Впервые с 1993 года саммит государств АТЭС-2018 завершился без итоговой декларации. Лидеры США выступили против основополагающих принципов ВТО, хотя именно Соединенные Штаты использовали Всемирную торговую организацию для продвижения идей глобализма.
Однако, проиграв конкурентную борьбу, американцы начали нарушать свои же правила свободного перемещения товаров и капитала. Вице-президент США Майк Пенс опустился до обыкновенного шантажа: «Мы установили для китайских товаров тарифы на $ 250 млрд. и можем их удвоить. США не изменят курс, пока Китай не изменить свою политику»
Похоже, не только проигрыш на торговом фронте вызывает гнев «вашингтонского обкома», но и успешная политика Пекина в юго-азиатском регионе. Прежде всего, речь идет о Филиппинах, которую еще недавно называли не иначе, как непотопляемый «броненосец» США в подбрюшье Поднебесной. Теперь это страна демонстрирует не только экономический рост, но и определенную независимость от Соединенных Штатов.
Её лидер — Родриго Дутерте, едва став главой страны, позволил себе оскорбить Барака Обаму, 44-го президента Соединенных Штатов, словами «рожденный шлюхой». У руководителя Филиппин для этого были все основания, учитывая вашингтонскую политику «доброжелательной ассимиляции», которая ввергла страну в преступный ультралиберальный хаос.
Манила отвернулась сначала от Вашингтона, потом — от Брюсселя. Именно так президент Дутерте, знающий реальную жизнь своих граждан, отреагировал на давление США и ЕС, которые выступили против жесткой борьбы филиппинской полиции с островной наркомафией.
В ответ Америка попыталась разыграть крапленую карту «территориальных споров», чтобы привлечь на свою сторону националистов. Однако Филиппины, напротив, инициировали переговоры с Китаем о совместной разведке ресурсов в Южно-Китайском море именно в той части, которая была яблоком раздора с Поднебесной.
Родриго Дутерте назвал дружбу с Китаем отвечающей государственным интересам двух стран. Он также заявил, что проблемы спорных островов должны решать дипломаты, а задача правительств заключается в росте благополучия своих граждан. Иначе не победить коррупцию, нищету, наркоманию, проституцию и, в конечном счете, мафию.
И в самом деле, первое же сближение с Пекином привело к резкому притоку туристов из Поднебесной, что дало скачок развитию сферы услуг. По итогам этого года порядка 1 млн. китайцев посетят Филиппины, оставив на островах сотни миллионов юаней.
Сразу же после государственного визита Родриго Дутерте в КНР в 2016 году ЦБ Филиппин зафиксировал «цунами» капиталовложений, в том числе из офшоров со стороны китайский и гонконгских бизнесменов. Огромные деньги пришли во все секторы полумертвой экономики архипелага. Такая схема страхует инвестиции, во-первых, от американских санкций и, во-вторых, от грабежей местной всесильной мафии.
В итоге в районах с высокой экономической активностью наблюдается ажиотажный спрос на новое жилье. Один из крупнейших филиппинских застройщиков — компания Ayala Land, отчиталась о росте продаж квартир и домов китайским покупателям на 49,4% в 2017 году. Еще один известный национальный девелопер — фирма DMCI Holdings сообщила, что больше половины всех её операций с недвижимостью вдоль Манильского залива пришлось на граждан КНР. Как следствие, строительство на Филиппинах переживает бурный рост. В 2016 году ВВП архипелага увеличился на 6,9%, опередив по темпам роста даже валовой продукт Поднебесной.
Агентство Bloomberg констатировало, что Филиппины уверенно входят в число азиатских экономических тигров, чего, собственно, никогда не было при правлении проамериканских правительств. Фредерик Нойманн, представитель HSBC Holdings Plc, сравнил деятельность прежних манильских администраций со стоянкой на якоре.
В 2017 году ВВП Филиппин скакнул еще на 6,7%, что вновь поставило страну в число самых быстрорастущих экономик мира. Экспорт и импорт увеличились на 18,6% и 17,5% соответственно. Промышленность прибавила на 7,3%, несмотря на ускоренный вывод из страны западного капитала. В целом такие высокие темпы наблюдаются и в этом году.
Происходит это потому, что китайское правительство, в отличие от «добрых американских защитников», реализует на Филиппинах крупные инвестиционные проекты по строительству дорог, мостов и портов, без чего в принципе невозможен рост промышленности, торговли и сельского хозяйства. «Прицепом» в страну идут частные инвестиции из Поднебесной.
