Во время Второй Мировой войны в японских войсках начали впервые формироваться отряды добровольцев-смертников – «тейсинтай», которые применялись в трех стихиях: земля, вода, воздух. Непременным атрибутом «тейсинтай» (в тех отрядах, где это было возможно) был самурайский меч.
К концу войны смертники, пожалуй, стали главной ударной силой всех родов войск японских вооруженных сил. Каких только смертников не существовало в японской армии и флоте — десантники, подрывники, истребители танков, водители торпед, катеров-бомб и, конечно, летчики.
Независимо от рода войск и ведомственного подчинения японские отряды смертников именовались «тэйсинтай» («ударные отряды»).
Отряды «тэйсинтай» (в английской транскрипции teishintai) начали создаваться после 1943 года, когда положение на фронтах стало явно неблагоприятным для империи. Личный состав наземных «тэйсинтай», в ряды которых вошли и парашютные части, комплектовался из военнослужащих пехоты и проходил подготовку в соответствии с предполагаемым применением подразделения.
Тэйсинтай (добровольцы-смертники) – это камикадзе (лётчики-смертники), парашютисты тэйсинтай, наземные тэйсинтай, надводные тэйсинтай (синъё), Подводные тэйсинтай — на маленьких подводных лодках (кайрю и корю) и в торпедах (кайтэн), пешие и водолазы-подрывники (фукурю, «драконы удачи»).
В частности, солдаты и офицеры этих частей, жертвуя своими жизнями, проводили диверсионные рейды по уничтожению позиций британской артиллерии в Бирме. Численность и состав таких боевых единиц колебалась в зависимости от потребности конкретной операции (дело в том, что персонал этих сил являлся «одноразовым», возвращение людей с задания в расчет не бралось).
Наиболее широко распространенная организационная структура ударного отряда включала в себя группу управления (офицер, унтер-офицер и посыльный), диверсионно-штурмовое отделение (15 человек), отделение поддержки (12 человек) и резервное отделение (12 человек).
Эти подразделения забрасывались на вражескую территорию с целью разрушения мостов и коммуникаций противника, подрыва зарядами взрывчатки опорных пунктов и укрепленных позиций, борьбы с танками и уничтожения живой силы противника.
Обычно эти задачи разрешались следующим образом: смертник укреплял на поясе несколько динамитных шашек, надевал белую форму с головной повязкой и с криком «Банзай!» бросался к вражескому складу боеприпасов или под гусеницы танка.
Самым известным рейдом десантников-смертников стала так называемая «7-я операция хризантем» (Kikusuy to-go sakusen) — последняя крупная операция, проведенная японцами во время боев на Окинаве в 1945-м.
Потерпев ряд чувствительных поражений в сражении за остров, императорское командование, помня об опыте Филиппинской кампании, решило атаковать американские аэродромы на Окинаве.
Планом предусматривался вывод из строя аэродромных сооружений силами специального десантного отряда «Giretsu» («Горячая преданность»), поддержанного одновременной контратакой частей 32-й японской армии и ударом авиационных соединений «камикадзе» (до 165 самолетов) по кораблям американского флота.
24 мая девять устаревших двухмоторных бомбардировщиков Mitsubishi Ki.21 из состава 3-го авиационного полка особого назначения взлетели с японского острова Кюсю и на бреющем полете направились к Окинаве.
Чтобы увеличить возможную дальность перелета (пункт назначения находился на пределе досягаемости), с самолетов сняли оборонительное вооружение, а в их бомбовых отсеках разместилось по 12 десантников с толовыми шашками. Их задачей было уничтожение аэродромов базирования стратегических бомбардировщиков В 29, уже размещенных американцами на острове и наносивших мощные удары по противнику. Два самолета погибли в результате ошибки пилотов во время перелета, а остальные у самого острова были перехвачены американским истребительным патрулем.
Шесть машин было сбито, лишь один сумел проскочить к побережью и вскоре сел на ВПП аэродрома Йонтан, не выпуская шасси.
Всего за несколько минут дюжина десантников сумела уничтожить склад горюче-смазочных материалов с 2600 бочками авиационного топлива и семь самолетов, стоявших неподалеку, после чего все диверсанты и экипаж К1.21 были убиты охраной.
