жизни после развала СССР, став ярым борцом с незаконным присвоением персонажей в производстве чего бы то ни было. Так, в разные годы Эдуард Николаевич судился с целым рядом организаций, без его согласия использовавших героев знаменитых произведений — пусть разбирательства и не всегда заканчивались в его пользу.

Собственно, не изменил себе автор даже в последний год жизни, когда его мучила онкология. Особо громким получился спор с «Союзмультфильмом», решившим сделать сиквел к истории про Дядю Федора, кота Матроскина и пса Шарика.

Успенский крайне болезненно отреагировал на желание компании начать производство многосерийного продолжения мультфильма, подчеркнув, что не давал собственного согласия по новое «Простоквашино» — он обращался к создателям через прессу, призывал актеров озвучки выйти из проекта, писал открытое письмо Владимиру Путину и, наконец, обратился в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, а также Счетную палату. В студии, впрочем, подчеркивали, что неоднократно пытались договориться о сумме компенсации с писателем (при этом отмечая, что все права на экранизацию мультсериала «Простоквашино» принадлежат именно «Союзмультфильму»), однако к общему согласию прийти не смогли, так как Эдуард Николаевич запросил за кота Матроскина и компанию фактически годовой бюджет организации.

В итоге на мировую стороны пошли только в августе, как оказалось, всего за несколько дней до смерти Успенского — между «Союзмультфильмом» и писателем была заключена сделка об использовании оригинальных сценариев «Трое из Простоквашино, «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», десяти литературных историй серии, ранее не экранизированных, а также о лицензии на использование товарных знаков с изображениями персонажей. Сам автор, согласно договору, получал роялти.

Как пишут СМИ, на наследство Успенского будут претендовать его вторая жена Елена (Эдуард Николаевич четырежды был женат, из них дважды — на Елене, с которой и жил в последние годы), их общие дети Ирина и Светлана, а также дочь от первого брака Татьяна.

Общее имущество создателя Чебурашки и Дяди Федора (без учета авторского наследия) на момент его смерти оценивалось примерно в 150 млн рублей. По мнению представителя семьи Успенского, его родственники сумеют обеспечить достойное использование и защиту наследия писателя, а также прав на него.

Эдуард Николаевич Успенский скончался вечером 14 августа на 81-м году жизни от рака. Согласно предварительной информации, великий писатель, сделавший детство миллионов людей чуть счастливее, будет похоронен на Троекуровском кладбище. Источник

 

Супруга подтвердила сообщения о смерти Эдуарда Успенского

Супруга подтвердила сообщения о смерти российского писателя Эдуарда Успенского.
Об этом сообщает m24.

«В столице скончался писатель Эдуард Успенский… Информацию о его кончине телеканалу подтвердила супруга писателя», — говорится в сообщении канала.

Эту информацию также подтвердила ТАСС дочь писателя.

«К сожалению, Эдуард Николаевич скончался», — сказала дочь Ирина.

Ранее СМИ сообщили о смерти писателя. Ему было 80 лет. Источник

 

Папа Чебурашки и дяди Федора. Чем запомнился Эдуард Успенский

Эдуард Успенский.

В возрасте 80-ти лет скончался детский писатель, автор множества любимых персонажей мультфильмов — Эдуард Успенский.

При упоминании имени Эдуарда Успенского первыми почему-то вспоминаются Чебурашка и Крокодил Гена. Потом обычно вспоминают про деревню Простоквашино и его обитателей — дядю Федора, кота Матроскина, пса Шарика и почтальона Печкина, — но это и понятно: в последнее время, в связи с выходом новых серий этого мультфильма они у всех на слуху. Если напрячься, можно вспомнить, что именно благодаря Успенскому появились и такие персонажи, как непревзойденные сыщики Братья Колобки или весьма популярные у юных любителей электронных гаджетов Фиксики.

