Москва, 15 октября — «Вести.Экономика». Глобализация постепенно отступает, к власти в развитых странах приходят правые популисты, которые отказываются играть на руку «мировому рынку» в ущерб собственной экономике. В результате мир оказался во власти протекционизма, валютных войн и взаимных угроз. Европа не стала исключением.
После того как экономика ЕС оправилась от долгового кризиса, в 2014 г. начался бюджетный кризис, которые до сих пор не завершился. Более того, попытка жесткой внутренней интеграции союза вытолкнула Британию из него, а успехи евроскептиков только увеличили риски полного развала ЕС.
В то же время все чаще можно услышать тезис о том, что хаос в Европе — это управляемый процесс, который запущен с целью спасти экономику Германии от антиглобалистов.
Германия
Германия стала главным выгодополучателем от появления единой европейской валюты. Такой шаг позволил Германии из просто экспортоориентированного государства превратиться в главный экспортный хаб в Европе, что позволило выкачивать финансовые ресурсы из всего региона.
Акцент Германии на экспорт делает ее достаточно меркантилистской страной, которая в значительной степени зависит от экспорта для своего роста и получения прибыли.
Британский фунт под давлением: Брюссель и Лондон спорят о статусе Северной Ирландии. ЕС в случае «аварийного» варианта Brexit хочет оставить всю Ирландию в общеевропейском таможенном союзе, а вот остальные части Соединенного Королевства в него не пустить.
Экспорт Германии вырос на 65% с 2000 до 2008 гг., однако уровень роста ее внутреннего спроса близился к нулю. Без сильного роста экспорта экономика Германии остановилась бы. Нидерланды также являются крупным экспортером (положительное сальдо торгового баланса составляет $33 млрд), хотя их население относительно невелико: всего лишь 16 млн человек.
Испания, население которой по численности равно половине населения Германии, имеет годовой торговый дефицит в размере $69 млрд и ошеломительный дефицит бюджета в $151 млрд. 23% государственного бюджета приходятся на заимствования.
Евро должен был повысить эффективность за счет отмены издержек нескольких валют, тем не менее он несколько игнорировал базовую производительность каждой экономики еврозоны.
Уровень заработной платы в Германии довольно высок, однако правительство Германии, промышленность и профсоюзы сдерживали производственные расходы, даже когда экспорт взлетел. В результате затраты на рабочую силу за единицу продукции выросли всего на 5,8% в Германии в период с 2000 по 2009 гг., затраты на рабочую силу в Ирландии, Греции, Испании и Италии выросли примерно на 30%.
Последствия подобного дисбаланса в производительности, долговых и дефицитных расходах в еврозоне незначительны. Фактически евро дал промышленной Германии конкурентное преимущество, ограничив страны-импортеры валютой, которая сделала немецкие товары дешевле товаров внутреннего потребления стран-импортеров.
Иными словами, сдерживая расходы производства и становясь более эффективной, чем соседи по еврозоне, Германия запустила девальвацию в еврозоне, снизив затраты на рабочую силу при производстве своих товаров.
Италия
Полномасштабный итальянский экономический крах может спровоцировать глобальный экономический кризис. Экспансионистская бюджетная политика на позднем этапе экономического цикла США, проводимая администрацией Трампа, заставляет ФРС повышать процентные ставки больше, чем необходимо. Это усложняет экономические перспективы Италии, что может привести к более резкому изменению глобального кредитного цикла, чем это могло бы быть.
Основной источник риска со стороны Италии, который стоит перед мировой экономикой, заключается в том, что она остается третьим по величине рынком суверенного долга в мире, госдолг Италии составляет $2,5 млрд.
Италия сейчас подвергается жесткой критике со стороны властей ЕС. Новое правительство ранее обозначало планку дефицита бюджета 1,6%, а теперь выставило 2,4%.
Несомненно, большая часть этого долга принадлежит французским и немецким банкам. Если бы Италия действительно отказалась от своего 130%-го госдолга, европейская банковская система столкнулась бы с полномасштабным кризисом, который оказал бы побочные эффекты на остальную часть мировой экономики.
Еще одним источником риска для мировой экономики является то, что экономический кризис в Италии может заразить европейскую периферию. Это может быть повторением ситуации с долговым кризисом в Греции. Италия будет вынуждена установить контроль над капиталом, чтобы защитить свои банки от оттока депозитов. Вкладчики банков в европейской экономической периферии могут испугаться и вывести деньги за границу.
Хотелось бы надеяться, что итальянское правительство откажется от вызывающего бюджетного предложения, прежде чем более высокие доходы от итальянских облигаций приведут к тому, что экономика страны начнет падать.
Но, судя по риторике, исходящей из Рима, и кажущейся поддержке итальянцев идеи борьбы с Европой, американским политикам не стоит рассчитывать на счастливый исход в ситуации с итальянской экономикой. Стоит надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.
Жесткий Brexit
Разработка худшего сценария началась, после того как Мэй официально заявила, что берет переговоры по Brexit на себя, фактически понизив Доминика Рааба буквально через 2 недели после его назначения на пост министра.
