Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад официально принес извинения главе Российской Федерации Владимиру Путину в связи крушением самолета Ил-20, случайно сбитым сирийской системой ПВО.
Об этом сообщили местные СМИ, опубликовавшие текст телеграммы.
«Выражаю от своего имени и от лица сирийского народа искренние соболезнования в связи с крушением российского военного самолета Ил-20 в Средиземном море, что привело к гибели российских военных-героев, выполнявших доблестную задачу по борьбе с терроризмом в Сирии», — подчеркнул Башар Асад.
Как утверждает Дамаск, к гибели людей привели «заносчивость и разгул» Израиля, который использует грязные методы для достижения своих целей в регионе. Асад также выразил надежду на то, что российско-сирийское сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом будет продолжено.
Пока остается неясным, почему извинения были озвучены так поздно. Но можно предположить, что это связано с внутренним расследованием и выяснением всех обстоятельств событий, повлекших за собой гибель российских военных в Латакии.
Напомним, 18 сентября Министерство обороны Российской Федерации подтвердило информацию о том, что возвращавшийся на российскую авиабазу «Хмеймим» военный самолет Воздушно-космических сил России был сбит сирийской системой ПВО. Инцидент произошел в провинции Латакия. Согласно предварительным данным, ВВС Израиля организовали атаку на объекты, контролируемые армией САР, и подставили Ил-20 под удар ЗРК С-200. В результате крушения самолета погибли 15 человек.
Несмотря на то что ракета была сирийской, Москва винит в произошедшем Тель-Авив, который предупредил ее об авиаударе всего за минуту до начала операции. При этом пилоты четырех израильских F-16 прекрасно видели, что в воздушном пространстве находился российский самолет, уже заходивший на посадку.
«Израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе», — подчеркнул пресс-секретарь Минобороны РФ Игорь Конашенков.
Однако Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) переложила ответственность за трагедию на сирийских военных, которые якобы вели неточный огонь.
«В момент, когда сирийские ПВО выпустили ракеты, которые сбили Ил-20, самолеты ВВС Израиля уже находились в израильском воздушном пространстве», — утверждает пресс-служба ЦАХАЛ.
Президент России Владимир Путин уже провел переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, в рамках которых российский лидер подчеркнул, что операции израильских ВВС предпринимаются в нарушение суверенитета Сирии.
«В данном же случае не были соблюдены и российско-израильские договоренности о предотвращении опасных инцидентов, в результате российский самолет попал под огонь сирийских средств ПВО», — подчеркнул Кремль.
Что касается поступка Сирии, то глава государства не стал проводить параллели с действиями Турции, которая в 2015 году намеренно сбила российский Су-24.
При этом Нетаньяху продолжает настаивать на том, что израильские самолеты атаковали иранские военные объекты на территории САР. Судя по всему, Тель-Авив придерживается позиции, согласно которой отсутствие мирного договора с Дамаском развязывает ему руки для совершения военных преступлений.
Как ранее объяснил Царьграду политолог Федор Бирюков, сейчас возникли большие вопросы к компетентности сирийской армии и ее готовности адекватно вести боевые действия. Поэтому необходимо дождаться завершения следствия.
Не стоит забывать и о том, что Министерство обороны РФ оставило за собой право на адекватный ответ Израилю.
«Речь должна идти, действительно, о создании условий максимальной безопасности для наших граждан в этом регионе, для военных, гражданских и так далее. Для того чтобы государства, которые также участвуют в этой военной кампании, несли ответственность. Я считаю, что в таких случаях нужно действовать, ну, практически по библейскому принципу «око за око», — подчеркнул он.
Нельзя исключать и того, что Москва будет добиваться от Тель-Авива финансовых и политических компенсаций. Возможно, что для урегулирования конфликта последний готов пойти навстречу.
Тот факт, что президент Сирии Башар Асад сразу же не сделал заявлений, говорит о том, что с ним был проведен серьезный разговор. Нужно понимать, что ближневосточная политика имеет яркий эмоциональный окрас, тогда как высказывания Владимира Путина были подчеркнуто безэмоциональными.
«К сирийской стороне действительно много вопросов. И мы, на самом деле, приглашены решать проблемы сирийского государства. Но это происходит достаточно долго. И я полагаю, что существует и у российского общества, и у российского государства ряд вопросов, касающихся дальнейшей целесообразности и форм кампании, — в общем, для чего это нам нужно. То есть переоценка ценностей определенная. Плюс, конечно, определенная переоценка позиции сирийского государства, которое, может быть, действует не так, как это изначально договаривалось. Сейчас идет какой-то слом парадигмы», — поведал эксперт.
Непосредственно востоковед Каринэ Геворгян заявила, что задержка была связана с подготовкой важного заявления, в ходе которой могли возникнуть определенные разногласия у союзников.
«Судя по всему, текст этого заявления так или иначе согласовывается и с российской, и с сирийской сторонами. И возможно, возникают некоторые противоречия при этом или какие-то несогласия», — подчеркнула политолог.
Фото Global Look Press