Украина стоит на пороге длительного периода роста и укрепления экономики. С таким неожиданно бодрым для текущей ситуации в стране заявлением выступил накануне лидер «незалежной» Петр Порошенко.
С недавних пор по примеру американского «коллеги» Трампа Петр Алексеевич тоже стал выкладывать некоторые свои мысли в Twitter. И как раз один из последних постов там посвятил теме будущих экономических побед.
«По всем прогнозам, в течение ближайших лет в Украине будет продолжаться экономический рост», — пишет Порошенко.
Кто дает соответствующие прогнозы, он не уточнил. Однако оговорился, что это чудо станет возможным при условии, «если на выборах дадим отпор демагогам-популистам, если не позволим им свести на нет выстраданную обществом макроэкономическую стабилизацию».
Но, говоря о «выстраданной стабилизации», Петр Алексеевич, как всегда, откровенно лукавит.
То есть, стабилизация, она, конечно, есть. Но лишь в том смысле, что страна стабильно деградирует, превращаясь изо дня в день в руины некогда развитой цивилизации.
И о каком росте экономики вообще может идти речь, если без внешних источников финансирования Украина сегодня просто не может существовать?
Что, кстати, уже осознали даже некоторые депутаты Верховной Рады. В частности, Вадим Рабинович, лидер партии «За життя», назвал нынешнее состояние украинский экономики «катастрофическим».
Парламентарий напомнил, что «в проекте бюджета на следующий год главная статья расходов — это обслуживание внешнего долга», который на конец августа составлял 47,5 млрд. долларов. Что касается совокупного долга Украины, то он, фактически, уже превысил отметку в 75 млрд. долларов.
Почему же Порошенко все видится в розовом свете?
Если его «сладкие речи», это такой предвыборный «ход конем» с целью заполучить голоса избирателей, то этот ход какой-то неуклюжий. Потому что есть, наверное, предел человеческому терпению. Ведь четыре года гражданам Украины рассказывали об успешных, вроде как, реформах в стране, обещали, что жизнь наладится — нужно только немного потерпеть, а в итоге оказались люди «на бобах».
Или все-таки народ там доверчив без меры и опять готовится наступать на старые грабли?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила известного украинского политолога Алексея Якубина:
— То, что Порошенко вдруг обратился к экономической проблематике, объясняется просто: тема, которую он до этого активно раскручивал «Армия, Язык, Вера», она не дала ему электоральных балов. Что показали результаты последнего соцопроса, который проводился Центром Разумкова, Киевским институтом социологии и группой «Рейтинг». У Тимошенко там почитателей уже на данный момент в два раза больше, чем у Петра Алексеевича. При том, что рейтинг у всех относительно небольшой, это перевес значительный.
Мне кажется, на Банковой (адрес администрации президента Украины — ред.) осознали, что делать акцент только на групповую идентичность и на неких символических вещах, это не работает, когда люди получают платежки с повышенными тарифами за коммунальные услуги. Когда, в общем-то, есть нюансы с рабочими местами, с бедностью и нестабильностью.
То есть, в окружении Порошенко решили, что президенту все же стоит вернуться к экономической риторике. А то получалось, что он как бы вообще вне этого.
Собственно, ранее в его администрации неоднократно давали понять, что Порошенко как президент занимается только стратегическими вопросами внешней политики. А за все экономические проблемы отвечает правительство. Вот, мол, туда обращайтесь.
Теперь мы видим, что Петр Алексеевич осознал, что такая стратегия, мягко говоря, не способствует росту его рейтинга.
И вот, мне кажется, на этой неделе мы увидели первые «срывы пломбы», выражаясь языком Порошенко, когда он начал комментировать вопросы, связанные с отоплением. Я имею в виду, когда он стал требовать, чтобы в Смелах срывали пломбы и подключали город к газу.
То есть, еще утром в окружении Порошенко заявляли, что президент не занимается вопросами отопления и обеспечения газом населения. А вечером все поменялось.
— А не опоздал ли он со своей реакцией на ситуацию?
— На мой взгляд, это, действительно, попытка впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.
И дело даже не в том, что Порошенко пытается переложить ответственность на неких, как он говорит, «популистов» — хотя, по моему мнению, это некорректное понятие по отношению к тем, кто критикует ту модель, которая есть сейчас. Вопрос в том, что сейчас граждане Украины не ощущают на себе никакого экономического роста. Его нет, по факту.
