Идеей стать частью «Нового шелкового пути» и урвать свой кусок от китайского «инвестиционного пирога» в свое время загорелись все три Прибалтийские республики. Многие эксперты считают, что шансы привлечь китайцев у них одинаково мизерные из-за трений с Москвой — главным партнером Пекина в реализации проекта. Но эстонцев, похоже, это не останавливает.
В теории побороться за «Шелковый путь» могли скорее латыши с их мощной портовой инфраструктурой (Рига, Вентспилс, Лиепая). В интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru присяжный адвокат по вопросам транспорта и логистики Инга Антане выражала уверенность, что Латвия способна составить конкуренцию даже российским портам в регионе, которые из года в год наращивают грузооборот.
Но соседей на вираже внезапно обогнали эстонцы. В апреле этого года дочерняя фирма эстонской логистической компании GTS Express подписала договор о сотрудничестве с китайским железнодорожным предприятием. До этого город Сиань был связан железнодорожными линиями с четырьмя европейскими государствами: Венгрией, Германией, Польшей и Финляндией. В соответствии с договором к ним добавляется еще и Эстония, а китайская сторона соглашается расширить субсидии на обустройство эстонской линии.
А вот другой китайско-эстонский проект (запуск контейнерных поездов по маршруту Чанчунь — Забайкальск — Печоры — Палдиски) провалился с треском.
«Российские железные дороги» не согласовали прохождение составов по территории РФ, подтвердив простую истину: обойти Москву не получится. Видимо, для китайских инвесторов это тоже стало уроком.
Было бы опрометчиво говорить, что потенциальный поток товаров из Поднебесной для Эстонии потерян окончательно. Интерес к ее портам по-прежнему проявляют немецкие компании, нацеленные на сотрудничество с Пекином. В частности, фирма Hamburger Hafen und Logistik AG (HHuL) недавно приобрела контейнерный терминал в эстонском порту Мууга, а в июле этого года стала собственником предприятия Transiidikeskuse AS — крупнейшего эстонского оператора терминалов в этом же порту. Немцы, как известно, деньги на ветер не бросают.
Но пока китайские грузы идут в Европу через Беларусь и Польшу, их северные конкуренты остаются на обочине «Шелкового пути». Большого интереса к прибалтийскому транспортно-логистическому коридору китайцы не проявляют, никакие незаменимые транзитные пути через него не проходят.
Однако сидеть у разбитого корыта Эстония не собирается. По всей видимости, власти республики приходят к выводу, что двусторонние переговоры с Пекином — это не единственный (и даже не самый действенный) способ стать связующим звеном между азиатскими и европейскими рынками.
Почему бы не поработать с одним из ключевых партнеров Китая в проекте «Нового шелкового пути»? Речь идет о Казахстане, куда с большой «свитой» представителей эстонского бизнеса на днях отправился премьер-министр республики Юри Ратас.
Здесь он принял участие в открытии международного технологического парка IT-стартапов «Астана Хаб» и эстонско-казахского бизнес-семинара, а также провел переговоры со спикером Мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана — прим. RuBaltic.Ru) Нурланом Нигматулиным и президентом страны Нурсултаном Назарбаевым.
Перспективы сотрудничества Таллина и Астаны Ратас видит в разных сферах: фармацевтике, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, IT-индустрии… Но за дипломатической ширмой, вероятно, скрывается желание Эстонии стать частью транспортно-логистических цепочек, которые связывают Казахстан с Китаем и Европой.
В реализации амбициозных китайских планов Казахстану отводится особая роль. Это первая страна, которая расположена на маршруте экономического пояса «Шелкового пути».
Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: без тесного сотрудничества Пекина и Астаны на проекте можно поставить крест. Или же искать другие маршруты, что чревато большими финансовыми издержками.
Ни Казахстан, ни Китай этот вариант не устраивает, поэтому в последние годы они активно трудятся над реализацией инициативы «Один пояс — один путь». Результаты сотрудничества видны уже сегодня. В Казахстан хлынули миллиардные инвестиции, направленные на развитие транспортной инфраструктуры и укрепление роли страны в качестве транзитного коридора.
Поэтому неудивительно, что Юри Ратас на встрече с коллегами из Казахстана поднимал тему сотрудничества в сфере транспорта и логистики. Эстонский премьер предлагает казахам обратить внимание на то, что игнорирует Китай — транзитные возможности его страны.
Сам Ратас этого, по большому счету, не скрывает. Его самое громкое предложение на полях прошедших мероприятий касалось размещения в Эстонии Азиатского распределительного центра (хаба) интернет-торговли.
Премьер-министр подчеркнул, что Эстония — передовая страна в сфере IT-технологий — сможет сделать инвесторам выгодные предложения. При создании эстонского распределительного центра цена на азиатские товары, приобретаемые в интернете, якобы может снизиться в несколько раз, срок доставки тоже значительно сократится.
Словом, речь идет о своеобразном сетевом «Шелковом пути». Инициатива сама по себе интересна в контексте продвижения бренда цифрового государства. Недавно президент Эстонии Керсти Кальюлайд предлагала Совбезу ООН перенимать эстонский опыт в сфере цифровых технологий. На этот же «крючок» Ратас пытается ловить азиатских инвесторов.
Казалось бы, какое отношение IT-индустрия имеет к проекту «Нового шелкового пути»? Но премьер-министр прибалтийской республики нашел интересный способ их объединить. Что ж, находчивости эстонским политикам не занимать!
Взамен инвестиций Таллин готов поделиться с Астаной все тем же опытом создания электронного государства («э-государства»). Казахов это действительно может заинтересовать. По уровню цифровизации их страна отстает и от России, и от Китая.
Неслучайно на встрече с Ратасом Нурлан Нигматулин подчеркнул, что в соответствии с программой «Цифровой Казахстан», инициированной Назарбаевым, государство уделяет огромное внимание развитию и внедрению цифровых технологий.
Впрочем, в Казахстане идею укрепления сотрудничества с Эстонией оценили далеко не все. Интернет-газета «ЗОНАКЗ» видит в этом попытку навязать Астане ненужных торговых посредников, которых ей и без того хватает. Яркий тому пример — ситуация в энергетике.
Выдвинувшись в ряд крупнейших экспортеров нефти, Казахстан так и не сумел на этом заработать. Причина этого якобы в обилии государств-посредников, навязанных внешними силами и предоставляющих казахским транспортерам нефти сомнительные услуги.
Такой опыт, по мнению издания, есть и у Эстонии. Имело ли смысл для Астаны переправлять нефть через порт Таллина в другие европейские страны из соображений чисто географического характера?
«Если говорить без околичностей, Запад в лице ЕС своим волевым решением предписал Казахстану роль сырьевой колонии таких, родственных ему, недоразвитых европейских наций, — пишет журналист Алишер Максудов, намекая на Эстонию. — И это, поверьте, никакое не преувеличение».
Обидно, конечно! На фоне быстро растущих азиатских экономик «балтийские тигры» видятся «недоразвитыми европейцами».
Или же надоедливыми комарами, которые пытаются «присосаться» к чужим успехам. Захочет ли Казахстан иметь с ними дело?
Алексей Ильяшевич
Источник