Давайте вспомним о каких гаджетах для своих автомобилей мечтали владельцы «москвичей», «жигулей» и «запорожцев» в Советском Союзе. Современные автомобили оснащены огромным количеством аксессуаров и гаджетов, предназначенных для повышения комфорта и удобства водителя и пассажиров. Даже бюджетные модели комплектуются такими «примочками». В советских автомобилях три десятка лет тому назад все было далеко не так. итак поехали…
Оглавление:
«Керхер» времен СССР
Сегодня приобрести портативное устройство для мойки автомобиля может любой желающий. На рынке представлен широкий выбор. Но несколько десятилетий назад наши отцы и деды только мечтали о подобном.
Для автолюбителей в крайне незначительных объемах производился «насос для мойки автомобиля». Это устройство действовало очень просто – в ведро, наполненное водой, нужно было погрузить насос. Включенный прибор выталкивал воду с ведра по шлангу, на конец которого можно было надеть щетку для натирания кузова машины мыльной водой.
«Бортовой компьютер»
Оно же — Автомобильное цифровое устройство. Сегодня практически все современные модели автомобилей оснащены бортовыми компьютерами. В СССР было не до баловства, и желающие могли только установить дополнительное устройство под названием «автомобильное цифровое устройство».
Функционал такого гаджета крайне ограничен. Можно было посмотреть обороты мотора, угол замкнутого состояния контактов, время, режим работы трамблера и ряд других значений. Для того времени это было на уровне фантастики.
Разборный масляный фильтр
В 70-х годах на ВАЗе стартовал выпуск легендарной «копейки» — ВАЗ-2101. Среди многочисленных новаторских решений в модели был реализован и неразборный масляный фильтр. Но поскольку его нельзя было заменить фильтром от других автомобилей, на рынке образовался дефицит этих деталей.
Чтобы решить проблемы изготовили разборную модель фильтра, в котором можно было заменять только внутренний элемент. В сборе такой фильтр продавался за 14 рублей, а сменный фильтрующий элемент можно было приобрести всего за три рубля.
Подогрев двигателя
Проблемы с запуском карбюраторного двигателя в зимние морозы известны советским автолюбителям. Решение данного вопроса было в приобретении специального прибора «АвтоТен Люкс».
Стержень устройства нужно было вставить вместо масляного щупа, а клемму подсоединить к АКБ. После этого масло в двигателе должно было подогреться, тем самым облегчая «холодный» старт. Однако, как заверяют опытные автолюбители, особого толку от прибора не было.
Цифровое зеркало заднего вида
Устройство получило популярность в конце 80-х годов. Называлось оно «Полесье-02» и имело ряд цифровых опций. На зеркале отображалось время, можно было установить будильник, а также увидеть уровень напряжения бортовой сети. Как и современные цифровые зеркала крепилось оно на штатное зеркало.
Ионизатор воздуха
Устройство производилось в 80-х годах. Его конструкция имеет «излучатели», светодиод и разрядник. Во время работы прибор издает едва слышимое шипение, а в салоне действительно ощущается запах озона. Особой популярности у прибора не было.
Двусторонняя сигнализация (с обратной связью)
Ставшие привычными двусторонние сигнализации начали производить еще в 1992 году. «Трель-1» изготавливалась на тамбовском заводе «РевТруд».
В состав сигнализации входил салонный модуль, включающий радиопередатчик, датчики вибрации и удара. У водителя в руках был «портативный» приемник, питание которого обеспечивала «крона» на 9 В. Радиус приема сигнала составлял до 800 метров.
Алгоритм работы с «Трелью», несмотря на зубодробительно написанную инструкцию, на самом деле весьма прост: водитель открывает машину ключом и в течение нескольких секунд должен вставить в разъем специальный кодовый ключ-«иммобилайзер». После этого блокировка с двигателя снималась, и можно было ехать. После парковки кодовый ключ извлекался, и в течение нескольких секунд вновь происходила постановка на охрану. В случае тревоги – срабатывания датчика удара, концевика двери или включения зажигания без вставленного кодового ключа – система включала клаксон и отправляла радиосигнал на приемник.
В комплекте «Трели» присутствовали два разъема с хитро соединенными перемычками внутри – своего рода метки «иммобилайзера». Вставкой этого ключа в выносной блок с разъемом-«мамой» осуществлялось снятие «Трели» с охраны.
Подогрев сидений
В советских автомобилях опция подогрева сидений не предусматривалась в принципе. Поэтому о том, что такое бывает, автолюбители из СССР узнали только после того, как в 90-х годах на рынок начали попадать импортные машины.
В то же время на рынке начали появляться и универсальные накидки на сиденья с функцией подогрева.
Механические «противоугонки»
Вопрос защиты автомобиля от угона стоял достаточно остро и в Советском Союзе. Среди множества механических противоугонок одна выделяется своей оригинальностью и нестандартным решением.
Устройство устанавливается вместо штатного рычага МКП. В рабочем состоянии все как обычно – рычаг массивный, крепкий, фиксируется надежно. Самое интересное начинается после парковки. Если открутить верхний колпачок и провернуть в замочной скважине ключ, рычаг сразу теряет жесткость и просто падает набок. Вернуть его в рабочее состояние просто – нужно опять провернуть ключом, нажав на рычаг. И устройство опять готово к использованию в режиме рычага МКП.
Стоит сказать что противоугонок и секреток во времена СССР было великое множество. Каждый второй был инженер и колхозил как мог, а некоторые образцы реально поражают смекалкой и широтой конструкторской мысли. Но об этом поговорим в другой раз…
Будет еще много интересного — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен