В России

Путин приготовился к неприятному разговору с Лукашенко

Эта неделя началась для Владимира Путина непростыми переговорами с Реджепом Эрдоганом и закончится не менее сложным разговором с Александром Лукашенко.

До батьки предстоит донести, что Россия не может бесконечно субсидировать белорусскую экономику, поэтому Минску придется смириться с ограничением поставок беспошлинных нефтепродуктов и увеличением цен на сырую нефть. У Лукашенко в ответ припасен беспроигрышный аргумент про «славянское братство», но на этот раз он может не сработать.

Владимир Путин и Александр Лукашенко встречаются регулярно, однако переговоры, которые им предстоит провести 21 сентября в Сочи — особенные.

Во-первых, в них будут участвовать главы правительств двух стран, а также все ключевые министры. Во-вторых, доклад о состоянии российско-белорусских отношений представит недавно назначенный послом в Беларусь бывший полпред Михаил Бабич, имеющий также уникальный для российской дипломатии статус спецпосланника.

В-третьих, президентам предстоит разобраться в проблемных вопросах, по которым не смогли договориться их подчиненные. В российском кабмине о белорусских вице-премьерах, приезжавших на промежуточные переговоры, теперь отзываются с ужасом, признавая, что они оказались даже более крепким орешком, чем саудиты и американцы — «не уступают ни в чем».

Впрочем, упрямство белорусов легко объяснимо. На повестке дня, как обычно, самая чувствительная тема — взаимоотношения в нефтегазовой сфере, а значит, любая уступка чревата денежными потерями. И весьма чувствительными.

Напомним, что сейчас Белоруссия получает российскую нефть по льготным ценам. Однако 1 января 2019 года в России начнется завершение налогового маневра, в рамках которого к 2024 году будет обнулена экспортная пошлина при одновременном увеличении НДПИ. Это приведет к тому, что российским и белорусским НПЗ придется закупать нефть по мировым расценкам. Но если для отечественных предприятий правительство РФ предлагает ввести отрицательные акцизы, то белорусов никто поддерживать не собирается. А значит, их затраты многократно вырастут.

Говорят, Лукашенко уже пытался опротестовать законность самого налогового маневра, ссылаясь на документы Союзного государства и ЕАЭС. Но ему доходчиво объяснили, что это не его ума дело. Корректировка налогового законодательства является суверенным правом РФ.

Потеря номер два связана с намерением Москвы резко сократить экспорт нефтепродуктов в Беларусь. Российских чиновников раздражает, что свои нефтепродукты (полученные, кстати, из пока еще дешевой нефти) Минск продает на экспорт, в том числе в не дружественные нам Украину и Прибалтику, и зачисляет пошлины в бюджет, а наше беспошлинное топливо использует для обеспечения внутреннего рынка. В итоге Россия за последние полтора года не досчиталась 20 млрд руб.

«Поставлять нефтепродукты из РФ в Белоруссию экономически нецелесообразно. Республика полностью обеспечивает себя», — прокомментировал позицию кабмина глава Минэнерго Александр Новак. Из нынешних 2-3 млн тонн беспошлинных нефтепродуктов Минску предлагается оставить только 200-300 тыс тонн ежегодно. Да и то с условием, что белорусы обоснуют свои потребности и прекратят торговлю через прибалтийские порты.

Батька, естественно, категорически против намерений кабмина: курицу, несущую золотые яйца, хотят зарезать — это никакому хозяину не понравится. В Сочи он будет пытаться отговорить Путина от принятого решения, а если это не получится — требовать компенсаций: потери от обнуления экспортных пошлин и десятикратного сокращения экспорта нефтепродуктов в Белоруссии предварительно оценили в $8 млрд.

Таких денег ВВП, конечно же, не даст. Но, возможно, согласится компенсировать часть потерь за счёт более низкой, чем сегодня, цены на газ (напомним, что Минск давно добивается перехода на внутрироссийские расценки) или предоставить меры поддержки белорусским НПЗ. Ведь у батьки в запасе всегда есть такие весомые в глазах Кремля аргументы как «славянское братство и «ближе нас у вас никого нет».

Впрочем, одними углеводородами повестка сочинской встречи явно не исчерпывается. Есть о чем поговорить и в свете бесконечных «молочных» войн, а также в связи с запросом Минска на очередной кредит.

По словам белорусского премьера Сергея Румаса, Беларусь хотела бы получить $400 млн по линии Евразийского фонда и $1 млрд на рефинансирование прежнего долга, ранее взятого у РФ. В телеграм-каналах также пишут о политической составляющей переговоров: якобы Москва устала и не хочет участия Лукашенко в выборах 2020 года. И, хотя такие вещи достоянием гласности никогда не становятся, батька сильно нервничает и не уверен в себе. Явный признак — отказ от любого общения с прессой не только до, но и после встречи с Владимиром Путиным, о чем белорусы заранее известили российскую сторону.

Источник

Фото МК

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.