В общем, Эдуард Успенский подарил детям уйму героев, забавных и умных, скромных и обаятельных — в общем, разных. Как по характеру, так и по образу мыслей. Единственное, что их объединяло — то, что они были легко узнаваемыми. Тот же Чебурашка — неведомая науке и энциклопедии зверушка с огромными ушами — оказался настолько милым, что в облике плюшевой игрушки присутствовал едва ли не в каждом доме, где был ребенок.

Что удивительно, герои Успенского совершенно не потерялись с развалом СССР, а уверенно конкурировали с пришедшими из-за рубежа мультгероями и даже осуществляли культурную экспансию вовне. В Японии, например, неожиданно возник культ Чебурашки, там выпускали собственный мультсериал. А в Америке, как рассказывал Успенский в интервью АиФ, оказались популярны герои повести «Гарантийные человечки» — те самые Фиксики.

Вообще Успенский не считал себя «лучшим из детских писателей».

«Я очень хороший профессионал», — говорил он и рассуждал о плотниках, их мастерстве и сделанных разными мастерами табуретках.

«Я в этом смысле делаю табуретки, наверное, может, даже лучше всех. Но — только табуретки, а не более солидную мебель. Придут другие времена и мастера, которые создадут более удачные вещи. Но пока я — среди лидеров, один из лучших, так сказать, „табуреточников“ детской литературы», — говорил он и добавлял: «Но я не великий гений, а мастеровой».

Наверное, в этом он был прав. По образованию Успенский — инженер, он окончил Московский авиационный институт. Правда, нашел себя он на другом поприще. В начале 60-х Успенский был среди тех, кто придумывал и делал передачу «Спокойной ночи, малыши», он писал сценарии, стихи (даже выпустил поэтический сборник — за год до дебюта с прозаической повестью «Крокодил Гена и его друзья»). На телевидении и радио Успенский отметился еще одной программой — в 1975-м он был автором «АБВГДейки», вернее, ее первой версии, с Семеном Фарадой и Александром Филиппенко в ролях клоунов. Был еще и создателем «Радионяни», делал передачу «В нашу гавань заходили корабли» — сначала на радио, потом и на ТВ.

В 2011 году у писателя обнаружили онкологическое заболевание, он прошел несколько курсов химиотерапии, которая помогла. Но затем произошел рецидив. В феврале 2018-го Успенский рассказывал «АиФ» о том, что у него есть идеи новых детских книжек и детских литературных героев. «Надо успеть воплотить их в жизнь», — говорил он. Долгое время писатель лечился в Германии.

При этом в СМИ в последние годы попадала лишь борьба Успенского за свои авторские права — он был едва ли не первым, кто взял патенты на придуманных им персонажей.

«Мы не умеем защищать свое. Брать, а не клянчить то, что по праву и так наше! Люди элементарно боятся! Уйма замечательных ребят-писателей осталась „с носом“. Потому что связываться не захотели — это же такое болото. Дебри, в которые зайдешь и совсем не факт, что выберешься!» — признавался он.

А буквально две недели назад Успенский и киностудия «Союзмультфильм» наконец поставили точку в одном из самых громких споров, заключив соглашение о правах на героев «Простоквашино».

Источник

 

Великий сказочник. Как Успенский судился за «Чебурашку» и воевал с жёнами

В Москве на 81-м году жизни скончался советский и российский писатель, автор детских книг Эдуард Успенский.
Детство каждого из нас прошло вместе с героями его книг — кот Матроскин, Дядя Фёдор, крокодил Гена и старуха Шапокляк. Его книги читали нам на ночь, мы бежали смотреть мультфильмы, снятые по его сценариям и книгам, позже сидели вечерами и смеялись над байками, которые он и его друзья рассказывали на передаче «В нашу гавань заходили корабли». Но через что он прошёл и как жил, знали лишь его близкие и друзья.

Ещё в школе учителя хватались за голову от выходок Успенского. Чтобы как-то направить его энергию в нужное русло, завуч сделал его вожатым у малышей.

