Керченская провокация сделала войну между Украиной и Россией реальной, как никогда. С обеих сторон к ней готовят не только взрослых, но и детей. Так, под Мариуполем десятки детей отправили рыть окопы для украинских военных на берегу Азовского моря. Сюжет об этом вышел на местном телевидении.
В земляных работах приняли участие около 60 детей-сирот из детского дома «Республика Пилигрим». Ради помощи военным их специально сняли с занятий. Мальчики углубляли окопы, девочки очищали от сухой травы участки под новые траншеи. «Двенадцатилетний хлопчик помогал дома матери в огороде и поэтому с лопатой «на ты», — объясняет зрителям корреспондент. При этом речь идет, напомним, о детях сиротах.
Дети на линии фронта выглядят ненормально. «На нулевой позиции, там, где ты видишь врага в лицо, детей быть, конечно, не должно, — признал украинский военнослужащий с позывным „Кit“. — А здесь, в мирной обстановке, они нам помогают и это радует — уже с малых лет детей учат патриотизму». Получается, что фронт в другом месте?
«Это потенциальная линия (обороны), здесь могут произойти случаи атаки с моря — российские десантные корабли на самом деле недалеко», — заявил капеллан ВСУ и глава благотворительного фонда «Республика Пилигрим» Геннадий Мохненко.
Пока под Мариуполем лишь готовятся к вероятной атаке российских Вооруженных сил, на Донбассе идет настоящая война. И атакуют там ВСУ. Так, поселок Коминтерново в ДНР обстреливают ежедневно. «Раньше было ночью, а сейчас среди бела дня. В окно пули залетают», — рассказал местный житель под грохот канонады.
Тем временем, в России детей тоже готовят к войне, но пока морально. О том, что учащимся 4-х классов в рамках занятий по литературе дают задание написать письмо отцу на фронт, в своем ЖЖ рассказала мать петербургской школьницы Ольга Федорченкоиз Петербурга. Ее дочь, вынужденная выполнить задание, просто разрыдалась.
«Какой державный идиот придумывает такие темы для домашних заданий?! Это что, мы готовимся к войне?! Делаем заготовки писем родным?!» — возмущается петербурженка.
По ее словам, многие родители отказались выполнять такие задания. «Скоро ли кончится война? Кто у вас готовит? Не подбили ли тебя фашисты?» — цитирует Федорченко выдержки из «писем отцу» некоторых школьников. «Наверное, имелась в виду Великая Отечественная война», — предполагает она. Наверное.
Однако, судя по окопам под Мариуполем, возможна и другая. Тем более, что на днях на Украине в приграничных с Россией областях было введено военное положение, а вчера Петр Порошенко прямо объяснил это возможностью полномасштабной войны с Россией. «Я хочу, чтобы никто не думал, что это забавы или игрушки», — «успокоил» глава государства.
Российская сторона милитаристский угар Киева поощрять отказывается. В Совфеде военные планы отрицают, а в Госдуме и вовсе назвали «бредом нетрезвого человека». Тем не менее, эмоциональная вовлеченность в конфликт гражданского населения с обеих сторон налицо. Теперь уже и включая детей.
— Обе эти истории, и в России, и на Украине, — грубое нарушение прав детей и прав семей, — считает руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. — Это может нарушить очень тонкую психику детей. Нанести серьезную травму. Просто сейчас всем наплевать на это — каждый выпендривается как может.
Вообще, в России постоянно лезут грязными руками в мозг школьников. Тут надо включать защиту при помощи в том числе прокуратуры. И наказывать этих «креативных» педагогов, кто придумывает такие темы для сочинений. По большому счету надо задать вопрос уполномоченному по правам ребенка. Где вы? Ау! Где правозащитники вообще? Как родитель, я подал бы в суд на организаторов таких мероприятий.
— В случае Мариуполя дети, увы, сироты…
— Тем более там должны подключаться государственные и не государственные правозащитные организации. Потому что таких детей некому защитить от их так называемых опекунов, от директора этого детского учреждения.
А вот активистка незарегистрированной партии «Другая Россия» Ольга Шалина видит в воспитании школьников не только педагогические, но и политические задачи.