Конечно, правительство Дутерте сталкивается с многочисленными трудностями, но проблем хватает и у самых развитых стран, включая Соединенные Штаты. Что характерно: западные эксперты хором утверждают, что нынешний филиппинский рост хуже, чем былая стабильность (читай — стагнация). Дескать, стране угрожает венесуэльский сценарий. И вообще наблюдается «перегрев» экономики, аналогичный тому, который происходит в КНР. Однако если взглянуть на американские и европейские прогнозы о Поднебесной, сделанные 3−5 и даже 6 лет назад, то большинство из них с такой же уверенностью предсказывало скорую «смерть» азиатского дракона. Любопытно узнать: отчего тогда именно Белый дом вынужден вводить торговые барьеры против китайского экспорта, а не наоборот?
Справедливости ради, в Маниле, тем не менее, возможет приход к власти сторонников Вашингтона. За долгие годы правления марионеточных администраций на архипелаге сформировался класс влиятельных лендлордов, коррумпированных силовиков, банкиров и прозападных политических активистов.
Надо понимать, что вашингтонская пропаганда на островах была направлена на историческую амнезию. Между тем, филиппино-американская война 1899−1913 годов является только одним пунктом в «послужном списке» США, которые вели себя подобно азиатско-тихоокеанскому Левиафану. Фигура речи Томаса Гоббса актуальна, как для политики «выжженной земли» 25-го президента США Мак-Кинли, так и для навязанного из-за океана крайне правого либерализма, превратившему Манилу в страшные каменные джунгли.
Когда Родриго Дутерте попытался навести хоть какой-то порядок в своей стране, его сразу же обвинили в нарушении прав человека. Но янки почему-то забыли, что они в 1899—1913 годах ничем не отличались от гитлеровцев. Целые острова архипелага были обезлюжены в результате их карательных экспедиций. Тогда, по меньшей мере, 1,4 миллиона филиппинцев были истреблены американскими солдатами. Эти цифры привела историк Лусвиминда Франсиско на основании объективных источников.
Если оценить отношения Филиппин и Китая после Второй мировой войны, то можно найти параллели с тем, что сейчас происходит между Украиной и Россией. Напомним, Филиппины были оккупированы японцами, против которых сражалась местная Красная армия «Хукбалахап», сформированная островными коммунистами. Именно её бойцы в 1942 году освободили Лусон — центральную часть архипелага. Вскоре вооруженные силы США взяли под контроль всю территорию Филиппин — вначале, как ситуативный союзник «Хукбалахап», а потом — как её злейший враг.
В итоге победу над самураями приписали новой армии освобождения, поставив во главе её марионеточных персон. Де-факто, произошел военный госпереворот, после чего началось подавление инакомыслия и преследование переселенцев из Поднебесной. Вашингтон поставил на поток промывку мозгов с целью дискредитации «Хукбалахап», антикитайские настроения были возведены в ранг национальной доктрины по безопасности. Дело в том, что «хуки» — красные партизаны имели тесные связи с китайскими коммунистами.
Современный Китай, несмотря на все западные интриги, теснит американцев. На островах появились люди, которые, во-первых, активизировали борьбу с исторической амнезией и, во-вторых, рассказали об экономических успехах Компартии КНР.
Родриго Дутерте возглавил местное правительство исключительно потому, что отвечал интересам своего народа. Его борьба с наркомафией была направлена, в числе прочего, против проамериканских преступных группировок, к «услугам» которых Вашингтон прибегал регулярно для расправы с неугодными политиками и журналистами. Собственно, именно поэтому из Вашингтона «раздался плач Ярославны» по главарям и членам самых жестоких банд.
За малым исключение, такую же антинародную политику Америка сегодня проводит и в «незалежной». На Украине уничтожена промышленность, прежде всего ВПК, расцвел лендлордизм, подавляется инакомыслие, законность подменяется правом сильного, поощряется национализм, очерняется советское прошлое и, главное, раздувается территориальный конфликт с Россией.
Тем не менее, Москва, используя уникальный китайский опыт по сближению с Филиппинами, может наладить с Украиной диалог. Это как минимум. Слишком многое нас все же связывает. Но для этого нужны совсем другие усилия по росту благополучия россиян — для наглядного примера, и другие «бойцы информационного фронта» — чтобы не истерили с экранов главных федеральных каналов о том, какие они подлецы, а мы — молодцы.
Фото ТАСС