В ночь на вторник, 18 сентября, Дональд Трамп перешел в масштабное торговое наступление на Китай. Президент США объявил о введении новых пошлин на китайские товары на сумму $ 200 млрд. Пошлины вступят в силу с 24 сентября и составят 10% до конца года. А с января 2019-го вырастут до 25%.
Китаю не стоит идти на ответные шаги, одновременно угрожающе предупредил американский лидер. Иначе США приступят к введению третьего этапа новых пошлин — на импорт стоимостью еще на $ 267 млрд.
Заметим: по итогам 2017 года американский экспорт в Китай составил $ 130 млрд. Импорт из КНР в Штаты достиг $ 506 млрд. Это значит, введенные ранее Вашингтоном пошлины на $ 50 млрд. и объявленные еще на $ 200 млрд. ограничивают лишь половину всех китайских поставок в США. Если же дойдет до третьего этапа, Америка обложит пошлинами почти весь импорт из КНР.
Ответ министерства торговли Китая не заставил себя ждать. Ведомство заявило, что у него «нет выбора, кроме как предпринять синхронные ответные меры».
Вице-премьер Китая Лю Хе уже объявил о созыве совещания для обсуждения данного вопроса, пишет Bloomberg. Кроме того, как сообщили источники издания South China Morning Post, не исключена отмена визита китайской делегации в Вашингтон для проведения очередного раунда торговых переговоров.
Ранее газета The Wall Street Journal сообщала: помимо ответных пошлин, китайские власти могут начать преследовать американские компании, работающие в стране. В частности, отказывать в согласовании сделок слияния и поглощения, задерживать выдачу лицензий и одобрение проектов.
Аналитики уже дали первые оценки ситуации. Так, по мнению китайского миллиардера, главы Alibaba Джека Ма, торговый конфликт может продлиться 20 лет. Китай, чтобы справиться с его последствиями, должен укрепить свою экономику и переориентироваться с американского рынка на Юго-Восточную Азию и Африку. «В среднесрочной перспективе многие китайские компании перейдут в другие страны», — приводит Reuters слова бизнесмена.
Так или иначе, мировую экономику ждут потрясения. Согласно июльской оценке МВФ, в результате торговых конфликтов уже к 2020 году глобальный ВВП может потерять $ 430 млрд. Как следствие — рост глобальной экономики замедлится на 0,5%.
Такой сценарий неизбежно ведет к снижению цен на мировом товарном рынке. Особенно если американо-китайская торговая война будет разрастаться, и стороны введут пошлины практически на весь список взаимно потребляемой продукции.
Для России это очень плохие новости. Поскольку под наибольшим ударом в таком случае окажутся экономики развивающихся стран. И в первую очередь — ориентированные на экспорт углеводородов.
— Раскручивание торговой войны США-Китай крайне нежелательно, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Финансовые рынки, конечно, «закладывались» под возможное решение Трампа. Но одно дело прогнозные ожидания, и другое — реальное событие.
В целом, действия США усиливают риски для коррекции вниз всех мировых финансовых площадок. Тем более, китайцы объявили, что откажутся от поездки своей делегации в Америку для переговоров по торговому конфликту, и введут встречные меры.
— Чем именно ответит Пекин?
— Скорее всего, Китай ответит зеркально — введет пошлины на ту же долю импорта, что и США. То есть, на американские товары стоимостью примерно 60 млрд. долларов. Эта ситуация крайне неприятна для международной торговли, которая начала «тормозить» еще во втором квартале 2018 года. По прогнозам, торговый оборот будет и дальше падать. И тем самым замедлять рост мирового хозяйства.
Думаю, МВФ в октябре пересмотрит свой летний прогноз по росту глобальной экономики. Точнее, понизит его с 3,8% на несколько десятых процентных пунктов. Потому что все понимают: торговая война ускоряет приближение мировой экономики к глобальной рецессии.
— Когда может наступить эта рецессия?
— В полном объеме последствия действий США скажутся через несколько кварталов. То есть, уже в 2019 году. Причем, они наложатся на достаточно сложные процессы в экономиках обеих стран.
США в следующем году, я считаю, будут «тормозить» с темпами роста. На ближайшие четыре квартала признаков рецессии в Америке не просматривается. Но в конце 2019 года — это реальная перспектива.
Положение усугубляется тем, что к тому времени закончат действовать стимулы, которые дала американской экономике налоговая реформа. Плюс — серьезно вырастет дефицит бюджета США. По прогнозу, он составит 1,2 трлн. долларов, а госдолг перевалит за планку 20 млрд. долларов.
Это скажется и на доходности американских облигаций, и на курсе доллара. Словом, впереди у США — много неприятных последствий.
Но для Пекина, уверены в Вашингтоне, последствия будут еще «круче». Уже сейчас аналитики фиксируют «торможение» всех показателей экономики Поднебесной. Китайские денежные власти, я считаю, демонстрируют беспрецедентное мужество в борьбе с этими проблемами. Тем не менее, огромное долговое бремя Китая, и масса внутренних проблем в финансовом секторе повышают хрупкость китайской экономики.
В науке о прочности элементов инженерных конструкций — сопротивлении материалов — есть понятие усталости металла. Так вот, усталость в финансовой системе Китая, считают американские стратеги, быстро накапливается. И через какое-то время наверняка негативно скажется.
Это крайне опасная ситуация. Замедление экономики Китая всего на 1% ВВП (именно этого США и добиваются) вызовет сильнейшую рецессию на всем азиатском развивающемся рынке. Именно это может произойти буквально через 3−4 квартала.
Да, запас прочности у обеих экономик имеется. Но обе под существенными рисками. И могут обвалить весь глобальный экономический мир.
— Что это будет означать для России?
— Любой кризис — это, прежде всего, падение цен на энергоносители. При экономическом спаде сокращается потребление углеводородов. В итоге цены на нефть идут вниз. А для России нефтедоллары — к сожалению! — и важнейший фактор финансовой стабильности, и основной источник поступлений в бюджет.
Кроме того, Россию ждет спад в двусторонней торговле с Азией. В условиях, когда на западном треке у нас прорывов нет, мы получим подножку своим планам развития, ориентированным на Восток.
Словом, вслед за всеми Россия будет погружаться в рецессию. Вопрос только в том, насколько рецессия будет продолжительной и глубокой.
— Что может помешать такому развитию событий?
— Трамп, я считаю, принимает нынешние решения под давлением своего электората. Он хочет добиться перевеса республиканцев на промежуточных ноябрьских выборах в Конгресс США.
Трампу сейчас плевать на экономические последствия, потому что на кону — вторая половина его президентства. Если на выборах он добьется патовой ситуации — удержит преимущество республиканцев в Сенате — то сможет продолжать маневрировать. И вполне сможет пойти на компромисс с Китаем. Под риторику, что кризис приближается, и Америка — как мировой лидер — готова принять ответственные решения. То есть, заморозить торговую войну.
Но если демократы получат большинство в обеих палатах — а это вероятный расклад — Трамп мгновенно превратится в «хромую утку». Любое его решение, требующее одобрения Конгресса, будет заблокировано. Плюс натиск со стороны следственной комиссии, которую возглавляет спецпрокурор США Роберт Мюллер, существенно усилится.
Это будет уже другая игра. В ней Трамп может сыграть с Китаем на обострение. И это только усилит мировой кризис.
Фото ТАСС