На днях в американской прессе активизировался спор о том, правда ли, что в Китае создана или создается система присуждения каждому гражданину «социального рейтинга», в зависимости от которого он находится буквально во всем, от получения работы до женитьбы. Перешел улицу не там — сработала камера, рейтинг снизился на несколько очков, надо повысить его добрыми делами и хорошим поведением…
Как утверждает журнал Foreign Policy, произошла путаница.
В США все началось, напомним, с речи вице-президента Майкла Пенса от 4 октября, когда он сказал: в Китае создана «система, ориентированная на контроль фактически за каждой стороной человеческой жизни».
Автор публикации мягко отвечает вице-президенту: «Есть небольшая проблема. Системы такой на самом деле не существует — по крайней мере, в том виде, в котором ее обычно изображают».
Далее американский автор подробно и со ссылками описывает систему, давно созданную… в том числе и в США, где личные данные из соцсетей, а также информация, собранная Агентством национальной безопасности (с его камерами и прочими технологиями слежки), давно уже используются как минимум для выяснения того, можно ли человеку давать кредит. Повторяем: как минимум.
Китайцы, как известно, тоже люди. Поэтому в стране существует несколько баз данных о прежних проделках заемщиков, а к 2020 году их планируется объединить. При этом говорится — в чисто китайском духе — много слов об аморальности и социальной безответственности людей, нарушающих слово.
Вывод автора из Foreign Policy: «Если человек не является владельцем или представителем компании, не брал кредит, не нарушал закон или не объявлял дефолт в выполнение решения суда, то он вряд ли может попасть в базу данных социального кредита».
Другое дело, что от кредитных рейтингов до того, что описал Пенс, лишь несколько шагов. Но это не китайская проблема и не только в Китае такая реальность может — теоретически — наступить.
Откуда могла взяться фальшивка насчет тоталитарных «социальных рейтингов» вместо рейтингов кредитных? Возможно, какой-то снабжающий Америку информацией китайский «источник» выдал за правду то, что может случиться только теоретически. Дальше оговорки и прочие «хайли лайкли» куда-то исчезают и появляется железная формулировка об «обществе тотальной слежки».
Диссидентские «источники», как известно, вообще влюблены в собственную фантазию, и им часто за это ничего не бывает. Вот, скажем, создатели мифа о том, что все российские элиты, напуганные американскими санкциями («они же держат деньги на Западе и там же учат детей»), немедленно превратятся в «пятую колонну». А получилось как-то наоборот.
…В порядке послесловия: был в брежневскую эпоху такой живой бог международной журналистики, политобозреватель Юрий Жуков. Это был человек, очень хорошо знавший факты, то есть предельно профессиональный. Но он увлекался фразеологией довоенных 30-х годов, если не более архаичной, и мы, начинавшие коллеги, его между собой высмеивали и пародировали. Особенно вот это, фирменное: «Врать надо меньше, господа хорошие».
Так вот, в истории с китайскими «социальными рейтингами» очень хочется ту самую фразу, насчет господ хороших, повторить американцам. Как-то она выглядит уместной.
Фото РИА Новости