Фото © РИА Новости/Владимир Родионов

Фото © РИА Новости/Владимир Родионов

— В школе я действительно доставлял немало беспокойства и учителям, и родителям. Никакие воспитательные моменты в виде увещеваний и пропесочиваний не помогали. Тогда завуч, видимо, решил испробовать последнее средство — назначил меня вожатым младших классов. Мне нужно было являть пример хорошего поведения: делать уроки, не прогуливать занятия, не ругаться и, не дай бог, не курить. Не могу сказать, что стал совсем уж идеальным, но на меня больше не жаловались. К тому же в старших классах я увлёкся литературой, и тут уж было не до шалостей, — рассказывал Успенский.

Однажды Успенский попал в больницу с переломом ноги. Боясь отстать от класса, попросил мать принести ему учебники. Особенно легко давалась математика. Дальнейший путь его биографии был очевиден: после школы Эдуард поступил в Московский авиационный институт.

Несмотря на математический склад ума, его тянуло в творчество.

— Поступив в институт, понял, что меня влечёт творчество. Начал заниматься в художественной самодеятельности, писал смешные сценки, потом попал на профессиональную эстраду. Одно время даже совмещал с этой деятельностью работу на ракетном заводе, но потом решил завязать и с тем и с другим и стал писателем, — вспоминал Успенский.

В молодого автора поверил уже известный тогда писатель Борис Заходер. «Из тебя может выйти толк», — сказал он прямо и начал помогать. Правда, не все были столь благосклонны. Так, Агния Барто с прохладой отнеслась к молодому автору. Его, впрочем, мало это волновало. У него уже выстраивались в голове герои, которые через несколько лет станут чуть ли не национальным достоянием.

…Зайдя однажды в гости к другу, Успенский стал свидетелем презабавной сцены. Дочь приятеля — девчушка лет четырёх — мерила шубку на вырост. Полы были такими длинными, что, когда она пыталась сделать шаг, тут же падала. Присутствующие умирали со смеху, а отец провозглашал:

— Ну натуральная Чебурашка!

Успенский заинтересовался: что значит «Чебурашка»? Ему объяснили, что чебурахнуться — то есть упасть, отсюда и прозвище. Эдуард Николаевич запомнил. Так родился его первый герой.

Популярная детская книга Эдуарда Николаевича Успенского "Крокодил Гена и его друзья" в руках у юной читательницы. Фото © РИА Новости/Владимир Родионов
Популярная детская книга Эдуарда Николаевича Успенского «Крокодил Гена и его друзья» в руках у юной читательницы. Фото © РИА Новости/Владимир Родионов

В 1966 году увидела свет книга «Крокодил Гена и его друзья». В дружелюбном крокодиле узнал себя композитор Ян Френкель, а несносную старуху Шапокляк Успенский списал с самого себя, а частично — со своей первой жены.

Впрочем, его долго не печатали.

— Если в сказке пионер, советский мальчик, встречался с царём, говорили, что школьник, а вместе с ним и автор, мечтают о… восстановлении царизма. Если пионеры собрали мало металлолома, а крокодил Гена с Чебурашкой — много, значит, автор считает, что советским детям не нужна пионерская организация. Дом крокодила Гены называли Дворцом бракосочетаний, а друзей — поучали меня — надо искать в коллективе, а не по объявлению. Это опять-таки камень в огород Гены, который вывесил объявление: «Ищу друга». В чём меня только не обвиняли! Однажды сказали, что я делаю рекламу курению: дескать, у меня в сказке мальчик закурил сигарету и упал в обморок. «Так какая же это реклама? — спрашиваю. — Скорее, антиреклама — он же в обморок упал». «Нет, — отвечают, — всё равно нельзя. Он взял сигарету в руки!» По части абсурда всех обскакал директор издательства «Детгиз», который отправил мою повесть про Колобков на рецензирование в КГБ! Слава Богу, там работало и много интеллигентных людей, они всё правильно поняли, — вспоминал Успенский.

