Представьте, что вместо сладкого сока по жилкам берёзы бегут ядовитый никель и кобальт. А ведь такие деревья взаправду есть!
Некоторые растения приспособились к почвам, в которых зашкаливает концентрация тяжёлых металлов. Например, им нипочём обилие никеля в грунте (которое губительно для других живых организмов): они способны накапливать в побегах, стволе, листьях и семенах огромное количество токсичных соединений безо всякого ущерба для себя!
Эта способность была открыта в 1948 у итальянского растения рода бурачок — Alyssum bertolonii. С тех пор такое свойство нашли у сотен других видов; все они стали носить название «гипераккумуляторы». Обычно к ним относят растения, в которых концентрация металлов достигает 1000 мг на кило высушенных листьев или древесины.
В общей базе гипераккумуляторов числится 700 с лишним видов, способных концентрировать в тканях самые разные элементы — никель, медь, кобаль, хром, марганец, цинк, селен, таллий, мышьяк и свинец.
Удивительно хорошая переносимость токсичных металлов заложена у этих растений в генах. Зачем им это? Вероятно, чтобы уберечься от вредных насекомых и/или освоить территории, недоступные от других представителей флоры.
Такие растения встречаются во многих регионах — например, на Кубе, Турции, Бразилии, Индoнезии и Филиппинах. Немалый интерес ученых вызывает дерево Pychandra acuminata, которое растет в немногих уцелевших уголках дождевых лесов Новой Каледонии.
Млечный сок у него необычного сине-зеленого цвета — он на четверть состоит из никеля! Если дерево росло в подходящих условиях, оно может содержать до 5 кг этого элемента, а в год гектар деревьев может вытянуть из недр до 200 кг металла!
Доктор Энтони ван дер Энт (исследователь Квинслендского Университета) и его коллеги считают, что у этих растений — большое будущее: гипераккумуляторы могут очищать почвы от ядовитых примесей (это называется фиторемедиацией) — и даже добывать полезные ископаемые из рудных отвалов или грунтов, где концентрация металлов слишком мала для строительства шахт.