Во вторник, 27 ноября, около сотни человек в балаклавах заблокировали торговый центр Ocean Plaza в Киеве. Митингующие собрались в знак протеста против присутствия на Украине российского бизнеса.
Как сообщило агентство УНН, участники акции принесли к центральному входу ТЦ шины и краской написали на витринах антироссийские лозунги. При этом они пояснили, что жечь шины и штурмовать здание не планируют.
Напомним, что днем ранее у зданий российских дипмиссий по всей Украине прошли митинги с требованием разрыва дипломатических отношений, которые закончились без серьезных эксцессов. Тем не менее, власть снова подняла тему пересмотра отношений с Москвой — о ненужности дипотношений между нашими странами заявил глава МИД Павел Климкин.
Ситуация резко обострилась после провокации, устроенной Украиной в Керченском проливе. Особенно сильно бандеровцы начали бесноваться как раз в тот день, когда суд в Симферополе выбирал меру пресечения для задержанных российскими пограничниками за нарушение госграницы украинских моряков.
Прислушается ли украинская власть к требованиям националистов изгнать из Украины российский бизнес? Чем и в каком объеме владеет? Почему не ушел, как только стало ясно, что Украина идет на тотальный разрыв?
— Чем-то российские бизнесмены там ещё владеют, — уверен обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— Как и украинские в России. А вообще, налёт на крупный торговый центр в Киеве — это обычный рейдерский захват вполне в духе современной Украины. Боевиков просто наняли, чтобы отжать бизнес.
— Выдавят ли тех, кто остался?
— Там все выдавливают всех. Россияне в этом случае не исключение. Если раньше рейдерские захваты происходили с помощью продажных судов, то теперь к ним прибавились вооруженные до зубов боевики.
— По кому ударит полный уход российского бизнеса?
— В первую очередь, по тем, кто отожмёт этот бизнес за копейки, а то и бесплатно. Если бы российские банки свернули свою деятельность сразу, ещё в 2014 г., это больно ударило бы по украинской экономике. Но все на что-то надеялись. Да и закрыть предприятие сейчас легче, чем продать его из-за низкой покупательной способности населения.
— ВТБ уже собрался судиться с Украиной и лично Порошенко. Будет ли результат? Есть ли смысл обращаться в международные суды?
— Уверен, что ВТБ ничего уже не сможет выторговать. Но это скорее «троллинг» Порошенко, эдакое своевременное напоминание о том, что Россия зашла в банковский бизнес Украины благодаря жадности нынешнего президента Украины.
— Должна ли Москва защищать своих предпринимателей на Украине? И нужно ли ей вообще, чтобы они там работали?
— Любое государство должно защищать своих граждан и своих бизнесменов за рубежом. Но что сейчас должна делать Россия для защиты тех, кто не послушался призывов не сотрудничать с киевским режимом? Дипломатические меры иссякли. Остаются только судебные, санкционные и военные…
— На Украине остались как минимум банки, — поясняет украинский экономист Вадим Коваленко.
Среди них «Альфа» (купил итальянский «Укрсоцбанк» из группы Unicredit), «Сбербанк», «Проминвест» («дочка» ВЭБа). Ряд IT компаний, например, Luxsoft. Причина того, что они не ушли из страны — это активы, которые просто никто не купит. А «взять все и бросить» — это прямой убыток. Если говорить о банках— они держатели украинских ОВГЗ, так что волевым решением это не разрубить. На что надеялись российские бизнесмены? Очевидно, хотели и хотят договориться, только эти активы банально некому продать по справедливой цене…
— Услышит ли власть призывы радикалов покончить с российским бизнесом?
— Нет, не услышат — радикалы все «ручные». Они просто массовка, не более. Режиссер фильма не вносит изменения в сценарий по требованиям массовики.
— А зачем Украине российский бизнес?
— Российский бизнес — это рабочие места, там работают граждане Украины.
— А Украина интересна российскому бизнесу?
— Смотря с какой позиции подойти. Если с точки зрения изоляционизма — нет, можно активы вывести. Но если мы будем мыслить прагматично, то чем хуже российский бизнес любого другого? Как минимум поучаствовать в приватизации украинской земли — весьма ценный актив.
— Как Москва может защищать своих бизнесменов?
— Скажем так, обращаться можно и собирать решения судов в отдельную папку, а в благоприятное время дать этому ход. Это же касается и долга в 3 млрд. долларов.
— Радикалы недовольны не только присутствием российского бизнеса в стране, но и активной торговлей с РФ, — уверен политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Россия, по данным украинского Госстата, остается крупнейшим торговым партнером Украины. По данным за первые девять месяцев текущего года, больше всего украинских товаров и услуг было экспортировано именно в РФ, Импортировано из России на Украину тоже больше, чем из любой другой страны мира, при этом импорт из РФ ощутимо вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И всевозможные антироссийские акции радикалов на это особо не повлияли. Однако, понятно, что российскому бизнесу на Украине все менее комфортно.
Кто-то ушел, конечно. Многие мимикрируют различными способами, чтобы их не ассоциировали с Россией, бизнес всегда ищет лазейки, чтобы выжить. Российский бизнес остается главным инвестором в украинскую экономику, но подавляющую часть инвестиций обеспечивает банковский сектор, который капитализирует свои дочерние структуры на Украине. Крупному банку, такому как «Сбербанк» или «ВТБ», намного сложнее уйти из страны или «притвориться» не российским, чем бутику или даже торговой сети. Ну и в целом любой бизнес старается удержаться на рынке, потому что затем вернуться будет сложно.
Украинский рынок и сегодня достаточно привлекателен, несмотря на существующие проблемы. Уже не раз приходилось говорить: проблемы украинской экономики российские эксперты и СМИ склонны преувеличивать.
Фото Global Look Press