Нашли и обломки еще двух транспортов с телами погибших десантников. Эти самолеты сумели достичь Окинавы, но были сбиты.
Авиабаза была выведена из строя всего на несколько часов, и число боевых вылетов американских бомбардировщиков не уменьшилось, но остается несомненным, что эффективность действий «тэйсинтай» была бы куда более весомой, если бы к Окинаве прорвалась хотя бы половина ударной группы.
Теперь о других Тэйсинтай
Остров Этадзима (Etajima) расположен в заливе Хиросима, Внутреннего моря в юго-западной префектуре Хиросима на расстоянии шести километров от города Куру, с которым он связан двумя мостами. В 1930-1940 годы на этом острове находился Морской кадетский корпус, кузница офицерских кадров японского Императорского флота. Сейчас у кромки морского берега, одетого в гранит, оборудована экспозиция корабельного оружия времен второй мировой войны. Туристов из Европы и Штатов сюда не пускают. У здания музея морского корпуса стоят подводные лодки-малютки для камикадзе. Одна — с командным отсеком для двух смертников, другая — для одиночки.
Рядом с музеем находятся человеко-торпеды «Кайтэн», управляемые тэйсинтай, таким же смертником, как и камикадзе. В музее есть зал, посвященный погибшим в боях камикадзе и кайтен. Их портреты занимают снизу доверху всю стену, а рядом на мраморной доске выбиты имена. В огромном списке значатся и смертники-кайтены с подводной лодки «I-58», которые геройски погибли в ночь с 29 на 30 июля 1945 года при атаке американского тяжелого крейсера «Индианаполис». Из шести кайтенов не вернулся ни один на базу Куре.
Военно-морское училище на острове Этадзима по курсу подводного плавания окончил и капитан 3 ранга Мотицура Хасимото (Hashimoto Mochitsura). Этот офицер участвовал в атаке на Перл-Харбор. В феврале 1943 года Мотицура Хасимото приступил к обязанностям командира субмарины «I–158», которая в это время оснащалась радиолокационной аппаратурой. На этой подлодке проводился эксперимент — изучение работы радиолокатора в различных условиях плавания, до той поры японские субмарины воевали вслепую. В сентябре 1943-го Мотицура Хасимото командовал субмариной «РО–44». На ней он действовал в районе Соломоновых островов как охотник за американскими транспортами. В мае 1944 года капитан-лейтенант Хасимото был командирован в Йокосуку, где строилась по новому проекту лодка «I–58», оборудованная под носитель человеко-торпед «Кайтэн».
Кайтэн на русский язык переводят как «Изменяющие судьбу» или «Переворачивающий небо», это человеко-торпеды, управляемые пилотами-смертниками тэйсинтай. Эти торпеды не имели механизмов катапультирования, пилот просто помещался в рубку, люк в неё задраивался. Поиск цели пилотом осуществлялся с помощью перископа на небольшой глубине. После выхода на цель и прицеливания пилот переключал торпеду в режим атаки — перископ убирался, глубина увеличивалась и включался полный ход. Покинуть торпеду в случае промаха пилот не мог и погибал от недостатка кислорода, впоследствии в конструкцию был добавлен механизм самоликвидации.
Длина человеко-торпед составляля 15 метров, диаметр — 1,5 метра, вес — 8 тонн, она несла на себе до 1,5 тонны взрывчатки. Моряки-смертники направляли это грозное оружие против вражеских кораблей. Производить «Кайтэны» в Японии стали с лета 1944 года, когда стало очевидно, что только самоотверженность летчиков-камикадзэ и моряков-смертников тэйсинтай может изменить ход Второй мировой войны. Всего было произведено около 440 «Кайтэнов».
Субмарину «I–58» под командованием капитана 3 ранга Мотицура Хасимото была включило в отряд «Конго». Сокурсников Мотицура Хасимото по военно-морскому училищу на острове Этадзима было 15 человек. К этому времени большинство офицеров, составлявших некогда его класс, погибло в боях. Из 15 человек осталось в живых всего пять. Все они были командирами лодок, входящих в отряд «Конго». Лодки из отряда «Конго» выпустили в общей сложности 14 «Кайтэнов» по кораблям противника.