Книжки Успенского постепенно всё же стали появляться на прилавках. Особенно детям нравилась история «Дядя Фёдор, пёс и кот», впервые опубликованная в 1973 году. Матроскина Успенский скопировал со своего приятеля Толи Тараскина, даже предложил дать герою фамилию друга. Но Тараскин воспротивился: «На всю Москву меня хочешь опозорить?!» Так кот стал Матроскиным, а приятель позже понял, что сглупил.

В 1986 году в эфире радиопередачи «Пионерская зорька» писатель предложил детворе присылать ему истории о том, чего они больше всего боятся. Спустя пару недель его кабинет был завален письмами. Собрав все страшилки вместе, Успенский выпустил книгу «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы».

Первая, вторая, третья и снова вторая

— Прототипом старухи Шапокляк стала моя первая жена — дама вредная во всех отношениях. Сейчас только удивляюсь, как нам удалось прожить вместе восемнадцать лет! Хотя, если уж быть честным до конца, Шапокляк имеет и мои черты. Характер у меня тоже не ангельский, — рассказывал Успенский о первой супруге Римме.

Знакомые пары утверждали, что Римма была похожа скорее на маму Дяди Фёдора, чем на язвительную старуху. Римма родила Успенскому дочь Таню и любила писателя. Дочь Эдуард Николаевич после развода забрал с собой.

Эдуард Успенский с дочерью Татьяной. Фото © 24smi.org
Эдуард Успенский с дочерью Татьяной. Фото © 24smi.org

С Еленой — второй женой — он познакомился в буфете мультипликационной студии. 20-летней девушкой она пришла по направлению на телевидение, в отдел по эксплуатации здания.

— Тогда я не читала его книжек. Он мне дал одну из них — про Простоквашино, — вспоминает Елена. — Помню, еду в троллейбусе, открыла — и оторваться не могу. Сижу смеюсь до колик. На меня все смотрят, дескать, странная. В общем, я попала под его очарование . Ему тогда было 42 года, с женой он был на грани развода, они к тому времени вместе уже не жили. Родители, узнав, что я выхожу замуж за мужчину, который на 22 года меня старше, не стали отговаривать. Я переехала к Эдуарду Николаевичу. И сразу стала мамой. Он забрал к себе 12-летнюю дочку от первого брака — Таню. Была для неё и подругой, и нянькой одновременно. Поначалу нам помогал организовывать семейный быт секретарь Успенского Анатолий. Я его так и называла — свекруха, уж очень он переживал за своего шефа. Таня жила с нами вместе до замужества. И сейчас у меня с ней отличные отношения, — вспоминала в СМИ Елена.

Помимо Тани у Елены и Эдуарда появилось двое детей — они удочерили двойняшек Иру и Свету.

В начале 90-х Успенский начал делать на телевидении программу «В нашу гавань заходили корабли». Как-то раз попросил знакомых из программы «Доброе утро» прислать помощницу. Ему привели Элеонору Филину — высокую худую молодую девушку.

Скриншот видео Artiom Nazarov
Скриншот видео Artiom Nazarov

— Им приходилось много времени проводить вместе. Элеонора, кстати сказать, очень заботилась об Эдике. А потом у них начался роман, — рассказывал один из друзей Успенского. — В то же время Лена и Эдик всё меньше понимали друг друга. Ведь Лена далека от его интересов. Эдик, женившись на ней, ещё совсем девчонке, поздно понял свою ошибку.

— С Успенским мы прожили 20 лет. Всё было хорошо! Я и представить себе не могла, что такое случится! — говорила Елена сразу после развода. — Он великий. А с великими всегда сложно. Он ведь всю жизнь с кем-то воюет. Если других людей это истощает, то его как будто подпитывает…

Правда, потом в других интервью она стала говорить несколько иначе.

