Кремль играет мускулами. За последние месяцы Министерство обороны России сделало достоянием публики тактико-технические характеристики сразу нескольких наших перспективных ядерных ударных систем стратегического назначения.
Сделано это было явно, намеренно и демонстративно, чтобы наши «заклятые друзья» во главе со своим самозваным гегемоном из-за Большой Лужи смогли прикинуть, что будет, если они своей безумной политикой всё-таки вынудят Москву пустить в ход русские «Сарматы» и «Посейдоны», «Авангарды» и «Кинжалы».
Эти новые разработки не на шутку обеспокоили Запад. Правда, сперва там пытались делать вид, что, мол, это всё «русская пропаганда» и новые комплексы никак не повлияют на стратегический баланс сил. Но вскоре одумались, и теперь в НАТО вспоминают о них с завидной регулярностью. Например, на днях министр обороны США Джеймс Мэттис в очередной раз назвал ядерный арсенал России «первостепенной внешней угрозой» и подчеркнул, что Вашингтон «готов ответить на эту угрозу», а Пентагон продолжит инвестировать в модернизацию американской стратегической триады и не позволит Америке отстать от Москвы в области стратегического оружия.
Но наиболее здравомыслящие и адекватные эксперты не разделяют оптимизма своего министра. Например, 30 сентября генерал Джек Кин, главный военный аналитик крупнейшего телеканала «Фокс Ньюс», заявил:
«Россия и Китай амбициозны, самоуверенны и быстро наращивают свою военную мощь. Они друг с другом активно сотрудничают. И это подчёркивает происшедший стратегический сдвиг. В результате риски для безопасности Соединённых Штатов сейчас выше, чем когда-либо за последние десятилетия. США сейчас уязвимы. Наше военное превосходство подорвано настолько, что это уже опасно. Уже возникают сомнения и вопросы по поводу того, смогли бы мы овладеть инициативой и победить, если бы сегодня нам пришлось воевать хотя бы с одной из этих двух стран. А мы пока лишь пытаемся компенсировать десятилетний дефицит в военных расходах…
В прошлом году все четыре командующих видами наших Вооружённых сил заявили на слушаниях в сенате, что риск войны против равного противника сегодня весьма высок. Перевожу: они имели в виду Россию. А две недели назад новый глава Тихоокеанского командования, вступая в должность, подчеркнул, что сегодня нет никаких гарантий того, что мы можем победить в войне с Китаем. Нам нельзя относиться к этим заявлениям легкомысленно. Они выражают реальное положение дел…»
Впрочем, поздненько они спохватились. У Дяди Сэма в военной области есть одна большая проблема. А если сказать честно – целый ворох больших проблем. И главная из них связана с тем, что нынешние Стратегические ядерные силы США до сих пор эксплуатируют давно устаревшие оружейные комплексы, разработанные более 40 лет назад. Не зря Дональд Трамп ещё 2016 году тревожно заявил: «Русские постоянно расширяют свои возможности. Ядерный потенциал России более новый и современный, чем наш. Наше оружие старое и изношенное, а у Путина – новейшее. И это самая большая угроза…»
Однако, став президентом, Трамп ровно ничегошеньки не сумел изменить в этой области за прошедшие два года. Так, главное и единственное оружие наземной компоненты американской ядерной триады, межконтинентальные баллистические ракеты Минитмэн III, стоят на вооружении Пентагона уже 50 лет, с конца 1960-х. Правда, всё это время их боеготовность поддерживалась на должном уровне, а потому они до сих пор способны нести по три боеголовки W78 мощностью 340 килотонн каждая. Или, например, забросить одну боеголовку W87 мощностью 400 килотонн аж на 13 000 км.
Впрочем, американцы понимают, что по сравнению с русскими маневрирующими «Ярсами», «Сарматами» и «Авангардами», американские «Минитмены», тупо летящие по классической баллистической кривой – это даже не вчерашний, а уже позавчерашний день. А через пару лет, после принятия на вооружение наших новых противоракетных комплексов С-500 «Прометей» и А-235 «Нудоль», боевые блоки таких ракет будут с высокой вероятностью сбиваться даже на среднем, космическом участке траектории, не говоря уже о конечной, атмосферной фазе полёта.
Не менее ветхим является воздушный компонент американской стратегической триады. Ядром его ударной мощи являются 70 бомбардировщиков B-52 «Стратофортрес», самому молодому из которых уже 56 лет. И служить эти ветераны будут, в связи с отсутствием приемлемой альтернативы, ещё лет 25, аж до начала 40-х годов… Притом единственная крылатая ракета воздушного базирования с ядерной боеголовкой в арсенале США — это созданная еще в начале 1980-х AGM-86B c боеголовкой в 200 килотонн и дальностью полета около 2,5 тысячи километров. Стоит ли говорить, что наши новейшие крылатые ракеты серии Х-101/102 с дальностью полёта более 5 тысяч километров, и уж тем более гиперзвуковые «Кинжалы» опережают эту старушку на два поколения?
Самая сильная сторона ядерной триады США, безусловно, морская. Но и тут американцы отстают. Сегодня у них в строю 14 стратегических подводных ракетоносцев третьего поколения класса «Огайо», вооруженных 24-мя баллистическими ракетами «Трайдент II», каждая из которых способна нести 14 боеголовок по 100 килотонн или восемь более разрушительных боевых блоков мощностью по 475 килотонн каждый. Впрочем, ограничения, наложенные на стратегические ядерные силы Америки и России нашим договором об ограничении стратегических вооружений СНВ-3, не позволяют использовать их возможности даже на одну треть.
