Прилетевший из Сингапура в Санкт-Петербург Владимир Путин в пятницу заехал в аптеку города Пушкино, чтобы проверить наличие препаратов жизненной необходимости по доступным ценам. Однако увиденное на прилавках изобилие не убедило президента. На совещании с региональными чиновниками он заявил, что существующая в стране система лекарственного обеспечения малопродуктивна и не учитывает потребностей конкретного человека.
Действующую систему обеспечения граждан льготными лекарствами чиновники выстраивали много лет и даже гордились достигнутыми результатами. С высоких трибун постоянно звучали весьма солидные цифры, которые постоянно увеличивались, причем как в деньгах, так и в количестве благодарных пациентов и новых отечественных препаратов, появившихся в результате импортозамещения в фарминдустрии. Но на пятничном совещании в Питере внезапно выяснилось, что цифры в основном существуют только на бумаге и никак не связаны с реальным положением дел в стране. «Бюджетные деньги (а это 380 млрд руб ежегодно. — «МК») утекают сквозь пальцы, и главное — не все льготники получают нужные им препараты», — констатировал Путин, отметив, что в некоторых регионах власти даже понятия не имеют, сколько жителей имеют право на льготное обеспечение и сколько им пользуются.
С собой у президента была папка с информацией по всем субъектам РФ. Но он решил публично никого не клеймить, отметив, что персональный разбор полетов проведет уже без прессы.
Широкими мазками картина, нарисованная главой государства, выглядит следующим образом. Количество жизненно важных препаратов, которые бесплатно могут получить жители, даже в соседних регионах различается в разы. Где-то в перечне всего 180 позиций, где-то 300, а где-то 500 — при том, что федеральный список насчитывает 734 препарата. Естественно, затраты в пересчете на одного льготника тоже существенно отличаются между «лучшими» и «худшими» субъектами — в семь раз. «Это никуда не годится. В результате льготники зачастую вынуждены оплачивать лекарства из своего кармана. То есть где-то получают по льготным рецептам, а где-то просто платят. И возмущение таким положением дел абсолютно оправдано», — заявил президент.
Другая повсеместно распространенная проблема — закупка препаратов у единственного поставщика. По словам президента, обычно заказы уходят либо к местным унитарным предприятиям, либо к аффилированным с местными властями коммерческим структурам. И те и другие искусственно завышают цены. В итоге закупается меньше лекарств или вообще не те препараты, которые нужны пациентам.
Губернаторы в ответных выступлениях жаловались прежде всего на дефицит финансирования. Демократия — а конкретно возможность для граждан, являющихся федеральными льготниками, отказаться от положенных им бесплатных лекарств в пользу денежной компенсации из регионального бюджета — сыграла с ними злую шутку. «Препараты из перечня никто не берет, все хотят деньги, а возможности у регионов разные», — посетовал губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский.
Глава Минздрава Вероника Скворцова уточнила: из 15,6 млн федеральных льготников от лекарств ради денежной выплаты отказались 12,4 млн. По ее словам, сейчас в сфере лекарственного обеспечения наблюдаются две, казалось бы, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, медицинских препаратов в регионах льготникам не хватает. Причем иногда самых необходимых — как например, тест-полоски для больных диабетом. А с другой стороны, на складах полно просроченной медицинской продукции. Владимир Путин предположил, что дело может идти о сговоре: заказчики заведомо закупают у аффилированных поставщиков то, что они хотели им продать, не задумываясь о спросе. «От 20 до 40% бюджетных средств идет на препараты из коммерческого сегмента, не включенные в федеральный перечень», — заглянув в справку, сообщил президент.
Скворцова добавила, что единым должен быть не только перечень препаратов, но и реестр льготников, который объединит федеральный и региональный сегменты. Это вряд ли заставит граждан отказаться от денежных компенсаций, но хотя бы государству за один и тот же набор соцуслуг не придется платить дважды.
К сожалению, никто из присутствующих на совещании не пояснил: а почему вообще федеральные льготники массово отказываются от бесплатных лекарств? Народ так бедно живет, что согласен на любую прибавку к доходам? Или препараты, утвержденные на федеральном уровне, малоэффективны и имеют «побочки»?
Фото kremlin.ru