К нам попали редкие кадры страшных аварий с авиашоу, на которых запечатлены падения самолетов, и экстренные катапультирования на Миг-29, Су-30, Як-38. Многие ли задаются вопросом о спасении пилота?
Как происходит его катапультирование в ситуации, когда высота полета машины составляет всего несколько десятков метров? Ведь такой высоты явно недостаточно для нормального раскрытия парашюта.
Вот что вспоминает об аварии, которая произошла 8 июня 1989 года во время демонстрации возможностей новейшего советского истребителя МиГ-29 на авиавыставке в Ле Бурже, Анатолий Квочур, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России.
В рамках полетной программы было предусмотрено много элементов. Одной из задач была демонстрация минимальной скорости МиГ-29. Секрет в том, что чем ниже скорость истребителя (точнее, чем больше диапазон его скоростей), тем лучше. Ведь при минимальной скорости самолет может спокойно садиться на палубу авианосца.
https://youtu.be/AVSHl_R-Hf0
На третьей минуте полета при выполнении показательной программы летчик услышал хлопок в правом двигателе, и сразу после этого резко упали обороты. Высота в тот момент была всего 165 метров при скорости около 180 км/час. При таких условиях боевая машина начала выходить из-под контроля. Самолет начал стремительно терять высоту. Чтобы вернуть контроль над ситуацией, летчик включил до упора рычаг управления двигателем, перевел его в режим форсаж. Но машина не слушалась, не было тяги и в левом двигателе.
На видео видно, что от момента воспламенения двигателя до столкновения самолета с землей прошло всего 9 секунд. За это время летчик успевает оценить ситуацию, сделать все возможное для восстановления контроля над машиной и принять окончательное решение о катапультировании, если шансов спасти самолет нет.
В момент срабатывания катапульты высота над землей составляла чуть более 90 метров. Несмотря на такую сверхмалую высоту, катапультирование прошло успешно. Секрет этого кроется в устройстве механизма катапульты.
Устройство катапульты
Инженеры и конструкторы боевой техники прилагают все усилия, чтобы минимизировать риск аварий. Однако внештатные ситуации все же случаются. В обстановке, когда человек не может ничего сделать и боевая машина становится неуправляемой, наступает время использования специальных систем спасения.
Катапультные кресла, которыми оборудуют рабочие места истребителей и штурмовиков, представляют собой сложное автономное техническое устройство. Кресло оснащено специальной системой фиксации человека, которая срабатывает сразу же после того, как подается сигал на катапультирование. Автоматически происходит фиксация плечевых суставов, поясницы и ног пилота. Одновременно происходит срабатывание ограничителя разброса рук, который представляет собой своеобразные поручни, ограничивающие движения и снижающие риск переломов конечностей в момент катапультирования.
Кроме этого катапультная система отдает команду на отсоединение «фонаря» — верхней части кабины пилота. И только после этого срабатывает заряд, и кресло с пилотом выстреливается с кабины, мгновенно набирая огромную скорость.
Видео по теме:
https://youtu.be/V5dJZ9n_utk
1 комментарий
Это мастерство создателей кресла К-36.