У нас же тем временем с 2013 года на вооружение поступают подводные ракетоносцы нового, четвёртого поколения типа «Борей». А со следующего года и вовсе начнётся поступление их модернизированного варианта «Борей-А», в то время как американцы пока лишь планируют у себя постройку аналогичных кораблей типа «Коламбиа», первый из которых войдёт в строй никак не ранее 2031 года.
Таким образом Россия сегодня, бесспорно, обладает самым мощным и самым передовым ядерным потенциалом на планете. И это очень серьёзный аргумент, радикально ограничивающий аппетиты и амбиции Вашингтона в глобальном масштабе. Но, к сожалению, далеко не все элиты на Западе способны воспринять и осмыслить столь серьёзную перемену стратегического баланса сил…
Старый глупый волк…
В первую очередь, к этому, увы, не способен – во всяком случае, пока – сам американский правящий класс. Заокеанский Дядя Сэм буквально на наших глазах превратился из могучего «рыцаря капитализма» в злого, склочного и завистливого старикашку. Сегодня этот персонаж уже, без сомнения, страдает всеми признаками неизлечимой старческой деменции (т.е. глубокой неадекватностью нынешней хвастливой американской элиты), но по-прежнему пытается заставить всех окружающих играть по своим шулерским правилам. При этом в последнее время именно союзники и вассалы Вашингтона, к своему немалому удивлению, первыми же и попадают под его беспорядочные удары…
Лучший тому пример – ситуация вокруг Ирана. Сперва, после того, как США объявили о выходе из ядерной сделки с Ираном и о возобновлении жёсткого санкционного давления на Тегеран, многие были уверены, что за Вашингтоном тут же безропотно последуют все его европейские союзники. Лондон-де первым согласится с любым требованием «старшего брата», а Берлину в итоге они вместе выкрутят руки и тоже заставят присягнуть на верность заокеанскому гегемону. Ну, а после этого и Парижу деваться будет некуда: он хоть и любит иногда продемонстрировать свою якобы независимую позицию, но это обычно не заходит слишком далеко – в принципиальных вопросах французы все равно, вольно или нет, но раз за разом покорно ложатся под Вашингтон.
Тем оглушительнее оказалась новость, прозвучавшая 25 сентября на полях Генеральной ассамблеи ООН: Великобритания, Франция, Германия, и – хотите верьте, хотите нет – с ними ещё и Россия, и Китай, объявили о создании специальной платежной системы, которая должна позволить участникам экономических связей с Ираном обходить все грозные американские санкции.
Такое, совершенно немыслимое ещё пару лет назад событие, произошло на фоне торговых войн, развязанных президентом Трампом одновременно на всех фронтах: и против Европы, и против Пекина, и против Москвы. Всё это пребольно ударило как по интересам европейских банкиров, так и по кошелькам рядовых почтенных бюргеров. И тут вдруг оказалось, что бережливые европейские вассалы Вашингтона вовсе не хотят терять деньги из-за амбиций и капризов своего взбалмошного заокеанского главнюка.
Для России такой оборот событий сулит сплошные выгоды. Причём, в любом случае. Если американцы всё же выдавят Иран с нефтяного рынка, уход такого крупного экспортера нефти, без сомнений, тут же подстегнёт рост нефтяных цен со всеми вытекающими из этого плюсами для российского бюджета. А если угроза экономического и финансового хаоса заставит европейцев сблизиться с Россией, поубавить прыть в русофобской риторике и пойти, наконец, на конструктивные переговоры с Кремлём, то для начала в этой игре нам как раз-таки вполне сгодится приятная возможность щелкнуть Дядю Сэма по его слишком длинному носу путем создания общего с Европой и Китаем механизма по преодолению антииранских усилий Вашингтона.
Конечно, данный механизм вряд ли сразу станет панацеей от всех американских санкций против участников промышленного и торгового взаимодействия с Тегераном. Но он сам по себе является ярким примером того антиамериканского бунта, который быстро зреет в европейских столицах. Пока этот бунт чисто финансовый, но, как говорится – лиха беда, начало! Сперва европейско-российско-китайский союз позволит легитимно, без риска, минуя доллар, проводить любые законные сделки между Ираном и другими участниками соглашения. А потом… Кто знает, какие формы сможет приобрести наше взаимодействие, если его первый опыт окажется успешным!?
Ведь это только первый шаг. Затем в мире наверняка найдутся тысячи компаний, которые с удовольствием воспользуются возможностью безопасно сотрудничать с Ираном и Россией, Китаем и Европой в обход доллара, используя новый финансовый механизм. Нет нужды упоминать, как удобно это будет и для самого Ирана, и для России, которые получат гарантированную возможность вести торговлю и развивать свою экономику независимо от капризов неадекватного заокеанского старикашки.
Ну, а в перспективе развитие и распространение таких платежных систем, защищенных от американской гегемонии и в принципе не использующих доллар, просто похоронит финансовую мощь Вашингтона. А вслед за ней – и всю его глобальную империю, которая издавна опирается на два главных инструмента: на печатный станок Федеральной резервной системы и на авианосные ударные группы Пентагона. Но вот теперь, похоже, этот безотказный прежде станок начинает пробуксовывать, а грозные в прошлом авианосцы неумолимо превращаются в плавучие мишени для наших гиперзвуковых ракет.
Мы русские, с нами Бог! Господи, благослови!
Фото E-News.Ru