Переговоры между Великобританией и ЕС застопорились. Камнем преткновения стала Северная Ирландия. Брюссель настаивает на том, чтобы между Северной Ирландией и Республикой Ирландией не было таможенного заслона.
Премьер-министр заявила, что она сама будет вести переговоры с Евросоюзом, а Рааб будет с ней на правах «заместителя».
Мэй также заявила, что ее европейское подразделение, состоящее из служащих кабмина, подчиняющихся непосредственно ей, берет на себя всю ответственность за подготовку и проведение переговоров.
Стороны так и не смогли договориться по основным вопросам и достичь компромисса. И официальные лица и Евросоюза, и королевства все больше обеспокоены остановившимся процессом: растут опасения того, что сделки по Brexit не будет.
Главным спорным моментом остается вопрос о таможенной границе между Северной Ирландией и Ирландской Республикой после Brexit. Одно из предложений заключается в том, чтобы временно оставить Великобританию в таможенном союзе ЕС. За счет этого новых проверок товаров, отправляемых из Северной Ирландии в Ирландию, можно будет избежать. Однако пока все предложения Британии отклонены.
Испания
В Испании с 1998 г. фискальная консолидация никогда не достигалась за счет мер в области поступлений и увеличения расходов. У Испании нет финансового пространства для увеличения дефицита, именно поэтому увеличение дефицита и расходов в период роста закончится более жестким и более серьезным сокращением во время изменения экономического цикла.
Президент США всерьез предложил властям Испании построить стену через пустыню Сахара, чтобы решить миграционный кризис. По аналогии с той, что начали строить на границе с Мексикой. Об этом рассказал глава МИД Испании.
В результате Испании почти невозможно достичь поставленных целей дефицита, увеличивая расходы, так как для этого правительство ожидает роста налоговых поступлений, которых не было даже в периоды роста.
МВФ сообщает, что правительства всегда прибегают к сбору налогов, чтобы скрыть чрезмерные расходы, и предупреждает, что это может вызвать искажения и негативно повлиять на рост. Чтобы избежать этого, «ключевым моментом остается тщательный расчет фискальных мер».
Исследования, проведенные в более чем 200 странах, показывают, что «увеличение налогов на 1% ВВП в периоды бюджетной консолидации приводит к падению ВВП на 1% за 8 кварталов».
Испании не нужно увеличивать расходы. Увеличение расходов, дефицитов и налогов сейчас – это антисоциальная политика, которая в будущем приведет только к худшему. Увеличение налогов непродуктивно, если оно проводится во время кризиса, а все регионы увеличили свои налоговые компоненты. Кроме того, это ослабляет налоговую базу Испании на фоне замедления. Увеличение расходов не нужно, учитывая, что бюджет 2018 г. уже включает общее увеличение основных пунктов на 4%. Увеличение расходов сегодня приведет к росту сокращений через некоторое время.
Испания стоит перед лицом умеренного замедления, что должно стать уникальной возможностью для привлечения большего объема инвестиций и увеличения рабочих мест во всем мире, если не объявлять о мерах, которые ослабят экономику Испании, что приведет к ослаблению налоговой базы и повышению долгового риска по мере роста процентных ставок.
Ни одна из мер нынешнего правительства не имеет ничего общего с социальной политикой. Нельзя назвать социальной политику, при которой страна попадает в риск очередного долгового кризиса на фоне фантастических оценок доходов и роста политических расходов.
Брюссель теряет контроль над ЕС
Брюссель пытается сохранить свой контроль над Европой, однако в результате успеха евроскептиков в странах Северной Европы все сильнее вырисовывается союз стран Севера, который лишит власти старую европейскую бюрократию.
Союз, состоящий из северных агрессивно настроенных с финансовой точки зрения стран-членов ЕС, имеет целый ряд неформальных названий: «Новая Ганзейская лига», «Викинги» и другие.
Но каким бы ни было название, приоритеты очевидны. После Брекзита объединение «Ганзейской группы» проходило по регионам, что позволило бы уйти от любых франко-германских схем, чтобы быстро укрепить экономический и валютный союз. «Ганзейская группа» выступает за национальную ответственность в сфере государственных финансов, благоразумие и жесткие правила.
В сфере интересов «Ганзейской группы» лежит ситуация на едином рынке. К основным странам группы присоединились восточноевропейские государства-члены, такие как Польша, Чехия, а также южные — Мальта и Португалия. 16 государств-членов – «Ганза+», если хотите, — призвали Еврокомиссию в декабре провести всеобъемлющий анализ барьеров и неэффективной работы внутреннего рынка. Они хотят использовать период конца года, чтобы использовать «неизрасходованный потенциал» проекта «сделать Европу более привлекательной для бизнеса и инвестиций и обеспечить благосостояние граждан ЕС».
Несмотря на то что целью их действий стала Еврокомиссия, крупные соседи Ганзы стоят на пути прогресса к единому рынку, особенно в сфере услуг. Франция и Германия препятствуют тому, чтобы открыть сектор услуг для иностранной конкуренции.