— Видимо, пришло время, когда наш брак изжил себя. Некоторые считают: лучше худой мир, чем хорошая ссора. Но держать человека, если у него что-то изменилось, я не считаю нужным, ведь это насилие. Как я могла препятствовать Эдуарду Николаевичу, тем более если у них с Элеонорой любовь сумасшедшая? Да и вообще, гораздо легче перенести развод, чем, не дай бог, смерть близкого человека. А отец он хороший, — позже вспоминала Елена.

Отношения 75-летнего автора Чебурашки с 51-летней Элеонорой Филиной поначалу казались идеальными. Писатель купил квартиру в центре Москвы, на Кутузовском проспекте, и переехал туда с новой женой. Однако в 2011 году, после того как ему поставили диагноз «рак», он неожиданно подал на развод, а Филина начала рассказывать об ужасах их совместной жизни.

— Больше не могу терпеть! Ситуация давно стала опасной. Когда Эдуард начинает меня оскорблять, я переживаю за сына, на глазах у которого это происходит. Владу 16, и он не хочет молча сносить обиды. Успенский его провоцирует. В последнее время он часто повторял, что ненавидит моего сына. Трубку не положил на место — скандал, вытащил из пульта батарейки, не надел тапки — снова скандал! Эдуард однажды бросил: «Раздражают его следы жизнедеятельности», — заявляла Филина.

— Однажды Успенский поднял на меня руку. А потом сказал: «А что тут такого? Есенин тоже лупил своих женщин». Когда у мужа обнаружили рак желудка, я забыла все обиды. Слава богу, Эду удалось справиться с недугом. Он человек волевой, следит за здоровьем, много плавает в бассейне. Пару месяцев назад Успенский, когда мы уже не жили вместе, стал распускать через общих знакомых слухи, что у него появилась другая женщина. Думаю, это блеф, чтобы сделать мне ещё больнее, — говорила Элеонора в интервью журналистам.

Скриншот видео Artiom Nazarov
Скриншот видео Artiom Nazarov

Впрочем, те, кто хорошо знал Успенского, да и он сам выдавали другу версию.

— Эдик засыпает толстым слоем денег всю семью Филиной. Сын Филиной вступает в переходный возраст, и у них с отчимом начинаются стычки. Филина достраивает усадьбу, впихнув Успенскому в рабочий кабинет против его воли джакузи. У Успенского в бассейне случается сердечный приступ, его спасает пловец рядом. Успенскому ставят онкологический диагноз. Филина едет с ним в Германию, где, с ее слов, он поднимает на нее руку. Эдик, который и в здоровом виде в два раза меньше этой бабищи, поднимает руку после онкологической операции! Филина бросает писателя в Германии, возвращается в Москву, где вместе с любовником закладывает дом, купленный Успенским в Переделкино. Молодой любовник пытается купить на эти деньги золотой прииск в Тынде. С прииском их кидают, деньги улетают в космос. Возмущенный Успенский закрывает программу «В нашу гавань…» и перестает давать Филиной деньги. Элеонора бросается на все каналы, во все журналы, рассказывая, что Успенский — тиран, — рассказывали друзья Успенского.

Как бы то ни было он уходит от Элеоноры и возвращается к … Елене.

Золотой «Чебурашка»

После распада СССР Успенскому не нужно было особенно думать как заработать — практически все герои его книг стали брендами. Компании хотели выпускать конфеты «Чебурашка», молоко и сметану «Простоквашино», игрушки в виде Крокодила Гены и прочее и прочее. В отличие от многих Успенский успешно защищал свои авторские права не давая спуску коммерсантам, ни отечественным, ни зарубежным.

— Когда фабрика начала выпускать конфеты с Чебурашкой, я задал вопрос об отчислениях в мою пользу. Но мне сказали, что все права якобы принадлежат государству. Тогда как компания, которая выпускает молоко «Простоквашино», платит мне проценты. А на деньги, которые мне заплатили за мороженое «Простоквашино», я купил загородный дом: бренд работает на компанию, компания платит мне — как и должно быть в цивилизованном обществе, — рассказывал Успенский.

