Уходящая неделя ознаменовалась сразу двумя серьезными авиационно-космическими ЧП. Самое время устраивать в буквальном смысле «разбор полетов».
Утром 11 октября во время старта космического корабля «Союз МС-10» с международным экипажем на борту произошла авария ракеты-носителя «Союз-ФГ». Чего не было в истории космонавтики нашей страны с 1983 года. К счастью, наш космонавт и американский астронавт остались живы. Сейчас все стоят на ушах. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин поручил создать комиссию по расследования инцидента.
Второй пример помельче, но тоже мог привести к большой трагедии — к гибели людей.
В ночь на 10 октября 2018 года в аэропорте Якутска самолет авиакомпании «Якутия», прилетевший из Улан-Удэ, при приземлении «проехал место поворота и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы». При этом у него сломались стойки шасси и произошли другие необратимые поломки. Необратимые — в том смысле, что самолет теперь не восстановить. МАК уже принялся за работу. Гендиректора авиакомпании Ольгу Федорову уже уволили.
Казалось бы, какая взаимосвязь между этими двумя инцидентами? Ну, кроме того, что все связано с небом. И того, что слава Богу, в обоих случаях обошлось без жертв.
А она есть. Хоть и не видна на первый взгляд.
И в авиации, и в космической отрасли каждое правило прописано кровью. И здесь недопустима никакая халатность в принципе. Значит, возглавлять эти отрасли, предприятия должны профессионалы, назубок знающие систему изнутри. Как раньше, например, когда производилась специальная подготовка руководителей авиационных структур. Руководителем авиакомпании мог быть только пилот или инженер и к ним предъявлялись очень высокие требования.
А сейчас этого нет и в помине.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин — далекий от космоса человек. Нет у него ни подходящего образования, ни опыта. Ольга Федорова, директор авиакомпании, финансист по образованию. Вновь назначенный глава аэропорта «Якутск» Сергей Игнатенк тоже с авиацией связан постольку-поскольку. Как и его предшественник Николай Местников, бывший помощник главы Якутии, которого буквально пару месяцев назад заключили под стражу в связи с обвинением во взяточничестве.
Улавливаете?
То есть люди, далекие от отрасли, предприятий берутся руководить ими.
Причем такая ситуация сложилась не только в авиации или космосе. Она сложилась везде — по всей стране. К руководству предприятиями, отраслями, регионами приходят люди, которые и понятия не имеют, как нужно эффективно руководить и чего добиваться.
И что еще хуже — это стало нормой. Уже никого не удивляет, что руководителями алмазной компании в последние годы становились исключительно финансисты.
И что вышло?
Несмотря на то, что алмазники били во все колокола, что жены их обращались к самому Владимиру Путину, говоря об ужасном состоянии шахты на руднике «Мир», алмазоносную руду продолжали добывать.
4 августа 2017 года произошла трагедия. Шахту затопило зловонной жижей и 8 горняков навсегда остались погребенными под землей.
Можно приводить другие примеры. Их масса. Никакого места на сайте не хватит.
Начиная с самого верха, где свободно передается руководство (то есть власть) теперь уже отпрыскам власть имущих, и заканчивая небольшими предприятиями в регионах — создана система. При которой образование, подготовка, профессионализм — это последнее на что смотрят те, кто принимает решение о назначении на ту или иную должность.
Главное — родственник, свой, преданный, зависимый. И стесняться нечего — никто ничего не скажет. Так как все так делают. Куда ни плюнь.
Да что там! Даже если погибнут люди после аварий, никого толком не накажут и не посадят. В крайнем случае, с должности снимут.
Все трещит по швам, аварии за авариями, люди погибают.
А у нас — ничего. Виновным все сходит с рук.
Мне часто задают вопрос в последнее время: «Почему, ну почему нами руководят те, кто не имеет не то, что нужного опыта, а даже морального права на это?»
Что ответить на него?
Видимо, время у нас сейчас такое — ивановых-федоровых-местниковых-рогозиных. Им фартит, несмотря ни на что.
Один только вопрос.
Почему кто-то должен оплачивать их сытую и спокойную жизнь свои здоровьем, а то и жизнью?
Фото ТАСС