Новость об установке плазменных панелей в столовой завода «Форд» подтолкнула на вопрос — о каких таких благодеяниях доброго дядюшки Форда пишут историки.
«Генри Форд впервые ввел восьмичасовой рабочий день, раньше чем в СССР»
На самом деле 8-часовой рабочий день появился в СССР 11 ноября 1917 года. Прошло десять лет и он стал семичасовым, а на некоторых работах и шестичасовым.
В период индустриализации применялась так называемая шестидневка — пять рабочих дней и один выходной. Рабочая неделя стала пятидневной только к 1957 году. А сорокачасовой — аж в 1991 году (с 1977 года действовала 41-часовая рабочая неделя).
Казалось бы, какой молодец Генри Форд! Но изобретатель конвейера сделал это отнюдь не по доброте душевной.
Ввел и восьмичасовой рабочий день, и сорокачасовую неделю еще в 1914-м.
Тяжелая, однообразная и отупляющая работа на конвейере, которую рабочие не в состоянии были выдержать в течении 9-10 часов. Форд видел, что производитель низкая при таких темпах, шло много брака и травм случались слишком часто из-за таеих перегрузок.
Форд посчитал: восемь часов в день — это же три смены в сутки. Производство автомобилей увеличится!
Владимир Маяковский в 1925 году посетил завод Форда и самое яркое впечатление у него осталось от заводской столовой.
«Как ест рабочий? Плохо ест рабочий. Многих не видел, но те, кого видел, даже хорошо зарабатывающие, в пятнадцатиминутный перерыв успевают сглодать у станка или перед заводской стеной на улице свой сухой завтрак. Кодекс законов о труде с обязательным помещением для еды пока на Соединенные Штаты не распространился».
Хороший способ сократить рабочее время… это перестать считать его таковым. Например, уборка помещений по окончании работы, переодевание в спецодежду – какое же это рабочее время? Все подготовительно-завершающие работы (осмотр оборудования, выдача СИЗов, подготовка инструментов, ознакомление с документами, сдача смены) – на все это можно оставить ничтожно малое время, но при этом вменить в обязанность.
Добрый Генри Форд так «насокращал» рабочее время, что наблюдавший окончание смены на «Форде» Маяковский писал:
«В четыре часа я смотрел у фордовских ворот выходящую смену, — люди валились в трамваи и тут же засыпали, обессилев. В Детройте наибольшее количество разводов. Фордовская система делает рабочих импотентами».
Следующий постулат о благодеяниях Форда гласит:
«Генри Форд установил самую высокую зарплату своим рабочим».
Это утверждение повторяется с особым смаком и пафосом. Пять долларов в день – в два раза выше средней зарплаты того времени! И все том же 1914 году. Да он святой! Гений менеджмента и мотивации персонала!
На самом деле выглядело так: половина зарплаты, как раз составляющая среднюю по стране, была фиксированной, то есть окладом. Вторая же — самой обыкновенной премией со всеми вытекающими последствиями.
Форд, неизвестно почему, считал себя благодетелем человечества. Поэтому он создал специальный премиальный фонд для воплощения своих великих проектов. Форд хотел, чтобы рабочие принадлежали ему не только на работе, но и в остальное время. Для этого он построил поселок, где должны были жить идеальные — с его точки зрения — рабочие.
Рабочему надлежало быть добродетельным: воздерживаться от азартных игр, спиртных напитков и сомнительных связей. Разумеется, быть безупречным семьянином. Ему следовало быть набожным, читать Библию и ходить в церковь. Быть терпеливым, бережливым и, разумеется, много работать и не думать ни о каких профсоюзах.
Если рабочий соответствовал этим критериям, ему полагалась премия из этого фонда добродетели, чтобы он мог купить в рассрочку домик в райском поселке Генри Форда и автомобиль, тоже в рассрочку и тоже от Генри Форда.
На самом деле за рабочими следили люди из специального департамента по надзору за нравственностью. Эти чистенькие молодые люди в модных костюмчиках ходили по домам и проверяли, как регулярно Том ходит в церковь. За нарушением морального кодекса, само собой, следовало лишение той самой баснословной премии.
Кто читал роман Эптона Синклера «Автомобильный король»? А вот там и описан идеальный портрет Генри Форда.
Чтобы рабочие могли наслаждаться своими «высокими» заработками, Форд регулярно проводил «оптимизации». Вместо трех рабочих оставлял двоих, раскидывая на них обязанности третьего без какой-либо доплаты. «Ребята, Вы и так получаете больше всех!».
Так писал Маяковский об условиях получения высоких зарплат:
«Мой сотоварищ по осмотру (экскурсия на завод для всех желающих) — старый фордовский рабочий, бросивший работу через два года из-за туберкулеза, видел завод целиком тоже в первый раз. Говорит со злостью: «Это они парадную показывают, вот я бы вас повел в кузницы на Ривер (Риверсайд — главный корпус завода Форда в Детройте), где половина работает в огне, а другая в грязи и воде».
«Очки дает с толстым стеклом, чтоб не выбило глаз — стекло дорогое. Человеколюбивый. Это он потому, что при тонком стекле глаз выбивает и за него надо платить, а на толстом только царапины остаются, глаз от них портится все равно года через два, но платить не приходится» — рассказывал Маяковскому корреспондент «Дейли Уокер».
И последний постулат:
«Генри Форд очень любил рабочих и человечество»
Его сильная любовь проявлялась следующим образом:
— профсоюз на его заводах появился позже, чем на других автозаводах Америки
— имеет место быть памятник жертвам расстрела во время забастовки на заводах Форда. Мемориальная плита гласит: «Они пришли за хлебом, а Форд накормил их пулями».
— существует документальное фото, на котором он получает высший орден Третьего Рейха. За укрепление военной экономики нацисткой Германии. А также за антисемитскую книгу, которую написал добрый дядя Генри Форд.
Так что неизвестно что лучше — смотреть фильмы по плазме в столовой и слушать басни о благодетельном американском дядюшке, или продолжать работать как я, на отечественном автопроме…