Фото © РИА Новости/Валерий Левитин
Фото © РИА Новости/Валерий Левитин

Заплатили причем миллионы долларов и японские кинокомпании. Они так хотели снять своего Чебурашка что не пожалели этих денег. В итоге фильм сняли — довольны были и зрители и сам Успенский.

— Японцы подписали договор с условием, что они не могут ничего производить, не получив моего согласия. Права на образ Чебурашки на территории России принадлежат мне. По условиям договора 1968 года (когда был снят «Крокодил Гена») правами на картину владеет «Союзмультфильм», а права на музыку и художественные образы принадлежат авторам, — отмечал Успенский в 2014 году.

На вопрос почему он доверил своих персонажей японским мультипликаторам, писатель ответил: «Знаете, как чиновники посылают своих детей за границу, так и я отправил своего персонажа в Японию. Можно сказать, что Чебурашка — просто сын ответственного работника, который учится за границей».

А попытки «Союзмультфильма» запретить прокат японского «Чебурашки» в России Успенский жестко пресекал. По его мнению все образы героев и диалоги принадлежали исключительно ему.

— Необходимо отметить, что мне принадлежат права на образ, на характер, на диалоги, поступки персонажей. А права на изображения принадлежат разным художникам, которые рисовали Чебурашку. Среди них — и художник-постановщик мультфильмов «Союзмультфильма» Леонид Шварцман, — рассказывал писатель.

Последний бой

С «Союзмультфильмом» Успенский вел войну до последнего и выиграл. Когда кинокомпания начала делать продолжение «Простоквашино» Успенский возмутился — «героев придумал я, платите». Когда вышла первая серия обновленного мультфильма он даже обратился в Следственный комитет, Генпрокуратуру и Счетную палату. Кроме того писатель призвал актеров, которые озвучивают персонажей в новых сериях, отказаться от дальнейшего участия в проекте.

«Выпущенная ФГУП «ТПО «Союзмультфильм» новая серия представляет собой грубую переработку моих произведений, содержит заимствования сцен, текстов (в переработанном виде) и созданных мною персонажей. Договор на использование моих произведений для создания новых фильмов со мной не заключался, разрешений на данную экранизацию я не давал», — говорилось в направленном в Генпрокуратуру заявлении Успенского.

Фото © РИА Новости/Кирилл Каллиников

Фото © РИА Новости/Кирилл Каллиников

«Прошу вас рассмотреть указанные факты и, в случае их подтверждения, принять меры, предусмотренные уголовным и иным законодательством Российской Федерации», — писал он.

Попутно в разговоре с журналистами в пух и прах разнес «новый взгляд» на созданных им героев.

— Это ребята трезвые рисовали? Да? Ну нормально. Тихий, спокойный мультфильм. Приятно его видеть в таком качестве. Но нет такого чувства, чтобы бежать смотреть дальше. Может, пока не вошли в колею? — комментировал он просмотр новой серии «Простоквашино».

В конце концов Успенский и «Союзмультфильм» договорились о компенсации. Писатель, как сообщила пресс-служба киностудии, согласился на предложенные «Союзмультфильмом» условия и передал права на оригинальные сценарии «Простоквашино» и еще не экранизированные истории.

Также «Союзмультфильм» получил исключительную лицензию на использование товарных знаков с именами и изображениями героев и наименованием «Простоквашино».

Это произошло 1-го августа. Выиграв свой последний бой «Великий сказочник» ушел.

Источник

По теме:

1 комментарий

Andrey Stepanov 15.08.2018 at 19:10

Печально. Один из троицы великих русских созидателей афоризмов: Успенский, Гайдай и Черномырдин.
Одно только «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное» чего стоит и лучше всего отражает суть нашей экономики.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.