Уже в ближайшем будущем, по данным Минвостокразвития, с привлечением инвесторов из Китая планируется реализация крупнейших проектов
Резиденты дальневосточных территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) с участием китайского капитала реализуют более 30 проектов стоимостью около $4,2 млрд, что составляет всего около 7% всех инвестиций в макрорегион. Об этом несколько дней назад сообщил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев по итогам межправительственной российско- китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока Китая.
Уже в ближайшем будущем, по данным Минвостокразвития, с привлечением инвесторов из Китая планируется реализация крупнейших проектов — строительство скоростной железной дороги, соединяющей Владивосток и китайский Муданьцзян, целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровском крае, а также создание трансграничной зоны экономического сотрудничества.
Однако, как считают эксперты, потенциал взаимных инвестиций и китайских вложений в инфраструктуру Дальнего Востока по-прежнему огромен, а для инвестиционного прорыва необходимы новые механизмы и подходы. Эти проблемы станут темой обсуждения в ходе панельных сессий и переговоров на предстоящем Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке. О том, что мешает работе китайских инвесторов, какие механизмы нужны для развития российско- китайских экономических связей на Дальнем Востоке, корреспондент ТАСС рассказали представители федеральных и региональных властей, а также экспертного и предпринимательского сообщества.
В ожидании инвестиций
Дальнему Востоку есть что предложить иностранным инвесторам, в том числе китайским, считает глава Минвостокразвития Александр Козлов. По его мнению, росту инвестиций способствуют новые механизмы развития Дальнего Востока. В частности, это создание режима ТОР и СПВ. Сегодня инвестиции из КНР составляют 7% инвестиций, привлеченных на Дальний Восток, уточнили в Минвостокразвития РФ.
Власти готовы постоянно улучшать условия ведения бизнеса на Дальнем Востоке. «Бизнесу важно понимать, что государство гарантирует неизменность условий на обозримый период, на которых инвестор заходит на территорию. Это главное для планирования. Именно для решения этой задачи президент Владимир Путин подписал закон о так называемой «дедушкиной оговорке», согласно которой условия для резидентов ТОР и СПВ не меняются в течение 10 лет», — подчеркнул министр в интервью корреспонденту ТАСС.
Как считают эксперты, потенциал взаимных экономических связей огромен. В частности, основные надежды дальневосточников в привлечении китайских инвестиций связаны с развитием инфраструктуры и транспортных коммуникаций, считает руководитель магистерской программы по регионоведению Северо-Восточного федерального университета Дарьяна Максимова. Кроме того, одним из перспективных регионов для развития двустороннего сотрудничества России и Китая в развитии Дальнего Востока может стать Арктика.
Реальные проекты
Пока крупный бизнес и государственные корпорации Китая присматриваются к рынкам российского макрорегиона, отдельные предприятия уже пользуются созданной Дальнем Востоке системой преференций, обеспечивающей привлекательные условия для инвестиций. Как сообщили ТАСС в Корпорации развития Дальнего Востока, в Приморском крае реализуется три инвестиционных проекта с участием китайских инвестиций в статусе резидента ТОСЭР. Они занимаются проектами в сфере логистики, переработки рыбы, а также производства подгузников.
Пример сотрудничества в рамках ТОР для малого бизнеса показывает китайская горнодобывающая компания «Цзиньхайтун», которая на ТОР для малого бизнеса «Кангалассы» в Якутске начала строительство кирпичного завода. «Выход на полную мощность (производство 7 млн кирпичей в год) планируется уже в следующем году. Это позволит обеспечить население высококачественной продукцией, а также снизить ее стоимость почти в два раза — с 60-75 рублей за штуку до 25-30 рублей», — рассказал ТАСС представитель компании «Цзиньхайтун-Керамика» Гаврил Неустроев.
Что нужно для прорыва
Более активному вхождению китайских инвесторов в регионы Дальнего Востока мешают недостаточные межрегиональные связи между двумя странами, а также отсутствие эффективных коммуникаций, считают эксперты. Как полагает эксперт СВФУ Дарьяна Максимова, сотрудничество по ряду параметров на уровне регионов пока что «буксует», инициатива в развитии сотрудничества исходит, прежде всего, из Москвы и Пекина, а не Хабаровска или Харбина.
Регионы российского Дальнего Востока пока не в полной мере используют механизмы парадипломатии. «Заявления и официальные документы властей регионов российского Дальнего Востока и КНР в значительной мере носят пока что декларативный характер и часто не наполнены конкретным содержанием. Для КНР Дальний Восток не входит в перечень первостепенных внешнеполитических и инвестиционных приоритетов, уступая ряду других регионов и направлений», — отметила регионовед.