Даже если мы возьмем официальные данные, которые есть, Украина до сих пор не может выйти на уровень 2013 года ни по зарплатам, ни по доходам.
Президент прогнозирует рост экономики, но тут мы получаем данные МВФ, где в пересчете ВВП на душу населения наша страна оказывается самой бедной в Европе. Доходы граждан, уменьшились настолько, что мы стали уже беднее молдаван.
То есть, риторика Порошенко, это, на самом деле, попытка какой-то виртуальной абсолютно дискуссии. Из серии: мы достигли экономического роста, которого нет.
Знаете, есть такое понятие инклюзивный экономический рост — т.н. рост экономики, который затрагивает всех, все социальные группы. Кеннеди, если не ошибаюсь, когда-то сравнил его с приливом, который поднимает все лодки.
Вот на Украине такого экономического роста, который «поднимает все лодки», нет.
— У Порошенко как раз все хорошо, его состояние за год увеличилось еще на десять процентов. И он теперь, насколько известно, входит в шестерку самых богатых украинцев…
— И Порошенко, и Ренат Ахметов, и некоторые другие украинские олигархи, они стали еще богаче. Намного богаче. А население стало самым бедным в Европе.
И вот когда Петр Алексеевич говорит, что у нас будет экономический рост, и мы его защитим (тот, который есть сейчас), мне кажется, это, скорее, контрпропаганда. Потому что если он защищает рост экономики, который ощущают только единицы, и от которого не выигрывает общество, то значит, он оправдывает идею высоких тарифов. И того, что, в общем-то, население становится беднее, действительно.
Например, если мы возьмем пропорцию, сколько граждане Украины платят за «коммуналку» в процентном отношении к доходам, то, получается, платят больше, чем европейцы.
— Но если риторика так расходится с реальностью, то это еще больше раздражает электорат. Почему же Порошенко думает, что ему опять поверят?
— Конечно, все, что он говорит, это демагогия. Но тут расчет на население, которое боится еще большего ухудшения и думает, путь уж будет то, что есть сейчас.
Хотя, по моему мнению, такая стратегия уже не работает, потому что сложно представить, куда еще хуже, когда многие города остаются без тепла, без горячей воды за космические тарифы.
И это если мы только этот сегмент возьмем. А если еще возьмем доходы, зарплаты и т. д.
Расчет на то, что многие люди просто не будут сильно разбираться вот в этой всей демагогии, которую транслирует в данном случае президент. Что они некритично воспримут эту ситуацию.
А ведь за те четыре с половиной года, которые Порошенко находился у власти со своей командой, хоть что-то можно было сделать. Но у них посмотрите, как сейчас стратегия защиты построена — во всех проблемах виноваты «попередники»: то есть, это до нас — Янукович, Тимошенко — все развалили.
Но такая стратегия, на самом деле, не воспринимается обществом. И рейтинги их это, кстати, показывают.
И, более того, заявления Порошенко о том, что есть прогнозы экономического роста, они выглядят просто как насмешка, с учетом того, что 78% населения Украины считают, что страна развивается в неправильном направлении.
— При этом Порошенко, наверное, рассчитывает остаться на второй срок?
— Это, кстати, одна из интриг. Он делает вид, что собирается идти на новый срок. Но каковы, действительно, у него шансы остаться, если динамика его рейтинга сохранится — а это меньше 10% при колоссальном антирейтинге…
— Разве мнение народа Украины играет здесь какую-то роль?
— Играет. Но еще играют роль разные олигархические группы — а они не ставят только на Порошенко. Вот, в чем дело.
Получается, что тут, скажем так, есть несколько сдерживающих нюансов. То есть, если бы Порошенко удалось полностью подчинить себе олигархический класс, то, без сомнения, ему было бы проще действовать. Но олигархи тут так же расколоты, и они будут ставить, скорей, на электорального победителя, а не просто на действующего президента.
С другой стороны, есть местные, региональные группы, которые тоже однозначно не ориентированы на Порошенко. Они будут искать разные варианты и смотрят уже, кстати, на динамику электоральной поддержки-не поддержки.
— Значит, Порошенко может пролететь?
— Может, вполне.
Фото ТАСС