— Государство в теории воспитывает из детей граждан, растит человеческий материал в нужном ему направлении, посредством школы, патриотических секций и т. п. Это точно нужно государству, а вот нужно ли это детям зависит уже от конкретной страны. Теория общественного договора хороша только в учебниках, на практике же всё чаще вспоминается «1984» Оруэлла и пропаганда внешней угрозы для отвлечения от внутренних проблем.
Вообще воспитание детей, это такой вариант бессмертия, чтобы они продолжили твое дело, переняли твои ценности. Другой вариант — агитация и пропаганда. По мне так гораздо более эффективный способ, чем теория малых дел и возня с парой карапузов.
— Из «пары карапузов» однажды могут вырасти новый Ленин или маршал Жуков…
— Как-то раз мне пришлось сидеть с детьми моих политических противников — Пети Павленского и Маши Алехиной. Играли с ними, спорили, критиковали овсяную кашу. Подумала, что не хотела бы оказаться в новом 1937-м и увидеть их слёзы. А потом девчонки Павленского спросили у меня, что такое патриотизм, а Машкин сын был очень рад новой военной форме. Правильные оказались дети.
Предлагать детям 4-го класса представить, что папа где-то рискует собой это просто отвратительно, я считаю, и совершенно не нужный стресс для ребёнка. Понимать горечь ситуации конечно надо, но вот так прямо проецировать на себя — опасно. Кто знает какие потом фобии в голове вырастут? И как раз не факт, что такое сочинение вырастит из ребенка патриота и бойца, скорее уж пацифиста.
— Рытье окопов эффективнее?
— В сюжете про украинских сирот, роющих окопы и то больше здравого. Потому что осознание пользы своего конкретного действия, как раз приносит удовлетворение и уверенность, что ты помог, вложился. Забавно, что на мове говорит только автор сюжета. Патриотичные дети и их воспитатель в бундесверовском камуфляже говорят на языке предполагаемого противника, что как раз подчеркивает абсурдность и внешнюю спровоцированность противостояния.
Короче, в мире международного капитала, госкорпораций, лжепатриотизма чиновников уж лучше анархия, чем промывка мозгов.
В свою очередь мать двоих детей Валентина Романова проводит параллель с патриотическим воспитанием советского периода нашей истории.
— Вопрос в том, готовы ли наши дети к принятию пропаганды, к милитаризации общественного сознания. Речь же о воспитании. У нас же когнитивный диссонанс. Не только в воспитании детей, но и во всем обществе. С одной стороны, мы поощряем инфантильность в подрастающем поколении, с другой стороны навязывается образ врага и ощущение что вот-вот Россия ввяжется в очередную Мировую войну.
Интересно, еще и другое, родители читают своим детям книги Аркадия Гайдара, например? Или дают эти книги на самостоятельное чтение? Дети плачут, читая их? Можно детей и в 10 лет подготовить к тому, что будет война. Самое главное, готовы ли сами взрослые? Мало, это чертовский мало — одно задание школьное, необходима соответствующая литература, история, «зарница», начальная военная подготовка, военная кафедра.
Раньше существовала целая система воспитания, а сейчас система разрушена, пытаются надергать из нее отрывки в угоду моменту. Купить военный билет — это показатель успешности.
— Да, многое поменялось…
— Патриотизм сегодня эксплуатируется в рекламных целях, как обертка, а внутри имеем сникерс. Невозможно отказаться от сравнения с Советским Союзом. Советское общество сознательно готовилось к войне и было готово практически за день перейти на военные рельсы. Но эта готовность, во-первых, касалась всех сверху до низу, во-вторых, все — от мала до велика — понимали смысл и цели предполагаемой войны. Сейчас это не так.
Сегодня милитаризация общества очевидна. Как российского, так и украинского. Причем конфликт, как мы видим, затянулся и может использоваться сторонами в собственных внутриполитических интересах. Скажем, Порошенко антироссийская истерия просто выгодна — на носу президентские выборы. Для российских властей регулярно вбрасываемые новости про Крым, Донбасс, Украину тоже служат темами для отвлечения общества от ухудшающейся экономической ситуации и непопулярных реформ типа пенсионной.
Фото АР