Яркой победой советского военного авиастроения стал истребитель Як-141. Это первый в мире самолет с вертикальным взлетом и посадкой, способный преодолевать звуковой барьер.
Оглавление:
История Як-141
Проект по созданию Як-141 стартовал в 1975 году. Перед конструкторами была поставлена задача: разработать сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом и посадкой. Передовую боевую машину планировали поставить на вооружение таких авианосцев: «Баку», «Рига», «Ульяновск», «Тбилиси», «Киев» и «Минск».
Як-141 получил силовую установку из трех двигателей. Два подъемных и один подъемно-маршевый. В 1980 году в соответствии с новыми требованиями военных самолет стал многоцелевым, теперь он мог также выполнять и функции штурмовика.
К полноценным испытаниям Як-141 приступили осенью 1991 года. За время испытаний машина установила 12 мировых рекордов по грузоподъемности и скорости. Этот самолет – не только важнейшая ступень в развитии советского (и российского) авиастроения. Як-141 стал первым в мире сверхзвуковым СВВП, способным совершить вертикальный взлет с полной боевой нагрузкой.
Зачем нужен самолет с вертикальным взлетом
Одним из слабых мест военной авиации является аэродром. Самый мощный, быстрый и маневренный боевой самолет становится абсолютно бесполезным, если противник сможет разрушить ВПП (взлетно-посадочную полосу). Сегодня вооруженные силы всех стран имеют на вооружении необходимые для этого средства.
Выход из данной ситуации напрашивается простой и элегантный – нужно иметь на вооружении самолеты, которым не нужна ВПП. Это боевые машины с вертикальным взлетом и посадкой. Идея создания таких самолетов не покидала конструкторов практически с момента поднятия в воздух первого летательного аппарата. Однако технические возможности для реализации подобного проекта появились только к концу прошлого века.
Появление авианосцев
После Второй мировой войны на вооружении ВМФ начали появляться авианосцы. Это огромные плавучие аэродромы, на палубе которых размещались несколько десятков боевых самолетов. Необходимость площадки для взлета и посадки существенно увеличивала размеры такого корабля, а значит и его стоимость.
Появление самолета с вертикальным взлетом и посадкой позволило бы существенно уменьшить размеры авианосцев, а значит, и их цену. Именно по этим причинам именно флот был в первую очередь заинтересован в появлении на вооружении таких машин.
СВВП (самолет с вертикальным взлетом и посадкой)
Технические сложности создания СВВП привели к тому, что, несмотря на заманчивость подобного решения, в мире подобных самолетов создано было не так и много. Несмотря на отличительные черты в конструкциях, общее у всех подобных моделей то, что для взлета и посадки они используют энергию струи реактивного двигателя.
Советским союзом было построено несколько СВВП. Самым известным стал Як-38. Эта машина использовалась на флоте, но удачной ее назвать сложно. К концу 80-х годов конструкторы создали новый самолет Як-141. Сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом и посадкой должен был появиться на палубах новейших советских авианосцев.
Но планам не суждено было сбыться. СССР распался через несколько лет, авианосцы оказались не нужны, как и истребители для них. Окончательно проект создания Як-141 был закрыт в 2003 году.
История непростого ЯК-141
ЯК-141,многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолёт вертикального взлёт
https://youtu.be/fjmGrVt7t0U
Также интересно про оружие:
- Опубликованы результаты тестирования Су-57 на невидимость
- Сухопутный «ракетный крейсер» БМОП — Китайцы создали военного монстра
- Российский «Объект 199» заставит полностью пересмотреть всю сухопутную стратегию ВС США
- «Калоши» на воздушной подушке для Миг-29 — экспериментальное шасси
19 комментариев
Спасибо, интересное видео.
Я почему-то думал что первым был американский самолет который в фильме со Шварцнеггером засветился. А оказывается у наших была машина помощьнее.
В фильме со Шварцем был английский «Хариер», он истребителем не был, по крайней мере сверхзвуковым…
Совершенно верно — та машина совсем другого класса — роднит ее с нашей только то что вертикальный взлет присутствует.
Забыли сказать, что всю техническую документацию отдали заокеанским друзьям.Правда их потуги с F-35 оказались напрасными.
Зачем тратить топливо на вертикальный взлет если можно самолет проста сдуть с палубы или другой поверхности.
Были и американские Харриеры производились с 1985 до 1997 года.
По поводу харриера из фильма:
На самолете с вертикальным взлетом и посадкой невозможно подкрасться незаметно. В парящем режиме «Харриеры» создают неимоверный шум. Его слышно за три километра!
К тому же, при зависании в воздухе они практически беззащитны. Ни о каком запуске ракет не может быть и речи. У летчика есть в запасе примерно полминуты, чтобы переключить вектор тяги в обычный режим, иначе накроется турбина. А киношный «Харриер» парит сколько ему вздумается.
Самый лучший в мире ЯК! Делаем выводы… Лично я только за патриотизм но коль пишите статью то и минусы укажите…
«Передовую болевую машину планировали…» — я один в этом слове боль увидел?
Вроде уже исправили.
Так почему он ен пошел в серию и не был поставлен на вооружение?
Да не закрыт был проект, а сдали его за смешные деньки пиндосам. сдали все эти гайдары, бурбулисы, шахраи и чубайсы — эффктивные манагеры
Авианосцы после Второй мировой не «стали появляться». Авианосцы как класс надводных кораблей развились ДО Второй мировой войны из того, что у нас в 20-30 годы называли «авиаматками». Строго говоря авианосцы появились ещё в ходе Первой миройо войны, а в 20-е годы они приобрели тот вид, к которому мы привыкли. Так что этому классу кораблей скоро стукнет 100 лет!
Апломб автора статьи существенно превышает его знание истории и понимание проблемы. Во-первых, решение проблемы аэродромов — совсем не «простое и элегантное». Это была адски трудная задача, полноценно решенная именно на Як-141. И во-вторых, авианосцы появились на вооружении ДО второй мировой войны, а в ней самой их участвовало более СОТНИ, включая японские.
О боже сколько-же высоких предателей в моей родине, готовых продать ВСЕХ И ВСЯ. Всех на кол !!!
ИВАН ГРОЗНЫЙ.
Еще во время войны во Вьетнаме истребители ДРВ успешно использовали «партизанскую» тактику — внезапный взлет на перехват с замаскированной ВНЕАЭРОДРОМНОЙ площадки с помощью ракетных ускорителей. После атаки самолет уходил на свой аэродром, а на площадку «подскока» его транспортировал Ми-6. Насколько эффективнее могли бы действовать СВВП, заранее рассредоточенные в угрожаемые период.
мне часто кажется, что период с 1991 по сегодня — это временно, страшный сон о «большой коррумпированной банановой республике (страдаем от санкций и почти воюем с США и тут же компенсируем им эти затраты, покупая их форды для скорой и пр.) заевшихся буржуев и недоедающих голодранцев, без национальной идеи», который когда-нибудь закончится. А вернуть нашу Родину, Госплан, работающие заводы и фабрики наших марок, лучшие в мире медицину, образование, стабильный рубль ($ за 64 коп.) и цены, здоровые и натуральные отечественные продукты, незаметный ЖКХ, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне — может быть не так уж сложно, главное, для начала это понять и начать к этому двигаться!
Если бы ,да кабы, то в рту расли б грибы, тоже самое будет с Арматой, Т-50, и далее по списку, всё ушло на виолончели,
Остатки развитой цивилизации )
Что за манера хвалиться тем, чего уже давно нет? Карлики похваляются делами великана!