Японская субмарина «I–58» вышла из базы в Куре в свой четвертый боевой поход 16 июля 1945 года. После бесплодных поисков противника в Филлипинском море, лодка вышла на судоходную линию между Гуамом и Лейте. «I–58» имела на борту шесть человеко-торпед «Кайтэн». Две пришлось послать на американский танкер-нефтевоз. Судно потонуло сразу же. 29 июля в 23 часа акустики обнаружили одиночную цель. Хасимото приказал всплыть в надводное положение.
На расстоянии тысячу пятьсот метров находился «Индианаполис» (Indianapolis), крейсер ВМС США. За несколько дней до этого события этот крейсер доставил на филиппинский остров Тиниан компоненты трех атомных бомб, две из которых впоследствии были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки. Когда корабль-цель был еще на большом расстоянии, командир распорядился приготовить не только обычные торпедные аппараты, но и приказал пилотами-смертниками тэйсинтай, у которых не было имен, а только порядковые номера, тоже проверить свои торпеды.
Установив курс и скорость вражеского корабля, командир начал сближение. У него было два варианта действий: послать три — пять торпед из носовых аппаратов или послать моряков-камикадзе, тем более что они, будучи готовыми к самопожертвованию, сами просили об этом командира лодки. Как действовал командир субмарины «I–58»?
Над этим вопросом ломают головы иностранные военные историки. Большинство склоняется к тому, что в борт американского крейсера врезался «Кайтэн». За две недели до окончания войны на Тихом океане бездарно погиб мощный американский крейсер. Из 1199 моряков команды «Индианаполиса» в живых осталось только 316. Словно в наказание за привоз атомных бомб и участие в этой варварской акции крейсер был потоплен в Филиппинском море японской субмариной под командованием капитана 3-го ранга Мотиюки Хасимото.
Говорят, что когда бомбардировщик типа В-29 поднялся с аэродрома Тиниан (Маршалловы о-ва), неся атомную бомбу для города Хиросима, то экипаж самолета знал уже о потоплении Индианаполиса, который доставил из США в Тиниан часть этой бомбы. Экипаж самолета сделал следующую надпись на этой атомной бомбе — «Подарок за души погибших членов экипажа Индианаполис».
Командир подводной лодки Императорского флота господин Мотицура Хасимото некоторое время находился в лагере военнопленных. Освободившись, стал капитаном торгового флота, ходил на судне тем же маршрутом, что и на субмарине «I-58» — Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось швартоваться и на Гавайях, и в Сан-Франциско. Уйдя в отставку, Мотицура Хасимото стал священником в одном из синтоитских храмов в Киото. Написал книгу «Потопление».
Командир крейсера «Индианаполис» Чарльз Маквей был судим американцами, затем оправдан. Занимался фермерством, покончил жизнь самоубийством — наказание за Хиросиму?
Интересные моменты
1. Смертники надевали на голову белые повязки, точно такие, какими обвязывались перед боем самураи сотни лет назад. Один из приемов «тейсинтай» на воде выглядел следующим образом. Смертники одевались в водолазные костюмы, после чего им давались специальные шесты, на конце которых были укреплены заряды взрывчатого вещества. Ожидая в воде неприятельские корабли, «тейсинтай» становились на их пути и проводили свою диверсию.
2. К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили всего 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.
3. Японская армия никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях Бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.
4. Следуя средневековому кодексу поведения японских самураев Бусидо, эти люди, презирая смерть, жертвовали собой ради одной лишь миссии — уничтожения превосходящих сил противника. Они были избранные, kамикадзе Императорского ВМФ Японии. Смертники, которые управляли самолето-торпедами одноразового действия с вмонтированным в носовую часть фюзеляжа зарядом MXY-7 «Ока» («Цветок вишни»). Самолето-торпеды были с мощным реактивным двигателем, позволявшим развивать скорость до 860 км/час. Не зная официального японского названия этого самолета, американцы прозвали его «Бака» («Дурак»). «Ока» нес в носовом отсеке 1200 кг взрывчатки. В хвостовой части фюзеляжа располагался твердотопливный ракетный двигатель. Японцы успели изготовить 775 экземпляров «Ока-11» и 50 штук «Ока-22».
Этого было вполне достаточно, чтобы затопить весь боевой флот США, и лишь вступление в войну СССР и атомные удары американцев не дали осуществить эти планы.